Спряжение глаголов

Цель:

- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

Содержимое разработки

МОУ «СОШ №26», г. Воскресенск

Учитель начальных классов: Рябикова Алевтина Анатольевна

Предмет: русский язык

Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»

Тема урока: «Спряжение глагола»

Форма урока: открытие нового знания

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения.


Цель:

- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».

Задачи:

Обучающие:

- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;

- закрепить знания о глаголе.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;

- воспитывать волевые качества;

- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.


Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.

  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Оборудование: учебник ПоляковаА.В.. Русский язык. 4 класс, карточки личного контроля, карточки для работы в парах (два вида для работы на разных этапах урока), кластер, интерактивная доска SmartBoard,



Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Примечание

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Положительный настрой

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.


- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.


Приветствуют учителя, друг друга.


Взаимодействуют в малых группах (в парах)





Прием «Предъявление требований»


  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.


Словарная работа

- Расшифруйте анаграммы. Запишите слова.

ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА

Проверка

- Какие слова записали?


- Какое слово лишнее в этом ряду?

-Почему?




- О какой части речи пойдет разговор на уроке?

- Сегодня вы узнаете о нем что-то новое.

Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе.

Что же может рассказать о себе глагол





Записывают слова.




- Идти, аллея, герой, заря.


- Идти.

- Это глагол, все остальные слова – существительные.


- О глаголе.






Оцените свои знания

Заполняют карточку личного контроля», 1 этап


ИД (стр. 1)














Актуализация знаний




Карточка личного контроля

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать условия для обсуждения затруднения.

Предлагаю карточку « Я глагол»

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.


- Давайте проверим, как вы выполнили работу.







Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму)

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время

  2. число

  3. лицо

  4. род (в прошедшем времени)

  5. вид

  6. спряжение



У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах.




Учащиеся отвечают на вопрос.

После ответа открывается очередная строка таблицы.













6-ой признак не открыли.



Работа в парах





ИД (стр. 2)

(правая часть таблицы закрыта шторкой)













Возникло


затруднение

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения.


- Какова же тема сегодняшнего урока?



- Сформулируйте цель урока.

( доска)









- Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели?






- Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».


Т: Новый признак

глагола.



- Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола.






Составление плана.

  1. Наблюдать

  2. Сделать вывод

  3. Проверить вывод

  4. Применить (знания)


Заполняют карточку личного контроля.







(доска)









Планирование


экран





Карточка личного контроля


  1. Открытие «нового» знания.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания.

Назовите лишнее слово из анаграммы,

Какой частью речи является?

Перед вами проблемная ситуация.

Проблемная ситуация.


  1. Вставьте в предложения глагол «идти» в нужной форме.

  2. Как изменяется глагол?

  3. Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. Назовите его.

Я ________________ по аллее.

Ты __________________ по аллее.

Он ________________ по аллее.

Мы _________________ по аллее.

Вы _______________ по аллее.

Они _________________ по аллее.



Поверка по эталону. ( ИД)


- Сделайте вывод о новом грамматическом признаке.



- Как думаете, как он называется?

(Придумайте название сами.)


- Где можно проверить, как же называется новый признак глагола?

- Прочитайте в учебнике стр. 94.


- Как же называется новый грамматический признак?

- Что такое спряжение?


Назовите тему урока - реши

Учебник вас приглашает на стр. 95, прочитать информацию о спряжение

- Что нового узнали из правила?



- Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке…

(Учитель рассказывает сказку.)

Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили.

Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон.

А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города.

С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение.


- Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому?

Вам поможет стр. учебника №95





- Тогда к какому же спряжению относится глагол «идти».


- Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля».




Работа по карточке



У детей карточка.








Дети работают над кластером.




Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам.


Ответы детей.



- В учебнике прочитать правило.

Правило, уч. с. 94




- Спряжение.


- Изменение по лицам и числам.

Спряжение глагола.



- Глаголы могут быть первого и второго спряжения.

Учебник стр.95

Учащиеся слушают сказку.























- К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё).

Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И.


- К 1 спряжению.



Заполняют карточку личного контроля.







Наблюдение



Работа в парах







Оформление записи на кластере


ИД (стр. 3)


Делают вывод






Проверяют вывод


Работа с учебником




Спряжение






Дидактическая сказка


-У (-Ю)

-ЕШЬ -ИШЬ

-ЕТ -ИТ

-ЕМ -ИМ

-ЕТЕ -ИТЕ

-УТ (-ЮТ)

-АТ (-ЯТ)

ИД

(иллюстрация сказки)







ИД (стр. 4)















Карточка личного контроля

  1. Физминутка.

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.



- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.







Выполняют упражнения.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи.



– Продолжим работу.

- Из какой сказки эти предложения? Кто автор?

1) Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

2) Чем вы, гости торг ведете

И куда теперь плывете.

3) Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

4) Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

5) Белка там живет ручная,

Да затейница такая.

6) Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

7) Этим нас не удивишь,

Правду ль, нет ли говоришь.


- Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению.


КОНТРОЛЬ

I спр. II спр.

Ведёте палят

плывёте велят

растёт лежит

живёт стоит

поёт удивишь

грызёт говоришь


4 этап





Отвечают.

















Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь.






Назови новые глаголы, вспомни предложение из данной сказки.



Заполняют карточку личного контроля.

Применяют


ИД (стр. 5)

Шторкой закрыты портрет А.С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…».

Открывается после ответа детей.


























Карточка личного контроля

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала.


Творческая работа

-Откуда эти строки? Кто написал басню?

- Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы.


Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ .

Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит..


- Определите спряжение глаголов,

выделите окончания.


5 этап оцени

- Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя.



Отвечают на вопрос учителя.




Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях.









Заполняют карточку личного контроля.






ИД (стр. 6)


С.Р.




ИД

Проверка по эталону




Карточка личного контроля

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:



Тест

- Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.

Тест

1. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

А. склонение

Б. спряжение

2. Что называется спряжением?

А. изменение глагола по падежам

Б. изменение глагола по лицам и числам

В. изменение глагола по родам и числам

  1. Глагол «лежит»

А. I спряжения

Б. II спряжения

  1. Глагол «растёт»

А. I спряжения

Б. II спряжения

Проверка.

- Поставьте себе отметку за тест.


- Сравните отметки за работу на уроке и за тест.

- У кого одинаковые результаты?

- Вы подтвердили свои знания выполненным тестом.

- У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке?

- Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно.

- А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке?

- Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности.

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Что узнали об этом признаке?


Выучить правило на стр. 94-95

выполнить упр. 129 с. 94






Выполняют.




















Проверяют.


















Отвечают, слушают, дополняют друг друга.


Записывают задание в дневники.



Система голосования ActivInspire





















Карточка личного контроля


Анализ самооценки учащихся















Итог урока



Домашнее задание





9

Сохранить у себя:
Спряжение глаголов

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки