МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Дагестан
«Основная Общеобразовательная школа-интернат
с. Черняевка»
Статья на тему
«Мастерство учителя»
Учитель математики
ГКОУ РД «ОШИ с. Черняевка»
Расулов Хайрула Рамазанович
с. Черняевка
2016-2017 учебный год
Я, Расулов Хайрула Рамазанович, работаю в ГКОУ РД «ОШИ с. Черняевка» учителем математики.
Образование высшее.
Стаж работы на 01.09.207 года 11 лет, по данной специальности 5лет.
В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в развитии ученика. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никаких противопоставлений тут нет.
Поэтому основным направлением работы в школе считаю развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Для себя я вывела формулу «ИДЕАЛЬНОГО ПЕДАГОГА»:
Идеальный педагог - образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон сравнения.
Я думаю, что никого не удивлю, сказав, что интерес к предмету является прямой зависимостью интересов школьников от их отношения к учителю, с интересом учатся у тех педагогов, которых уважают и любят.
Поэтому среди многообразия путей и средств обучения для формирования устойчивых познавательных интересов к моему предмету я выделяю и использую в своей работе следующие:
Создание положительного микроклимата в классе;
Отношение педагога к своему предмету, обучаемым;
Педагогический такт и мастерство педагога.
Также я считаю, что мотивы – главные движущие силы дидактического процесса.
Изучение и правильное использование действующих мотивов, направляющих развитие личности и ее движение в нужном направлении, - сердцевина педагогического мастерства.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в котрорых обучаемые должны:
Отстаивать свое мнение;
Принимать участия в дискуссиях и обсуждениях;
Ставить вопросы своим товарищам и учителям;
Рецензировать и оценивать ответы товарищей;
Заниматься обучением отстающих, объяснять более слабым ученикам непонятные места;
Самостоятельно выбирать посильные задания;
Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Поэтому на своих уроках я часто использую такие методы обучения:
Информационно-рецептивный (Исторические справки, диалоговые беседы, демонстрация моделей и презентаций при изучении нового материала);
Метод проблемного изложения (Любая теорема, а точнее сказать ее доказательство – это проблема.На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, даже наблюдая за доказательством представленным учителем – ученики получают хороший урок разрешения познавательных затруднений);
Частично-поисковый (эвристический) метод (Знания учащимся не предлагаются в «готовом » виде, их нужно добывать самотоятельно.Например, 5 класс при объяснении темы «Обыкновенные дроби», с дробями учащиеся еще никогда не встречались. Даю задачу «На день рождение мама испекла торт и разделила его между всеми гостями. Как узнать какая часть пирога досталась каждому гостю?»);
Исследовательский метод (Решение любого задания повышенной сложности группы С при подготовке к ГИА – проблемная задача, учитель вместе с учащимся формирует проблему, разрешению которой посвящает отрезок учебного времени, когда учащиеся самостоятельно исследуют проблему, выбирают средства для ее решения. Деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. )
И в конце хочется сказать о тех «скрытых пружинах», которые таятся в глубине нашего сознания, нажимая на которые можно приводить человека – ученика в активное состояние, полное энергии и желания действовать:
Обращайтесь к самолюбию . Нет людей, утверждают психологи, согласных вюсвою жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение.
Показывайте достижения. Большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое то время доброе слово, «Экран успеваемости», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой.
Осторожно поддерживайте соперничество. Человек – существо конкурирующее, и от этого факта нам никуда не деться. Тем более, что современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками.
Критикуйте, сопереживая. Один совет: критикуя – думайте.
Давайте обучаем шанс спасти свой престиж. Даже самая маленькая победа – это ПОБЕДА.
Создавайте хорошую репутацию своим ученикам. Чаще прибегайте к поощрениям. Не скупитесь! Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима: действуйте так, чтобы все, на что побуждаете своих учащихся, казалось им нетрудным. Пусть они верят в собственные силы. Пусть они будут рады сделать все, что вы им предложите. Некоторые из них так ждут вашего признания, что сделают все, что угодно, лишь бы оказаться замеченными.
Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен стать «архитектором образовательного процесса».
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».