Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Знатьпричины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь:проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Содержимое разработки

Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;

2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

3) воспитание любознательности у учащихся.

Знатьпричины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь:проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Предметные:

·        формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;

·        овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;

·        овладение основными навыками нахождения, использования и информации;

·        формирование умений и навыков использования знаний о движении Земли в повседневной жизни.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей

Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.

Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные УУД:

·        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

·        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

·        формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;

·        формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

·        освоение социальных норм и правил поведения в группах;

·        формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·        формирование коммуникативной компетентности.




Ход урока:

  1. Организационный момент

- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Выполнив тест вы вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.

Тест

1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца:

а) спутник; в) планета;

б) метеорит; г) звезда.

2. Самая яркая планета Солнечной системы, названная в честь богини красоты:

а) Земля; в) Венера;

б) Марс; г) Луна.

3. «Хвостатые» небесные тела:

а) астероиды; в) планеты;

б) кометы; г) звезды.

4. Центральное место в Солнечной системе занимает :

а) Земля; в) Юпитер;

б) Луна; г) Солнце.

5. Самосветящее небесное тело:

а) звезда; в) метеорит;

б) планета; Г) Луна.

6. Самая маленькая планета Солнечной системы:

а) Меркурий; в) Плутон;

б) Марс; г) Уран.

7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты:

а) звезда; в) астероид;

б) спутник; г) комета.

8. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы; в) астрономы;

б) историки; г) химики.

9. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Юпитер; в) Уран;

б) Сатурн; г) Нептун.

10. Самая близкая звезда к планете Земля:

а) Полярная; в) Сириус;

б) Луна; г) Солнце.

11. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:

а) орбита; в) астероиды;

б) созвездие; г) кометы.

12. Путь, по которому движется небесное тело вокруг Солнца:

а) земля; в) орбита;

б) дорога; г) комета.

13. Планета, на которой существует жизнь:

а) Земля; в) Венера;

б) Марс; г) Плутон.


Проверить по слайду. ВЗАИМОЦЕНКА


2. Работа над материалом урока


Посмотрев на слайд, сформулируйте тему и цели урока.

«Мозговой штурм»

Вспомните все, что вам известно о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Земля вращается вокруг своей оси.

Один полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа.

На освещенной Солнцем стороне Земли – день, а на неосвещенной в это время – ночь.

Вращаясь вокруг своей оси, Земля одновременно движется вокруг солнца.

Один полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней 6 часов 9 минут- один земной год.

Почувствовать вращение Земли, находясь на её поверхности, человек не может. Его масса слишком мала по сравнению с массой земного шара.

За 4 года из часов и минут «набегают» лишние сутки, и потому раз в 4 года бывает високосный год.

Из-за наклона земной оси лучи Солнца по-разному согревают Землю во время ее движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времен года.

Когда Северное полушарие обращено к солнцу, на него попадает больше солнечных лучей, чем на Южное полушарие, и в Южном полушарии зима.

Когда Южное полушарие обращено к Солнцу, в Северном полушарии зима.


И сегодня читая учебник мы должны выбрать те сведения, которые для нас новые и те про которые мы забыли.

(Чтение текста по цепочке) Игра «Вопрос –ответ»

Какие выводы можем сделать?


Вращение Земли вокруг своей оси с запада на восток ( против часовой стрелки).

По мере движения Земли освещенная часть постепенно становится темной, а темная – освещенной.

Мы живем в Северном полушарии.

Северный конец воображаемой земной оси направлен всегда на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.

Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а так же наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времен года.

В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.

- Чем это можно объяснить?

Солнечные лучи на экваторе падают почти отвесно. А нагрев земной поверхности зависит от высоты Солнца.


Практическая часть урока

3 ряд - №20,21

2 ряд - № 22

1 ряд -№23

3. Физкультминутка

5. Практическая работа

- Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.


6. Итог

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

Сохранить у себя:
Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки