Технологическая карта урока
Образовательное учреждение: МБОУ Греково-Степановская СОШ
Учитель: Киселева Лариса Анатольевна
Предмет: Алгебра
Класс: 8 Дата: 30.11.18 г.
Тема | Арифметический квадратный корень. |
Тип урока | Урок изучения новых знаний |
Цель | Знакомство с понятиями «квадратный корень» и «арифметический квадратный корень», формирование умения находить значение арифметического квадратного корня. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: формирование понятий «квадратный корень» и «арифметический квадратный корень», умения находить значение квадратного корня. Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, способам решения новых задач. Метапредметные: регулятивные - уметь ставить цели, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, работать по правилу, алгоритму и образцу, осуществлять оценку результата действия, логически мыслить, рассуждать, доказывать утверждения; коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе; познавательные - уметь читать математический текст и находить информацию в учебнике по заданной теме, на наглядно-интуитивном уровне проводить наблюдение, исследование, анализ и делать выводы. |
Основные понятия | Квадратный корень, арифметический квадратный корень, знак корня (радикала), подкоренное выражение |
Ресурсы | Учебник Алгебра. 8кл. Колягин, Ткачева и др. |
Организацияпространства | Фронтальная, индивидуальная. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |||||
предметные | универсальные учебные действия (УУД) | ||||||||
I. Организационный момент. Цели: создать деловой настрой для занятия; информировать о подготовке к уроку. | Приветствует учащихся, отмечает устно их готовность к проведению урока. | Концентрация внимания на необходимых действиях. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Уметь сосредоточиться на определенном вопросе по математике. | Регулятивные: уметь ориентироваться в требованиях к уроку математики. | ||||
II. Мотивация учебной деятельности. Цели: выработка на лично значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность. Проговаривает девиз урока «Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» (Ф. Сефа). | Концентрация внимания на девизе урока. | Слушают учителя, комментируют девиз. | Формирование представлений о математике как о методе познания окружающей действительности. | Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения. | ||||
III. Актуализация опорных знаний. Цели: актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная и знаковая фиксация и обобщение. | Предлагает заполнить таблицу значениями. Задает вопросы. | На доске начерчена таблица (Приложение 1), такие же таблицы находятся на столах учеников. Учитель предлагает заполнить таблицу значениями (необходимые вычисления выполняются на доске). Задает вопросы: - Какие задачи нам необходимо решить? - О какой фигуре идет речь в V столбце? Как найти ее площадь? - Составить уравнение по условию задачи: | Отвечают на вопросы, заполняют таблицу. - Найти либо сторону, либо площадь прямоугольника. Проговаривают необходимые формулы, комментируют свои действия. - Квадрат. Его площадь равна квадрату стороны. - Составляют уравнение, подбирают корни. Дают объяснение, почему отрицательный корень не удовлетворяет смыслу задачи. | Уметь находить площадь прямоугольника и квадрата, длину стороны квадрата, если известна его площадь. | Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | ||||
Открытие нового знания. Цели: Сформировать понятие квадратный корень, понятие арифметический квадратный корень, научить читать выражения, содержащие квадратные корни. | Организовывает с учениками диалог. | Корни уравнения m2=16, т.е. числа, квадраты которых равны 16 называют квадратными корнями из числа 16. Найдите определение квадратного корня в учебнике. - Мы с вами узнали, что такое квадратный корень. Что же такое арифметический квадратный корень? Найдите в учебнике определение арифметического квадратного корня. Для обозначения арифметического квадратного корня ввели знак радикала (лат. radex - корень). Запись Выражение, стоящее под знаком корня, называют подкоренным выражением. Слово «арифметический» при чтении опускают. Рассмотрим примеры нахождения арифметических квадратных корней:
Учитель подводит учащихся к определению арифметического квадратного корня в буквенном виде. Учитель дает подсказку.
Продолжите. Найдите формулировку в учебнике. Сравним с вашими предположениями. Как вы думаете, всегда ли Тогда при каких (при Приведите примеры выражений, не имеющих смысл, запишите их в тетрадь. Из определения арифметического квадратного корня следует:
Например, | Принимают участие в диалоге. Работают с учебником. Слушают учителя, записывают в тетрадь обозначения и определения, проговаривают в парах определения. | Уметь извлекать квадратный корень, доказывать, что он извлечён верно. | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, выражать мысли устно и письменно. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы. | ||||
VI. Первичное применение нового знания. Цели: научиться извлекать квадратные корни и объяснять ответ; определять, имеет ли смысл выражение с квадратными корнем. | Организует работу по решению примеров на доске и в тетрадях. | Решить задания учебника в тетрадях и на доске № 306 – 310 (нечётные). | Решают задания в тетрадях и на доске. Отвечают на вопросы учителя. | Уметь извлекать квадратный корень, доказывать, что он извлечён верно. | Познавательные: уметь ориентироваться в необходимых формулах, использовать математический язык для оформления письменного решения примеров. Коммуникативные: уметь аргументировать своё мнение и позицию. Регулятивные: уметь анализировать и делать выводы. | ||||
V.Рефлексия учебной деятельности. Цели: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование изученного материала, рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Ответить на вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили, узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. | Уметь повторять рассмотренные формулы, анализировать собственную учебную деятельность. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | ||||
VI. Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание. Цель: выставить оценки по итогам урока | Выставляет оценки с комментированием успешных и неуспешных действий учащихся | Домашнее задание: § 20. № 306 – 310 (чётные). | Слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы по необходимости | Уметь выявлять аналогию предметных действий. | Регулятивные: уметь прогнозировать ситуацию. Личностные: уметь выполнять оценку и самооценку деятельности |