Технологическая карта урока
Тема урока Местоимение как часть речи (повторение) Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Знания: знать существенные признаки местоимения Умения: уметь распознавать местоимения и определять его роль в предложении | Познавательные УУД: -определение цели своего обучения; -умение классифицировать части речи; -устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения; -анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую; -чтение текста, выполнение заданий. Регулятивные УУД -целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную; -принимать и сохранять учебную задачу; -отличать верно выполненное задание от неверного, давать собственную оценку полноте выполненного задания. Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; -выполнять практические упражнения; -использование речевых средств для решения коммуникативных задач. | -формирование нравственно-этических качеств личности; -воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку; -умение реализовывать теоретические познания на практике; Умение высказывать свое мнение и отстаивать его
| |
Цель урока – обобщить знания о местоимении как части речи Задачи изучения темы (действия учителя) 1. Закрепить знания учащихся о местоимении. 2. Формировать у учащихся умение выделять существенные признаки и свойства местоимений 3. Воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах и группах. | |||
Этапы урока | |||
Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | ||
1. Мотивационно-ориентационный этап | |||
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).
-Подравнялись. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Повернитесь друг к другу и подарите хорошее настроение. Присаживаемся. Начинается урок. – Посмотрите на девиз нашего урока: "Учитесь тайны открывать!" (слайд 1)
| Приветствие гостей, учащихся. Настраиваются на работу | ||
1.2. Целевая основа деятельности.
- Запишите с доски число, классная работа в ваши тетради. - А кто больше всех любит разгадывать тайны? (детективы) (показать видео) (слайд 2) - Верно, и сегодня к нам в школу приходил настоящий детектив. Но вас не встретил… Он ищет злодея и хотел попросить у вас помощи, чтобы его поймать. Я предлагаю вам помочь детективу в расследовании тайны – кто же является этим злодеем? Но уходя, наш детектив оставил послание. Вот только я не знаю, куда оно подевалось… Посмотрите вокруг, загляните под парты (под одной партой будет прикреплен конверт). - Надо же! Вот наше послание! Давайте быстрее его откроем и узнаем, что оставил нам детектив! (слайд 3) -Что же это такое? Зачем нам нужна эта буква? - Правильно, чтобы выполнить минутку чистописания. (на экране появляется видео правильного написания буквы). (видео) -Давайте внимательно пропишем эту букву всю строчку, соблюдая правильный наклон письма и положение за партой. - Посмотрите, ребята. На обратной стороне листа дана подсказка – «Это первая и четвертая буква имени злодея». (вешаем на доску буквы).
| Записывают в тетради число, классная работа. Отвечают на вопросы, прописывают заглавную и строчную букву К,к в тетради. | ||
2. Поисковый этап | |||
2.1. Планирование деятельности
-Начало уже положено. Молодцы! - Пока вы выполняли минутку чистописания, мне на почту пришло письмо. Оно от злодея! Давайте прочитаем. (слайд 4, 5) «Вы никогда меня не найдете! Я спрятался от всех в тетради. Она мне ооочень нравится! Если вы отгадаете тему урока, то так и быть я дам вам подсказку – две буквы моего имени». - Внимательно посмотрите на это послание. Что вы заметили? (выделены слова –я, вы, она). - А как можно назвать эти слова? (местоимения) - Так какая же тема нашего урока? (Местоимения, как часть речи). - Давайте определим цель урока? (закрепить знания о местоимении, как части речи).
| Читают задание. Определяют тему урока, цель. | ||
2.2. Фиксация плана в устной или письменной форме
- Как мы достигнем этой цели? (будем выполнять задания на повторение знаний о местоимении, будем находить местоимения в предложениях, вспомним роль местоимения в предложении). - Я думаю, что с эти заданием мы справились. И вот нам пришел ответ от злодея – «л», «и». Это две буквы имени. (вешаем на доску).
| Определяют задачи. | ||
3. Практический этап | |||
3.1. Применение знания, умений в новой ситуации, формирование предметных способов действий, создание алгоритма и др. (Работа в группах, индивидуальная работа) (На экране появляется детектив с посланием). (слайд 6) «У меня так и не получилось разгадать 3 послание злодея… Ребята, помогите! У вас на столе лежат желтые конверты. Выполните задание и узнайте еще одну букву имени». - Откройте конверты и посмотрите на задание. Вам будет необходимо выполнить упражнение 178 с.104. (слайд 7)
- Прочитайте предложения. - Что в них необычного? (повторение слов) – Выскажите мнение: что нужно сделать, чтобы не было повторов одного и того же имени существительного в каждой паре предложений? (заменить слово местоимением) – Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится. (работа в группах на листе). Напоминай, что в группе работают все, слушаем мнения друг друга. – Давайте проверим полученные предложения. Поменяйтесь листочками с другой группой. (проверка по эталону на доске). (слайд 8) - Верните обратно лист с заданием группе и посчитайте количество правильных ответов. - Запишите в тетрадях Упражнение 178. Запишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, повторяющиеся имена существительные местоимениями. – Давайте сделаем вывод: зачем же нам нужны местоимения? (Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным). - А теперь прочитайте другие предложения на доске. Он расцвел в…сной. Он нежный и хру…кий. – O чем говорится в предложениях? Понятно? – Мы можем только предположить, что речь идет o цветке. А o каком цветке идет речь, мы не можем сказать. – Какой вывод можно сделать? (Местоимения не обозначают предмет, а указывают на него). -Замените местоимение в первом предложении на существительное, вставьте пропущенные буквы. А каком цветке идет речь? Правильно, подснежник. (рисунок на доску) Запишите это словарное слово в словарик. - Запишите полученный текст. (к доске выходит ребенок) Подснежник расцвел весной. Он нежный и хрупкий. - Я думаю, что вы заслужили 2 буквы - «с», «ч». - После такой трудной работы необходимо отдохнуть (физминутка).
| Выполняют групповое задание на листе
Взаимопроверка с эталона на доске
Выполнят упражнение в тетради.
Работа у доски
Выписывают словарное слово
Записывают предложение в тетрадь | ||
3.2. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. - Осталось последнее послание. Возьмите в руки белые листы. Давайте прочитаем, что необходимо сделать. (слайд 9) Распредели слова на три группы в зависимости от того, каким местоимением можно заменить каждое из них. Трава, солнце, облако, трамвай, заяц, ракета. Он: ______________________________________________________ Она: _____________________________________________________ Оно: _____________________________________________________ - Выполните это задание самостоятельно. - Давайте проверим вашу работу (самопроверка по эталону на доске). (слайд 10) Он: трамвай, заяц. Она: трава, ракета. Оно: солнце, облако. - Вы получили последнюю букву «я». - Так давайте же узнаем имя нашего злодея! (Кляксич) (появляется на экране) (слайд 11) Вот мы и помогли детективу разгадать тайну имени. (на экране появляется детектив и говорит слова благодарности) (слайд 12) - Какие злые дела совершает Кляксич? (портит тетради, портит окружающую среду) - Для того, чтобы мы с вами больше не видели этого Кляксича, я предлагаю выполнить последнее задание. Возьмите в руки маленькие листочки. Сотрите Кляксича! И надеюсь, что в ваших тетрадях он больше не появится. |
Самостоятельная работа
Определяют имя злодея Выполняют задание | ||
4. Рефлексивно-оценочный этап | |||
4.1. Рефлексия результатов деятельности Давайте подведем итога урока. - О какой части речи говорили на уроке? - Что такое местоимение? - Какая была цель урока? - Как вы считаете, вы достигли цели? | Отвечают на вопросы | ||
4.2. Рефлексия эмоционального состояния и настроения - Так как сегодня мы были детективами, я предлагаю вам завершить урок следующим образом. Кто понял тему и сможет определить местоимение, то можете приклеить изображение детектива. А у кого остались еще вопросы и не совсем понятна тема, то можете приклеить Кляксича. Домашнее задание – карточка. За работу на уроке сегодня оценки получают …. | Приклеивают картинки на листок Получают домашнее задание, оценки за урок |