МОУ «СОШ №26», г. Воскресенск
Учитель начальных классов: Рябикова Алевтина Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 4 «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Тема урока: «Спряжение глагола»
Форма урока: открытие нового знания
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения.
Цель:
- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием;
- закрепить знания о глаголе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся при работе в парах;
- воспитывать волевые качества;
- прививать любовь к русской литературе на образцах произведений А.С. Пушкина и И.А. Крылова.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять грамматические признаки глаголов, уметь определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.
Оборудование: учебник ПоляковаА.В.. Русский язык. 4 класс, карточки личного контроля, карточки для работы в парах (два вида для работы на разных этапах урока), кластер, интерактивная доска SmartBoard,
Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| Примечание | ||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. | ||||||||||||||||
Положительный настрой - Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.
| Приветствуют учителя, друг друга.
| Взаимодействуют в малых группах (в парах)
Прием «Предъявление требований»
| ||||||||||||||
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся. | ||||||||||||||||
Словарная работа - Расшифруйте анаграммы. Запишите слова. ИИДТ ЛАЕЛЯ ЕЙГОР ЯРЗА Проверка - Какие слова записали? - Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему? - О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Сегодня вы узнаете о нем что-то новое. Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол
|
Записывают слова.
- Идти, аллея, герой, заря.
- Идти. - Это глагол, все остальные слова – существительные.
- О глаголе. Оцените свои знания Заполняют карточку личного контроля», 1 этап |
ИД (стр. 1)
Актуализация знаний
Карточка личного контроля | ||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения. | ||||||||||||||||
Предлагаю карточку « Я глагол» - Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу.
| У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах. Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. 6-ой признак не открыли. | Работа в парах ИД (стр. 2) (правая часть таблицы закрыта шторкой) Возникло затруднение | ||||||||||||||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. | ||||||||||||||||
- Какова же тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. ( доска) - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? - Молодцы! Вы хорошо помогли глаголу и успешно прошли 2 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». | Т: Новый признак глагола. - Узнать, как называется новый грамматический признак глагола; учиться определять этот новый признак у глагола. Составление плана. Наблюдать Сделать вывод Проверить вывод Применить (знания) Заполняют карточку личного контроля. | (доска) Планирование экран Карточка личного контроля | ||||||||||||||
Открытие «нового» знания. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи; открытие нового знания. | ||||||||||||||||
Назовите лишнее слово из анаграммы, Какой частью речи является? Перед вами проблемная ситуация. Проблемная ситуация.
Поверка по эталону. ( ИД) - Сделайте вывод о новом грамматическом признаке. - Как думаете, как он называется? (Придумайте название сами.) - Где можно проверить, как же называется новый признак глагола? - Прочитайте в учебнике стр. 94. - Как же называется новый грамматический признак? - Что такое спряжение? Назовите тему урока - реши Учебник вас приглашает на стр. 95, прочитать информацию о спряжение - Что нового узнали из правила? - Послушайте сказку о новом грамматическом признаке глагола. Может, что-то еще узнаете о новом грамматическом признаке… (Учитель рассказывает сказку.) Жили-были глагольчики -У (-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ (-ЮТ) и –ИШЬ, -ИТ, -ИТЕ, -АТ (-ЯТ). Дружно жили. Но однажды прилетел дракон. Глагольчики ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ, ЮТ испугались и вытолкали своего братца со словами: «ЕШЬ, ЕШЬ!» «Да уж, ЕМ, ЕМ», - улыбнулся дракон. А остальные (ИТ, ИМ, ИШЬ, ИТЕ, АТ, ЯТ) оказались смельчаками: «ИШЬ какой шустрый! ИШЬ чего захотел! ИМ, драконам, только позволь!» И выгнали дракона из города. С тех пор трусишки и смельчаки поссорились и живут в разных городах: Первоспряженске и Второспряженске. Правит обоими городами мэр Ударение. - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко 2-ому? Вам поможет стр. учебника №95 - Тогда к какому же спряжению относится глагол «идти». - Закончился 3 этап урока. Заполните «Карточку личного контроля». | Работа по карточке У детей карточка. Дети работают над кластером. Новый грамматический признак – изменение глагола по лицам и числам. Ответы детей. - В учебнике прочитать правило. Правило, уч. с. 94 - Спряжение. - Изменение по лицам и числам. Спряжение глагола. - Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Учебник стр.95 Учащиеся слушают сказку. - К I спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная Е (Ё). Ко II спряжению относятся глаголы, у которых в окончаниях гласная И. - К 1 спряжению. Заполняют карточку личного контроля. | Наблюдение Работа в парах Оформление записи на кластере ИД (стр. 3) Делают вывод Проверяют вывод Работа с учебником Спряжение Дидактическая сказка -У (-Ю) -ЕШЬ -ИШЬ -ЕТ -ИТ -ЕМ -ИМ -ЕТЕ -ИТЕ -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ) ИД (иллюстрация сказки) ИД (стр. 4) Карточка личного контроля | ||||||||||||||
Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. | ||||||||||||||||
- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопок над головой, 2 спряжения – 2 хлопка за спиной. Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь. | Выполняют упражнения. | | ||||||||||||||
Первичное закрепление во внешней речи. Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. | ||||||||||||||||
– Продолжим работу. - Из какой сказки эти предложения? Кто автор? 1) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. 2) Чем вы, гости торг ведете И куда теперь плывете. 3) Остров на море лежит, Град на острове стоит. 4) Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. 5) Белка там живет ручная, Да затейница такая. 6) Белка песенки поет, Да орешки все грызет. 7) Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь. - Из данных предложений выписать глаголы настоящего и будущего времени: в первый столбик – глаголы, которые относятся к I спряжению, во второй столбик – ко II спряжению. КОНТРОЛЬ I спр. II спр. Ведёте палят плывёте велят растёт лежит живёт стоит поёт удивишь грызёт говоришь 4 этап |
Отвечают. Один ученик работает у доски. Он переносит глаголы в нужные столбики. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. Назови новые глаголы, вспомни предложение из данной сказки. Заполняют карточку личного контроля. | Применяют ИД (стр. 5) Шторкой закрыты портрет А.С. Пушкина и иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…». Открывается после ответа детей. Карточка личного контроля | ||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. | ||||||||||||||||
Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? - Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы. Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.. - Определите спряжение глаголов, выделите окончания. 5 этап оцени - Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. | Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Заполняют карточку личного контроля. | ИД (стр. 6) С.Р. ИД Проверка по эталону Карточка личного контроля | ||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности. Цель: | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Тест - Теперь вы готовы к проверочному тестированию, который покажет, как вы усвоили этот материал. Я вас прошу, не торопитесь и работайте внимательно. Нужно выбрать правильный ответ.
Проверка. - Поставьте себе отметку за тест. - Сравните отметки за работу на уроке и за тест. - У кого одинаковые результаты? - Вы подтвердили свои знания выполненным тестом. - У кого за тест отметка ниже, чем за работу на уроке? - Не совсем объективно оценили свою работу в течение урока. Не все было понятно. - А у кого отметка за тест выше, чем за работу на уроке? - Не уверены в себе. Занижаете свои силы и возможности.
- Какая была тема урока? - Какая была цель урока? - Что узнали об этом признаке? Выучить правило на стр. 94-95 выполнить упр. 129 с. 94 | Выполняют. Проверяют. Отвечают, слушают, дополняют друг друга. Записывают задание в дневники. | Система голосования ActivInspire
Карточка личного контроля Анализ самооценки учащихся Итог урока Домашнее задание |
9