Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Е.И.Носова

Данный сценарий, разработанный в рамках научного общества учащихся "Светоч", - это рассказ о писателе, его жизненном и творческом пути, анализ его самых известных произведений. В сценарий включены стихотворения, посвящённые Е.И.Носову и его произведениям, выразительное чтение отрывка из его рассказа "Живое пламя". В литературной гостиной принял участие писатель Б.Агеев. Сценарий составлялся к 90-летнему юбилею, но не потерял своей актуальности для внеклассной работы по литературе.

Содержимое разработки


МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова»

НОУ «Светоч». Руководитель Шкодкина О.Н.

Литературная гостиная

«Поговорим о Мастере»

(Сценарий литературной гостиной – коллективное творчество учащихся 8 – 9 классов)


«...Он освещает проблемы, существенно важные для
Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о
социальной справедливости, о том, как жить и что
делать...»

И. Баскевич

"...И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами,

а в диалогах - живейший разговорный язык, в нём и характер

каждого говорящего и достоверно скрестившийся момент".
                  А.И.Солженицын


Ведущий1: Добрый день, дорогие участники литературной гостиной!

Ведущий 2: Здравствуйте! Давайте поговорим об одном из самых известных писателей нашей страны, о гордости нашего соловьиного края – о Евгении Ивановиче Носове.

Ученик 1 читает стихотворение Владимира Рябынина (Сергеев Д.):


Ведущий 1: АНЯ П.

Строк о нем написано немало, трудно сегодня найти человека, который сказал бы, что ничего не читал из произведений Евгения Ивановича, ведь знакомство с ним начинается еще в детстве…

Ведущий 2: ТОНЯ Б.

Давайте с вами вспомним историю жизни замечательного творца слова!


Ученик 2: Презентация АНЯ

Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, которое, примостившись на берегу одной из проток Сейма, с колоколенкой и парком лип, и сегодня четко просматривается из Курска с невысокого берега Тускари. Там, в доме деда, в многодетной крестьянской семье Евгений Носов провел детские годы. Одно время его отец трудился в Артемовске на строительстве хлебозавода, но главным образом - слесарем на Курском механическом заводе. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Будущий писатель хорошо помнит и тропу, которую еще ребенком с матерью торил в город и обратно. "Хлеба стояли вровень с моей головой, при каждом порыве ветра колосья щекотали мне шею и ухо", - пишет Евгений Носов в одном из рассказов.

Ученик 3 ТОНЯ

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943, после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Полтора года находился на передовых позициях,солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К.Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Его боевой путь пролег через Брянск, Могилев, Бобруйск, Варшаву. На этом пути рядовой Носов подбил немало вражеской военной техники, был награжден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".

Ученик 4: ВЕРА (8 Г)

Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Как вспоминает сам писатель:

Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы».

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973),— детство и война — «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

Ученик 5: ТАНЯ Ч.(8 Г)

Не зная, как облегчить участь домашних, Евгений Носов спешно, за один год, сдал экзамены за среднюю школу. Вскоре вслед за будущей женой Валентиной Ульяновой, окончившей техникум советской торговли и получившей направление на работу в Казахстан, уехал он в город Талды-Курган. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, в Средней Азии он устроился работать художником- оформителем в газету «Семиреченская правда». Затем в редакции, рассмотрев в молодом Евгении Носове задатки писателя, поручили поначалу в качестве специального корреспондента разъезжать по городам и весям, потом доверили вести отдел промышленности, транспорта и торговли.

«Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики»,- вспоминал Е.И. Носов.

Ученик 6: ЛИЛЯ (8В)

В 1951 году Евгений Носов вернулся в Курск и стал трудиться в редакции газеты "Молодая гвардия", где последовательно заведовал отделами рабочей молодежи, сельской молодежи и комсомольской жизни.

В 1957 году серьезно занялся литературным трудом. Чтобы выгадать время для творчества, вновь пошел на должность художника-оформителя. Выступал с небольшими рассказами в периодической печати. Первый рассказ «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе. К началу 1958 года составил сборник "На рыбачьей тропе", и Курское литературное объединение послало его на Всероссийский семинар в Ленинград. Руководители группы во главе со Всеволодом Рождественским высоко оценили опыты молодого прозаика, по выходу книги рекомендовали его в Союз писателей СССР. После окончания Высших литературных курсов (1961-1963) Евгений Носов перешел на профессиональную писательскую работу.


Ученик 7: НАСТЯ Р. (8Г)

«...В каждой написанной вещи Евгений Носов был неповторим. Способность не повторяться свидетельствует о неисчерпаемости худож­ника, который питается невидимыми и непрерывными излучениями от­куда-то свыше. Иначе невозможно объяснить интерес писа­теля к жизни, его пристрастность к изгибам бытия, его неустанно-пристальное вглядывание в судьбы и характеры людей», - эти строки принадлежат курскому поэту Борису Агееву, и с ними невозможно не согласиться!

- У нас в гостях курский писатель Борис Петрович Агеев. Слово писателю!

(Выступление Б. Агеева)


Ведущий 2: ТОНЯ Б. (8 В)

А вы знаете, где находятся памятные знаки, связанные с Е.И., и, конечно же, с одним из героев его рассказов?

(Мемориальная доска на доме по ул. Блинова, где жил писатель, памятник на ул. Блинова, памятник «Гусю-адмиралу» во дворе юношеской библиотеки на ул. К.Маркса)

Ведущий 1: АНЯ П. ,(8 В)

В ранних произведениях Носов уже вполнепроявил свой почерк художника-мастера слова неброская акварельность его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. Наблюдательный живописец умело отбирает подробности бытия, звуки, краски, поройнезаметные равнодушному, суетному или просто не умеющему, видеть" глазу. В своиэтюды он впускает животных, птиц, насекомых, заставляет читателя наклониться к самому скромному полевому цветку...

Вспомним рассказ «Тридцать зёрен»

Ученик 8: КОРОВИНА ЖЕНЯ (Краткий анализ рассказа

Рассказ напоминает притчу о назначении человека и о смысле творчества.

-Кто ты?

- Я - Человек

- Что такое человек?

Писатель, с неостывающей любовью относился к природе. Пройдя военные испытания, пережив ранение и другие беды военных лет, Носов навсегда сохранил в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, о животных, героях его рассказов, полны возмущения бездуховностью, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.


Ученик 9: читает стихотворение Ирины Максимовой «Светлые страницы»: Таня Д. (8 В)

Ученик 5: ТАНЯ Ч. (8 Г)

Внимательный взгляд писателя замечает тысячи трав, растений, создающих ощущение радости бытия. При этом Евгений Иванович предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает и философский взгляд на течение земной жизни. В его рассказах есть над чем подумать. Писатель приглашает вместе поразмышлять над важными вопросами бытия.

Стихотворение Е. Акимовой «Маки»


Ведущий 1: В рассказах о войне у Носова нет героического пафоса. В «Живом пламени» нет военных сцен. Но тем не менее о войне сказано очень сильно.

Вспомним этот рассказ.


Ученик 10: ЛЕРА Б. (8 В)

Краткий анализ рассказа…………….

За судьбой Алексея, сына Ольги Петровны, встают миллионы, чья жизнь, как мак отцвела кратко, но ярко. Красные маки – символ крови, пролитой во имя жизни. Но маки продолжают алеть, их огонь горит, чтобы не дать погаснуть пламени жизни.


Отрывок из рассказа «Живое пламя» 5 А (Читают наизусть Евланов А. и Борисова Ю. )


Влада Б. (8 Г)

Краткий рассказ о Мастере и анализ рассказа «Красное вино победы»


Ведущий 2: ТОНЯ Б. (8 В)

За книгу "Шумит луговая овсяница" Е.И.Носову была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975). За рассказы 90-х годов Евгений Иванович был отмечен Международной литературной премией имени М.А. Шолохова (1996), а в 2001 году был удостоен премии имени А. Солженицына.
Евгению Носову присвоено звание Героя Социалистического Труда (1990), он награжден двумя орденами Ленина (1984, 1990), орденами Трудового Красного Знамени (1975) и "Знак Почета" (1971), медалями. Лауреат различных премий крупнейших издательств РФ.

По его произведениям: повести «Усвятские шлемоносцы» и по лирическим рассказам - сняты кинофильмы «Родник» (режиссёр А.Сиренко) и «Цыганское счастье» (режиссёр C. Никоненко ).

А еще стоит отметить, что с 1982 года Евгений Иванович - Почётный гражданин Курска.


Ведущий 1: АНЯ П. (8 В)

Стоит отметить один факт из истории переводов произведений Евгения Носова на иностранные языки: книги Е.И. Носова переведены на огромное количество языков, среди экзотических для нас языков амхАраи, суахИли значится и японский перевод.

Как вы думаете, чем же оказался близок японцам мир, созданный творческим воображением писа­теля из России, рождённого и возросшего на полустепной равнине, вдали от прикосновенных японским берегам морей?

«Принцип» своего творчества сам автор объяснял примерно так: ПРОСТО написать ПРОСТУЮ историю о ПРОСТОМ. То есть, Евгений Носов себе задавал каждый раз задачу не навязываться читателю с литературным вымыслом, а как бы дать жизни самой рассказать о себе.

Главное качество произведений Носова – их искренность, поэтому они никого не оставляют равнодушным.


Миниатюра Е.И.Носова «О счастье» (Учитель)

Ученик 11А Константинов Д. читает стихотворение Ирины Максимовой «Памяти живые лоскутки».


Приложение.

1.

«Евгений Носов,— в оценке Ю. Бондарева,— один из самых талантливых наших стилистов. Современный русский литературный язык с его безграничной емкостью, мужественной строгостью и застенчивой нежностью сверкает в его книгах подобно драгоценному камню, отшлифованному мастером. Читать его — истинное наслаждение и вместе незабываемое путешествие в глубокий и искренний мир его жизненного опыта и чувств, вобравших в себя и трагедию, и красоту человека. В своих книгах он объясняется всему сущему в любви, но и ненавидит, страдает, подает сигналы бедствия, рождается и погибает вместе с героем, испытывает мучительную боль за человека в дни его бед и тихую гордость за него в пору их преодолений». (В кн.: Носов Е. Усвятские шлемоносцы. М., Мол.гвардия, 1980, с. 3-4).


2.

Владимир Рябынин

С мужиками, с косою отбитою,

Он ходил по утрам на покосы.

И ложились словами забытыми

На бумагу усвятские росы.


В чернолесье словесном затерянный,

Среди займищ наречий людских,

Находил он веками проверенный

Тот единственно верный язык.


Собирал, как росу светлослёзную,

По единому слову души,

Чтоб сказать нам по-мятлевски прозою:

Как покосы у нас хороши!


Те слова, знаю я, не расплавятся

В быстротечности каждого дня…

Все шумит луговая овсяница,


3.

Ирина Максимова. “Светлые страницы”.


Все донести, не расплескав –

И перезвон ручья, и листьев шепот,

И птичий разговор, и запах трав,

Прелюдию весны и ночи шорох...


И радуги бегущий водопад,

И майский дождь, танцующий по лужам,

Туман молочный над рекой и листопад,

Узор мороза от январской стужи...


И людям подарить любовь свою,

И помощь Человека – меньшим братьям,

И книгу написать еще одну.

Где жизни подвиг весь успеть собрать бы...


На светлых тех страницах – целый мир,

Весь лик земли – от края и до края...

И нет цены им, близким и родным,

Лишь радостно вздохнешь, их вновь и вновь читая...


4.

Е. Акимова. «Маки»

Война прошла, минуло много лет,

Из памяти стирая дни и годы.

Но не забудь, Россия, этих бед,

О них тебе напомнят маков всходы...


Алеют маки искрой на земле,

И пламень тот горит не угасая,

Он обжигает сердце всей стране,

О горьких годах ей напоминая.


И сердце наше память ту хранит,

И слёзы скорби на глазах усталых,

И память прошлого в душе земли горит,

Как тот пожар в траве из маков алых...


5.

Е.Носов «Живое пламя» (отрывок)

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

— Вот и все,— сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

— Да, сгорел...— вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.— А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.


6.

Ирина Максимова. «Про гуся»

...Тот Белый гусь уже прожил немало.

Вожак, красавец, крепкое перо...

И клюв его кокардой адмирала

Всю стаю призывал равнять крыло.

Однажды и его настигло горе,

Которое бывает у людей:

Погибла мать-гусыня. И нету доли

Печальней для ее сирот-детей...


Двенадцать несмышленышей пушистых

Тогда он принял под свое крыло,

И не было добрее, лучше, чище,

Чем та любовь отцовская его...

...Град бил прицельно – по реке, по лугу,

Никто не ожидал его весной.

Цветущий берег был уже не другом,

А полем битвы, что сравнишь с войной.


Не выдержали гуси и бежали

Под хлипкую защиту лозняка,

А за собою сзади оставляли

Недвижные тельца молодняка...

Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,

Детей своих укрыл и защитил.


Когда гроза прошла, он, обессилев,

Свои глаза уж больше не открыл...

А маленький гусенок-одуванчик

На солнце в капельках дождя сиял...

И на крыле отца, как желтый мячик,

От счастья замерев, мир открывал...





7.

Ирина Максимова «Памяти живые лоскутки».


Я памяти сошью живые лоскутки,

Как стеганное в детстве одеяло,

Из добрых слов, из истин и любви,

Всех лучших книг, что я читала.


Когда печалью полнится душа,

Или усталость глянет тихим взглядом,

Я открываю книгу, и она

Как лучший друг, опять со мною рядом.


И вновь уютным станет дом,

И тишина о чем-то вдруг зашепчет,

Страницы оживут вдруг, и потом

Так быстро промелькнёт короткий вечер.


Есть книги, как открытая душа,

И с ними неохота расставаться...

В них – детство, и природа, и мечта,

Там мир, в котором хочется остаться.



Реквизит: портрет писателя, удочка, фотоаппарат, котелок, патефон, цветок красного мака, белый гусь (игрушка).

11


Сохранить у себя:
Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Е.И.Носова

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки