СТАТЬЯ
«Современные подходы развития физических качеств у юношей в образовательном процессе»
Актуальность проблемы:
В современном обществе остро стоит проблема низкого уровня физического развития и физического здоровья обучающихся. Образование предъявляет большие требования к здоровью студентов. Поэтому здоровье-сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе имеют огромное значение.
В современных условиях значительное снижение мотивации к учебному предмету физическая культура связано с рядом причин: несоответствие личностных интересов обучающихся и содержание программ учебного предмета, где виды двигательной деятельности, в большинстве случаев не удовлетворяют современным запросам молодёжи, несовершенство механизмов, позволяющих формировать у обучающихся навыков самостоятельной учебной деятельности с учётом уровня их физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей здоровья и интересов, не эффективность механизмов использования сетевой формы реализации образовательных программ общего образования (в том числе во внеурочной деятельности) и образовательных программ дополнительного образования, ресурсов физкультурно-спортивных и иных организаций для осуществления обучения и воспитания обучающихся.
Ключевые слова: Физическая культура, здоровье, физическое воспитание, учебная деятельность.
К сожалению большинство студентов не видят интереса к учебному предмету «физическая культура», поэтому чтобы заинтересовать обучающихся перед преподавателями физической культуры стояла задача разработать методику развития физических качеств у юношей ,определить эффективность разработанной методики и разработать практические рекомендации развития физических качеств у юношей на уроках физической культуры.
Существует несколько видов физических качеств: это сила, быстрота, выносливость и ловкость. В процессе разработки изучались специализированная научно-методическая литература, раскрывающая вопросы о подготовке юношей, что позволило выявить объективное представление о существующей проблеме. Полученные сведения помогли разработать комплекс упражнений, направленных на развитие физических качеств у юношей на уроках физической культуры
наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (см)
прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
подтягивание на высокой перекладине (количество раз)
бег 2000 м (мин)
бег 60 м (сек)
поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту (количество раз)
Для развития быстроты и ловкости мы использовали в учебном процессе следующие средства: спортивные игры: волейбол, баскетбол, ручной мяч. Максимальное ускорение в беге на коротких отрезках, выпрыгивания с поворотами на 90° 180° и 360°, ловля предметов (мяча и др.), быстрые хватательные движения:
Игра в ручной мяч 15-20 минут
Игра в баскетбол 15-20 минут
Игра в волейбол 20-30 минут
Игра в настольный теннис 20 минут
Эти игры могут выполняться как в начале, так и в конце тренировочного занятия.
Включали в элементы разминки упражнения (с быстрой сменой положения тела, с быстрой сменной выполнения движений и др). Дозировка 8-10 повторений в 3-4 сериях.
Прыжки на месте и в движении с элементами быстрых поворотов на 90°- 360°. Дозировка 10-12 повторений в 3-4 сериях.
Для развития силы мы использовали в учебном процессе следующие средства:
1.Напрыгивания на скамейку, стул, козла и др. Дозировка 10-12 повторение в 2-3 сериях. Темп средний и высокий.
2. Выпрыгивания толчком двух ног, тройной прыжок и многоскоки в 2-3 сериях.
3. Спрыгивание в глубину со скамейки, плинтов с последующим отталкиванием . Высота возвышения от 30см и выше. Дозировка 10-14 повторений в 3-4 сериях.Темп средний и высокий.
4.Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу , максимальное количество раз повторений в 3-х сериях.
Для развития скоростной выносливости мы использовали в учебном процессе подъемы
ног и туловища из положения лежа на спине. Максимальное количество повторений: 3 серии.
Подтягивание в быстром темпе максимальное количество повторений. Прыжки на возвышение с целью развития общей выносливости мы использовали в учебном процессе
средства из видов спорта циклической направленности: бег с малой и средней интенсивнос-
тью в течении 20 минут.
Для развития гибкости мы использовали в учебном процессе следующие средства: наклоны
стоя и сидя в перед, в стороны с элементами вращения, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью партнера.
В Ы В О Д Ы
Анализ литературных источников по проблеме позволил выяснить что, чем разнообразнее
средства, используемые для развития и совершенствования физических качеств, тем более высокого уровня проявления их можно достичь.
Теоретический анализ позволил разработать методику развития физических качеств у юношей на уроках физической культуры.
Были разработаны практические рекомендации по применению методики развития физических качеств у юношей на уроках физической культуры.
П Р А К Т И Ч Е С К И Е Р Е К О М Е Н Д А Ц И И:
При организации занятий по физической культуре с целью развития физических качеств
у юношей необходимо учитывать возрастные и анатомо-физиологические особенности обучающихся.
Важно подбирать также упражнения, которые способствовали бы совершенствованию
функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирования необходимых физических качеств у юношей.
При определении объема и интенсивности нагрузок, обеспечивающих оптимальный
тренировочный эффект повышения уровня физических качеств, необходимо рациональное
сочетание интенсивных нагрузок с малоинтенсивными.
один из основных принципов, на которых необходимо проводить занятия по физической культуре, это принцип непрерывности, который представляет собой общюю последовательность, преемственность занятий.
Обязательным условием эффективного развития физических качеств у юношей в образовательном процессе является систематическое выполнение разнообразных упражнений на координацию, выносливость, ловкость и гибкость.