УТВЕРЖДАЮ
Технологическая карта урока
Курс: III Взвод : 7 Математика Тема урока: Экстремумы функции | Цели урока: -Повторение изученного материала. - Отработать навыки нахождения критических точек и точек экстремума; - Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ. Тип урока: комбинированный |
Планируемые результаты Предметные: Выполнять преобразования при нахождении точек экстремума, владеть умениями решать задачи. Личностные: Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, формирование учебной мотивации. Метапредметные Регулятивные: Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Познавательные: Владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий; Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении. | Задачи урока Образовательные: -уметь применять математические знания к решению практических задач. –формировать умения работать по алгоритму; - формировать умения аналитически и графически определять наличие у функции критических точек и точек экстремума. Развивающие: – развивать познавательную активность, положительную мотивацию к предмету. – развивать математический и общий кругозор, внимание, умение сравнивать, классифицировать, проводить анализ и самоанализ. Воспитательные: – воспитать ответственность, самостоятельность, умение работать в коллективе; – воспитать волю и упорство для достижения конечных результатов.
|
Ресурсы: УМК Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Алимов Ш.А . | Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая |
Формы контроля: текущий, индивидуальный опрос | Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, экран |
Этап урока, время | Деятельность учителя | Речь учителя | Деятельность обучающихся
|
1.Организационный момент (3 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания суворовцев. Четко сформулировать цели урока. | Здравствуйте, товарищи суворовцы! Тема урока: Экстремумы функции Цели урока: -Повторение изученного материала. - Отработать навыки нахождения критических, точек и точек экстремума; - Подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ.
| Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест |
2.Мотивация к учебной деятельности. Проверка домашнего задания (5 мин)
| Фронтальный опрос, устная работа со взводом. | Сегодня мы с вами будем обобщать, систематизировать полученные нами знания по данной теме, отрабатывать навыки нахождения критических точек и точек экстремума (слайд 2) Для того, чтобы добиться желаемой цели, нам необходимо повторить понятия связанные с нашей темой. (слайд 3) 1) Определение критических точек. 2) Признак максимума функции. 3) Признак минимума функции. 4) Экстремумы функции. 5) Алгоритм нахождения точек экстремума. | Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока. Работа с учителем, отвечают. 1) Точки, в которых производная равна нулю или не существует, называются критическими. 2) Если производная меняет знак с «+» на «-», а в самой точке равна 0, то данная точка будет точкой максимума функции. 3) Если производная меняет знак с «-» на «+», а в самой точке равна 0, то данная точка будет точкой минимума функции. 4) Точки максимума и точки минимума- экстремумы функции. 5) Алгоритм нахождения точек экстремума 1. Найти область определения функции. 2. Найти f'(x). 3. Найти критические точки, т.е. точки, где f'(x) = 0 или f'(x) не существует. (Производная равна 0 в нулях числителя, производная не существует в нулях знаменателя) 4. Расположить область определения и эти точки на координатной прямой. 5. Определить знаки производной на каждом из интервалов 6. Применить признаки. 7. Записать ответ. |
3.Актуализация знаний, умений, навыков (7мин)
| Актуализировать знания обучающихся; создать условия для отработки у обучающихся умений, навыков по теме | I. Вычислить производную функции. (задание выполняется самостоятельно, с дальнейшей самопроверкой) Приложение 1 Ответы на слайде 4 II. Дополнительное задание: (слайд 5) На рисунке изображён график функции y=f (x). На оси абсцисс отмечены восемь точек: x1, x2, x3, x4, x5, x6, x7, x8. В скольких из этих точек производная функции f (x) отрицательна? Вспоминаем признаки монотонности функции.
| I. Применяют теоретический материал на практике. Сверяют ответы и сдают учителю. II. Ответ обучающихся: Производная отрицательна в точках, лежащих в промежутках убывания: x2, x4, x6 и x8. Таких точек на графике 4. Признаки монотонности функции Если f (x)0 в каждой точке интервала, то функция f(x) возрастает на этом интервале. Если f (x) точке интервала, то функция f(x) убывает на этом интервале.
|
4. Закрепление полученных знаний на практике. (10 мин) |
Предлагает решить на доске задания , которые встречаются на ЕГЭ Организует проверку
|
1. При помощи слайда 6 по алгоритму исследования функции на экстремумы обучающиеся получают задание для работы в парах. Два человека работают у доски. Проверяем и обсуждаем решения. Найти точки экстремума функции 1) f(x)=x4-4x3 2) f(x)= 5x3-3x5 2. Работа по слайду 7 На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на интервале (−6; 5). Найдите точку экстремума функции f(x) на отрезке [−5; 4].
| 1. Суворовцы работают у доски. Проверяют свою работу и работу товарищей у доски. 2. Если производная в некоторой точке равна нулю и меняет знак, то это точка экстремума. На отрезке [–5; 4] график производной пересекает ось абсцисс, производная меняет знак с минуса на плюс. Следовательно, точка -2 является точкой экстремума.
Ответ: -2.
|
5. Индивидуальная работа (15 мин) | Предлагает решить задания
| Работа по карточкам (слайд 8) Приложение 2
| Решают самостоятельно, сдают учителю на проверку |
6. Рефлексия и домашнее задание (5мин)
| Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.(слайд 9) | Прочитайте цели задачи урока, которые были поставлены перед вами. Достигли ли вы поставленной цели? С какими трудностями столкнулись? Домашнее задание: п.50 № 957, 958, 919(1,2) | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
№ | Задание | Ответ |
1 | f(x) = 3х2 – 4х + 5 | f '(x) = 6х – 4 |
2 | f(x) = sin x – cos x | f '(x) = cos x + sin x |
3 | f(x) = ex + ln x | f '(x) = ex + |
4 | f(x) = е2х - 6ех + 7 | f '(x) = 2е2х - 6ех |
5 | f(x) = - х3 + 3х2 + 9 х - 29 | f '(x) = - 3х2 + 6х + 9 |
№ | Задание | Ответ |
1 | f(x) = 3х2 – 4 х + 5
|
|
2 | f(x) = sinx – cosx
|
|
3 | f(x) = ex + lnx
|
|
4 | f(x) = е2х- 6ех + 7
|
|
5 | f(x) = - х3 + 3х2 + 9 х - 29
|
|
Приложение 2