1класс. Урок письма (фрагмент).
Тема: «Способы обозначения звука [э] на письме».
Цель: актуализировать цепочку знаний, связанных с написанием буквы е после мягких согласных.
Дети в индивидуальных карточках вставляют пропущенные буквы в словах лес, мел, лев. Объясняют, что для звука [э] после мягкого согласного на письме используется буква е.
Учитель предлагает детям использовать имеющиеся у них знания при написании слов поэт, поэма, дуэт.
Два ученика работают у доски, а остальные на карточках.
Вот что получилось на доске:
поэт поёт
поэма поема
дуэт дует
В классе оживление, шёпот, поднимаются руки. Учитель:
-Итак, задание было дано одинаковое, а выполнили его по – разному…
Выясняется, что в классе есть ещё дети, которые допустили ошибки или затруднились с написанием.
Учитель заостряет противоречие:
- У нас в классе сложились разные мнения о том, как обозначить звук [э ] на письме. Одни писали так, другие иначе. Почему же ребята выполнили задание по – разному? Чего мы не знаем? Какой вопрос следует обсудить?
Ученик:
- Нам нужно обсудить вопрос о том, какую букву брать для гласного звука [э] на письме.
Ответ учащегося совпадает с темой урока. Открывается заранее написанная на доске тема: «Способы обозначения звука [э] на письме».
Учебная задача поставлена. Далее учитель направляет работу так, чтобы ученики «открывали» новое знание:
- Какую же букву берём для звука [э] ? Какие у вас есть идеи?
Путь к открытию лежит через гипотезу. Первоклассник сразу же предлагает ошибочную гипотезу:
Если в середине слова слышится звук [э] , пишем букву е.
Учитель не торопится со своими контраргументами, обращается к классу:
Так… А вы как думаете? Все согласны с таким утверждением?
Несколько учеников выражают своё несогласие, аргументируя его тем, что буква е пишется после мягкого согласного, а в этих словах звук [э] находится после гласного. Таким образом ошибочная гипотеза опровергнута.
- Какие есть мнения?
Класс молчит. Тогда учитель использует подсказку, «выделяя голосом»: «По – э – э – ма, по – э – э- т, ду – э – т». Дети быстро откликаются на такой приём:
- Для звука [э] в сильной позиции берём э.
Эта гипотеза также проверяется и принимается в качестве решающей, так как слова с буквой э «звучат правильно». Далее высказываются предположения относительно использования гласной буквы э в начале слов эму, эхо, эта. Высказанная гипотеза также проверяется самими детьми.
Учитывая что, что одни дети лучше усваивают материал зрительно, другие – на слух, учитель даёт задание на создание зрительной опоры. На доске составляются опорные схемы, отражающие способы обозначения [э]на письме:
По опорным схемам ребята ещё раз повторяют, углубляют понимание открытого знания.