Технологическая карта по русскому языку "Местоимение как часть речи (повторение)"

На данном уроке учащиеся в форме игры-расследования систематизируют свои знания о местоимении.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Тема урока Местоимение как часть речи (повторение)

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знания: знать существенные признаки местоимения


Умения: уметь распознавать местоимения и определять его роль в предложении

Познавательные УУД:

-определение цели своего обучения;

-умение классифицировать части речи;

-устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

-анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую;

-чтение текста, выполнение заданий.

Регулятивные УУД

-целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

-принимать и сохранять учебную задачу;

-отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания.

Коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

-выполнять практические упражнения;

-использование речевых средств для решения коммуникативных задач.

-формирование нравственно-этических качеств личности;

-воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

Умение высказывать свое мнение и отстаивать его


Цель урока – обобщить знания о местоимении как части речи

Задачи изучения темы (действия учителя)

1. Закрепить знания учащихся о местоимении.

2. Формировать у учащихся умение выделять существенные признаки и свойства местоимений

3. Воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах и группах.

Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-ориентационный этап

1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).


-Подравнялись. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу и подарите хорошее настроение. Присаживаемся.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.

– Посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!"  (слайд 1)
– А что такое тайна? (скрытая информация, нечто неразгаданное).
– А вы готовы открывать тайны? Тогда начнём.


Приветствие гостей, учащихся. Настраиваются на работу

1.2. Целевая основа деятельности.


- Запишите с доски число, классная работа в ваши тетради.

- А кто больше всех любит разгадывать тайны? (детективы)

(показать видео) (слайд 2)

- Верно, и сегодня к нам в школу приходил настоящий детектив. Но вас не встретил… Он ищет злодея и хотел попросить у вас помощи, чтобы его поймать.

Я предлагаю вам помочь детективу в расследовании тайны – кто же является этим злодеем?

Но уходя, наш детектив оставил послание. Вот только я не знаю, куда оно подевалось… Посмотрите вокруг, загляните под парты (под одной партой будет прикреплен конверт).

- Надо же! Вот наше послание! Давайте быстрее его откроем и узнаем, что оставил нам детектив!

(слайд 3)

-Что же это такое? Зачем нам нужна эта буква?

- Правильно, чтобы выполнить минутку чистописания. (на экране появляется видео правильного написания буквы). (видео)

-Давайте внимательно пропишем эту букву всю строчку, соблюдая правильный наклон письма и положение за партой.

- Посмотрите, ребята. На обратной стороне листа дана подсказка – «Это первая и четвертая буква имени злодея». (вешаем на доску буквы).


Записывают в тетради число, классная работа.

Отвечают на вопросы, прописывают заглавную и строчную букву К,к в тетради.

2. Поисковый этап

2.1. Планирование деятельности


-Начало уже положено. Молодцы!

- Пока вы выполняли минутку чистописания, мне на почту пришло письмо.

Оно от злодея! Давайте прочитаем. (слайд 4, 5)

«Вы никогда меня не найдете! Я спрятался от всех в тетради. Она мне ооочень нравится! Если вы отгадаете тему урока, то так и быть я дам вам подсказку – две буквы моего имени».

- Внимательно посмотрите на это послание. Что вы заметили? (выделены слова –я, вы, она).

- А как можно назвать эти слова? (местоимения)

- Так какая же тема нашего урока? (Местоимения, как часть речи).

- Давайте определим цель урока? (закрепить знания о местоимении, как части речи).


Читают задание.

Определяют тему урока, цель.

2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме


- Как мы достигнем этой цели? (будем выполнять задания на повторение знаний о местоимении, будем находить местоимения в предложениях, вспомним роль местоимения в предложении).

- Я думаю, что с эти заданием мы справились. И вот нам пришел ответ от злодея – «л», «и». Это две буквы имени. (вешаем на доску).


Определяют задачи.

3. Практический этап

3.1. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др.

(Работа в группах, индивидуальная работа)

(На экране появляется детектив с посланием). (слайд 6)

«У меня так и не получилось разгадать 3 послание злодея… Ребята, помогите!

У вас на столе лежат желтые конверты. Выполните задание и узнайте еще одну букву имени».

- Откройте конверты и посмотрите на задание. Вам будет необходимо выполнить упражнение 178 с.104. (слайд 7)


- Прочитайте предложения.

- Что в них необычного? (повторение слов)

– Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений? (заменить слово местоимением)

– Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится. (работа в группах на листе).

Напоминай, что в группе работают все, слушаем мнения друг друга.

– Давайте проверим полученные предложения. Поменяйтесь листочками с другой группой. (проверка по эталону на доске). (слайд 8)

- Верните обратно лист с заданием группе и посчитайте количество правильных ответов.

- Запишите в тетрадях Упражнение 178. Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями.

– Давайте сделаем вывод: зачем же нам нужны местоимения? (Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным).

- А теперь прочитайте другие предложения на доске.

Он расцвел в…сной. Он нежный и хру…кий.

– O чем говорится в предложениях? Понятно?

– Мы можем только предположить, что речь идет o цветке. А o каком цветке идет речь, мы не можем сказать.

– Какой вывод можно сделать? (Местоимения не обозначают предмет, а указывают на него).

-Замените местоимение в первом предложении на существительное, вставьте пропущенные буквы. А каком цветке идет речь? Правильно, подснежник. (рисунок на доску)

Запишите это словарное слово в словарик.

- Запишите полученный текст. (к доске выходит ребенок)

Подснежник расцвел весной. Он нежный и хрупкий.

- Я думаю, что вы заслужили 2 буквы - «с», «ч».

- После такой трудной работы необходимо отдохнуть (физминутка).


Выполняют групповое задание на листе





























Взаимопроверка с эталона на доске





Выполнят упражнение в тетради.






Работа у доски








Выписывают словарное слово


Записывают предложение в тетрадь

3.2. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

- Осталось последнее послание. Возьмите в руки белые листы. Давайте прочитаем, что необходимо сделать. (слайд 9)

Распредели слова на три группы в зависимости от того, каким местоимением можно заменить каждое из них.

Трава, солнце, облако, трамвай, заяц, ракета.

Он: ______________________________________________________

Она: _____________________________________________________

Оно: _____________________________________________________


- Выполните это задание самостоятельно.

- Давайте проверим вашу работу (самопроверка по эталону на доске). (слайд 10)

Он: трамвай, заяц.

Она: трава, ракета.

Оно: солнце, облако.

- Вы получили последнюю букву «я».

- Так давайте же узнаем имя нашего злодея! (Кляксич) (появляется на экране) (слайд 11)

Вот мы и помогли детективу разгадать тайну имени.

(на экране появляется детектив и говорит слова благодарности) (слайд 12)

- Какие злые дела совершает Кляксич? (портит тетради, портит окружающую среду)

- Для того, чтобы мы с вами больше не видели этого Кляксича, я предлагаю выполнить последнее задание. Возьмите в руки маленькие листочки. Сотрите Кляксича! И надеюсь, что в ваших тетрадях он больше не появится.



Самостоятельная работа




















Определяют имя злодея

Выполняют задание

4. Рефлексивно-оценочный этап

4.1. Рефлексия результатов деятельности

Давайте подведем итога урока.

- О какой части речи говорили на уроке?

- Что такое местоимение?
– Вместо каких частей речи можно употреблять местоимения?

- Какая была цель урока?

- Как вы считаете, вы достигли цели?

Отвечают на вопросы

4.2. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

- Так как сегодня мы были детективами, я предлагаю вам завершить урок следующим образом.

Кто понял тему и сможет определить местоимение, то можете приклеить изображение детектива.

А у кого остались еще вопросы и не совсем понятна тема, то можете приклеить Кляксича.

Домашнее задание – карточка.

За работу на уроке сегодня оценки получают ….

Приклеивают картинки на листок

Получают домашнее задание, оценки за урок





Сохранить у себя:
Технологическая карта по русскому языку "Местоимение как часть речи (повторение)"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки