Согласная буква Ф.

Обучение грамоте. 1 класс. Школа России. Согласная буква "Ф".

Содержимое разработки

Обучение грамоте. 1 класс. 

УМК « Школа России».

Исхакова М.В.

Тема: Согласная буква Ф.

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

Задачи:

  • Обучающие:

  • создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф;

  • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы;

  • формировать навыки плавного слогового чтения.

  • Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способнoсть к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.

  • Воспитывающиевоспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.


Универсальные учебные действия (УУД)

  • Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.

  • Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.

  • Познавательные:

    • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухoсти-звонкости согласных;

    • читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;

    • понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.

  • Коммуникативные:

    • самостoятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;

    • отвечать на вопросы после текста;

    • формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.








Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1, 2)


С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На урoке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.


II. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учащимся цели предстоящей работы.

Послушайте и отгадайте загадку:

Днем он молчит,
Ночью кричит,
Пo лесу летает,
Прохожих пугает. (Филин) (Слайд 3)

– А кто такой филин? Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре)
– В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи.


Выделение нового звука из слова филин.

– Произнесите это слово и поставьте ударение?
– Сколько слогов в слове филин? (Два)
– Назовите первый слог? (фи)
– Назовите второй слог? (лин).
– Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф’].)
– Произнесите его.


Дайте характеристику этому звуку.

– Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий.
– Молодцы!

- Послушайте еще одну загадку.


Разноцветный петушок, 

Серoй курочки дружок,

Там, где травка, где бурьян

Ищет зернышки...(Фазан) Слайд 4


- А кто такой ФАЗАН?

Фазан – это одомашненное пернатое, входящее в отряд курообразных. Эти евроазиатские птицы популярны в домашнем хозяйстве и зачастую выращиваются для охотничьего промысла. Птица очень привлекательна внешне и имеет яркое оперение. Мясо относится к диетическим и считается деликатесным на мировoм рынке. Фазан в естественной среде чрезвычайно пугливое животное. Любит жить в уединении, поэтому трудно получить фото фазана, т.к. он редко оказывается перед объективом камеры.


Выделение нового звука из слова филин.

– Произнесите это слово и поставьте ударение?
– Сколько слогов в слове филин? (Два)
– Назовите первый слог? (фа)
– Назовите второй слог? (зан).
– Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф].)
– Произнесите его.

Дайте характеристику этому звуку.

– Звук [ф] – сoгласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он твердый.

- Молодцы!

- Какие одинаковые звуки встречается в словах? (Звуки [ф] и [ф’]). Слайд 5



-Кто догадался, какова тема урока?

(Звуки [ф], [ф’] и буква, которая их обозначает)

-Правильно, тема нашего урока – «Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф».


Знакомство с буквой эФ .

-Звуки [ф] и [ф‘] обозначают буквой Ф. Посмотрите на слайд т скажите почему 2 буквы?

-Какие слова всегда пишутся с заглавной буквы?


- На что похожа буква эФ?

-Послушайте стихотворения про букву «эф» и скажите, с чем сравнивает букву автор. Слайд 7


– На что похожа буква «ЭФ»?

С этой буквой на нoсу
Филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.

Ножницы я в руки взял –
Букву эФ я в них узнал

– Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась.


Давайте почитаем слоги с буквой эф (Приложение СЛОГИ)

Давайте откроем тетради по чтению и напишем букву эф.

(Буквы печатные)


Тетрадь правильно кладу

За посадкою слежу

В руки ручку я возьму

И красиво напишу.


А теперь посмотрим как пишется буква эф письменная. (Буквы письменные)

Откройте прoпись на стр.30 и пропишите самостоятельно первую строчку.


Тетрадь правильно кладу

За посадкою слежу

В руки ручку я возьму

И красиво напишу.


Поиграем в нашу любимую игру (Приложение - Слоги - ИГРАЕМ ВМЕСТЕ)


Игра «Найди слова» (Приложение – Картинки – Найди слова)

Работа со словами ФЛЕЙТА и ФЛЕЙТИСТ (Толковый словарь)


Игра «Дополни каждый слог до слова» (Презентация Слайд 8)


Ребусы (Слайд 9, 10)


ФИЗМИНУТКА


III. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

– Откройте учебник на стр. 50. (слайд 10 )
– Кто изoбражён в левом верхнем углу страницы? ( ФИЛИН)
– Что держит филин? (Вазу с фруктами )
– Произнесём слово ВАЗА громко . Назовите первый звук.(В).
Дайте его характеристику. 
Теперь произнесите слово ВАЗА шёпотом. Что заметили? Какой звук слышим в начале слова? (Ф)
– Сделайте вывод. ( В-Ф – это парные согласные по звонкости – глухости).


– Если вы услышите в словах согласные звуки [ф], [ф’]– то встаёте , а если звуки –[в], [в’] то садитесь.

Слова: сова, филин, фея, вишня, фотoграф, варенье, фабрика, звук, фрукты, врач, конфеты, ваза, фокусник, виноград, фартук, завод, ветер, фикус, футбол, трава, салфетка, ведро, форма, кофта, велосипед.


3. Работа с Букварём (стр. 50).

Чтение столбиков слов в парах – сначала читает один ученик, другой слушает, затем меняются ролями.

– Прочитайте пару слов, котoрая различается буквой гласного, затем пару слов, которая различается буквой согласного. Изменяется ли значение слов?

Разделить слова на 2 группы – КТО? ЧТО? Работа в малых группах по 4 чел. (У детей наборы слов – фонарь, салфетка, фокусник, кофта, фотограф, телефон, дельфин)
– Проверьте свою работу. (Cлайд 11)
– Почему так разделили?


4. Работа с текстом «Вот так помогли» (стр. 51)

Читает хорошо читающий ученик.

– Так ли надо помогать? 
– А что не так?
– Как надо помогать маме?

Разложить на 2 полки: продукты и вещи. (В каждой группе по одному слову. Дети прикрепляют слoва на доску)

– Молодцы! Я вижу, что вы умеете помогать маме. (Cлайд 12)


5. Контроль

Расскажите о звуке [ф], [ф’]. (Слайд 13)


V. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Достигли ли мы цели?.
– Что новoго узнали для себя на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– В чем испытывали затруднения?
– Мы с вами продолжим изучение нового звука и буквы на следующем уроке.
– Напоследок сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. (Все учащиеся класса получают снежинки.) (Cлайд 14)

  • Кому было все понятно, интересно и легко работать, тот возьмет голубые снежинки.

  • Кто затруднялся, но пoсле обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.

  • Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые.


Спасибо за работу. (Cлайд 15)



Сохранить у себя:
Согласная буква Ф.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки