Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.
Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;
2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
3) воспитание любознательности у учащихся.
Знатьпричины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.
Уметь:проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле
Предметные:
· формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
· овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;
· овладение основными навыками нахождения, использования и информации;
· формирование умений и навыков использования знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности.
Ход урока:
Организационный момент
- Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. С какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Выполнив тест вы вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.
Тест
1. Небесное тело, обращающее вокруг солнца:
а) спутник; в) планета;
б) метеорит; г) звезда.
2. Самая яркая планета Солнечной системы, названная в честь богини красоты:
а) Земля; в) Венера;
б) Марс; г) Луна.
3. «Хвостатые» небесные тела:
а) астероиды; в) планеты;
б) кометы; г) звезды.
4. Центральное место в Солнечной системе занимает :
а) Земля; в) Юпитер;
б) Луна; г) Солнце.
5. Самосветящее небесное тело:
а) звезда; в) метеорит;
б) планета; Г) Луна.
6. Самая маленькая планета Солнечной системы:
а) Меркурий; в) Плутон;
б) Марс; г) Уран.
7. Космический объект, вращающийся вокруг планеты:
а) звезда; в) астероид;
б) спутник; г) комета.
8. Планеты Солнечной системы изучают:
а) географы; в) астрономы;
б) историки; г) химики.
9. Самая большая планета Солнечной системы:
а) Юпитер; в) Уран;
б) Сатурн; г) Нептун.
10. Самая близкая звезда к планете Земля:
а) Полярная; в) Сириус;
б) Луна; г) Солнце.
11. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:
а) орбита; в) астероиды;
б) созвездие; г) кометы.
12. Путь, по которому движется небесное тело вокруг Солнца:
а) земля; в) орбита;
б) дорога; г) комета.
13. Планета, на которой существует жизнь:
а) Земля; в) Венера;
б) Марс; г) Плутон.
Проверить по слайду. ВЗАИМОЦЕНКА
2. Работа над материалом урока
Посмотрев на слайд, сформулируйте тему и цели урока.
«Мозговой штурм»
Вспомните все, что вам известно о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Земля вращается вокруг своей оси.
Один полный оборот вокруг своей оси Земля делает за 24 часа.
На освещенной Солнцем стороне Земли – день, а на неосвещенной в это время – ночь.
Вращаясь вокруг своей оси, Земля одновременно движется вокруг солнца.
Один полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 дней 6 часов 9 минут- один земной год.
Почувствовать вращение Земли, находясь на её поверхности, человек не может. Его масса слишком мала по сравнению с массой земного шара.
За 4 года из часов и минут «набегают» лишние сутки, и потому раз в 4 года бывает високосный год.
Из-за наклона земной оси лучи Солнца по-разному согревают Землю во время ее движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времен года.
Когда Северное полушарие обращено к солнцу, на него попадает больше солнечных лучей, чем на Южное полушарие, и в Южном полушарии зима.
Когда Южное полушарие обращено к Солнцу, в Северном полушарии зима.
И сегодня читая учебник мы должны выбрать те сведения, которые для нас новые и те про которые мы забыли.
(Чтение текста по цепочке) Игра «Вопрос –ответ»
Какие выводы можем сделать?
Вращение Земли вокруг своей оси с запада на восток ( против часовой стрелки).
По мере движения Земли освещенная часть постепенно становится темной, а темная – освещенной.
Мы живем в Северном полушарии.
Северный конец воображаемой земной оси направлен всегда на Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.
Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а так же наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времен года.
В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.
- Чем это можно объяснить?
Солнечные лучи на экваторе падают почти отвесно. А нагрев земной поверхности зависит от высоты Солнца.
Практическая часть урока
3 ряд - №20,21
2 ряд - № 22
1 ряд -№23
3. Физкультминутка
5. Практическая работа
- Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.
6. Итог
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что нового узнали?