![Смысловое чтение как способ достижения нового качества образования](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_0.jpg)
Смысловое чтение как способ достижения нового качества образования
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_1.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_2.jpg)
![Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Я. А. Коменский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_3.jpg)
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Я. А. Коменский
- Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ, приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отражёнными в нормативных документах на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Современный ребёнок в первом десятилетии XXI века значительно изменился: «он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучения чтению» (Н.А. Горлова).
![Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на следующих дидактических принципах:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_4.jpg)
Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на следующих дидактических принципах:
- принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
- принцип межпредметной интеграции;
- принцип диалогичности при работе с текстом;
- принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода).
![Виды чтения (по Н.Н. Сметанниковой)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_5.jpg)
Виды чтения
(по Н.Н. Сметанниковой)
- ознакомительное чтение (направлено на извлечение ключевой информации или выделение основного содержания текста);
- изучающее чтение (направлено на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию);
- поисковое/просмотровое чтение (направлено на нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта);
- выразительное чтение;
- вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений.
![Смысловое чтение Смысловое чтение не как вид чтения, а как уровень чтения . Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_6.jpg)
Смысловое чтение
Смысловое чтение
не как вид чтения, а как уровень чтения . Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста,
на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.
![Типы сплошных текстов аргументация (научный комментарий, обоснование) повествование (рассказ, отчёт, репортаж) инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы) описание (художественное и техническое) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_7.jpg)
Типы сплошных текстов
аргументация (научный комментарий, обоснование)
повествование (рассказ, отчёт, репортаж)
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
описание (художественное и техническое)
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация)
![Типы несплошных текстов формы (визовые, налоговые, анкеты и др.); информационные (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); расписки (билеты, накладные, квитанции и др.); сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); таблицы и графики; диаграммы; матрицы списки; карты](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_8.jpg)
Типы несплошных текстов
формы (визовые, налоговые, анкеты и др.);
информационные (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции и др.);
сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
матрицы
списки;
карты
![Виды учебных текстов учебные программы; учебно-методические комплексы; учебники и учебные пособия; первоисточники (тексты на языке – оригинале); словари; справочная литература.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_9.jpg)
Виды учебных текстов
учебные программы;
учебно-методические комплексы;
учебники и учебные пособия;
первоисточники (тексты на языке – оригинале);
словари;
справочная литература.
![Что такое стратегии смыслового чтения? (по Е.С. Романичевой) - это различные комбинации приёмов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (стратегии предварительной ориентировки, стратегии смыслового прогнозирования, стратегии установления смысловых связей, стратегии смыслообразования).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_10.jpg)
Что такое стратегии смыслового чтения?
(по Е.С. Романичевой)
- это различные комбинации приёмов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с
коммуникативно-познавательной задачей (стратегии предварительной ориентировки, стратегии смыслового прогнозирования, стратегии установления смысловых связей, стратегии смыслообразования).
![Анализ литературы по проблеме чтения](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_11.jpg)
Анализ литературы по проблеме чтения
- Анализ литературы по проблеме формирования читательской компетенции (работы С.В.Борисовой, Т.Г.Галактионовой, Е.О.Галицких, А.А. Плигина, Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой, Н.Н.Сметанниковой и других авторов) показал, что формирование стратегии смыслового чтения необходимо на основе текстовой информации с учетом требований к ее отбору и конструированию (параметров: физических, лингвистических, структурно-композиционных, содержательно-смысловых и принципов: частотности и смысловой нагрузки, парной сочетаемости, градуированной сложности, блочно-модульного распределения материала и концентричности).
![Выбор стратегии чтения обусловлен этапом чтения коммуникативной задачей чтеца жанровой разновидностью текста](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_12.jpg)
Выбор стратегии чтения обусловлен
этапом чтения
коммуникативной задачей чтеца
жанровой разновидностью текста
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_13.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_14.jpg)
![Приёмы формирования навыков смыслового чтения](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_15.jpg)
Приёмы формирования навыков смыслового чтения
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_16.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_17.jpg)
![Приём: Вопросы к тексту учебника. Тема: «Окружность и круг» (5 класс)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_18.jpg)
Приём: Вопросы к тексту учебника.
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
- 1. Прочитайте текст.
- 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
- 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
- 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
![Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_19.jpg)
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
- простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило?
- уточняющие : Если я правильно понял, то…?
- объясняющие - о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось?
- вопросы-предположения : Что бы изменилось, если бы…?
- оценочные : Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..?
- вопросы на выявление эмоционального отношения : Понравился ли вам…?
- вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…?
![«Ромашка Блума» (этап послетекстовой деятельности) 6 лепестков – 6 типов вопросов Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести опреде-ленную информацию. Уточняющие вопросы задаются с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Интерпретационные (объясняющие) вопросы : обычно начи-наются со слова «Почему?» Творческие вопросы : если в вопросе есть частица «бы», эле-менты условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_20.jpg)
«Ромашка Блума»
(этап послетекстовой деятельности)
6 лепестков – 6 типов вопросов
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести опреде-ленную информацию.
Уточняющие вопросы задаются с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы : обычно начи-наются со слова «Почему?»
Творческие вопросы : если в вопросе есть частица «бы», эле-менты условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_21.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_22.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_23.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_24.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_25.jpg)
![Кластер (пример из геометрии)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_26.jpg)
Кластер (пример из геометрии)
![КЛАСТЕР («гроздь»)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_27.jpg)
КЛАСТЕР («гроздь»)
- Прочитай произведение и составь кластер. Сформулируй главную тему произведения, запиши её в самом центре кластера. Прослеживаются ли в процессе чтения другие темы? Если да, то укажи каждую из них в специальном овале. Выдели и зафиксируй главные идеи произведения.
![ВИДЫ КЛАСТЕРОВ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_28.jpg)
ВИДЫ КЛАСТЕРОВ
![Ключевые слова Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. № рисунок 1 2 Определяемое понятие 3 Окружность Используемые ключевые понятия Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 4 радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок. Хорда Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр окружности.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_29.jpg)
Ключевые слова
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
рисунок
1
2
Определяемое понятие
3
Окружность
Используемые ключевые понятия
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
4
радиус
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
Хорда
Отрезок, точки окружности.
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
![Ключевые слова Составьте статью по теме «Пирамида» по следующим ключевым словам:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_30.jpg)
Ключевые слова
Составьте статью по теме «Пирамида»
по следующим ключевым словам:
- многогранник,
- треугольники,
- n-угольник,
- основание,
- Египет,
- Евклид,
- энергия,
- вершина,
- 44 метра,
- высота,
- ребро,
- правильная,
- высота проходит через центр вписанной в основание окружность,
- апофема.
![Верные и неверные утверждения Утверждение НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение двух четных чисел является четным числом НЕВЕРНО ВЕРНО Произведение четного и нечетного числа является четным числом ВЕРНО НЕВЕРНО](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_31.jpg)
Верные и неверные утверждения
Утверждение
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение двух четных чисел является четным числом
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение четного и нечетного числа является четным числом
ВЕРНО
НЕВЕРНО
![Приём: «Верите ли Вы…»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_32.jpg)
Приём: «Верите ли Вы…»
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
![Синквейн Это стихотворение из пяти строк, где первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным; вторая – описание темы в двух словах (прилагательные), третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы), четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме, пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_33.jpg)
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
![Синквейн ГЕОМЕТРИЯ ИНТЕРЕСНАЯ ДРЕВНЯЯ ИЗМЕРЯТЬ ВЫЧИСЛЯТЬ ЧЕРТИТЬ ФИГУР СВОЙСТВ ИЗУЧЕНИЕМ ЗАНИМАЕТСЯ НАУКА](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_34.jpg)
Синквейн
ГЕОМЕТРИЯ
ИНТЕРЕСНАЯ
ДРЕВНЯЯ
ИЗМЕРЯТЬ
ВЫЧИСЛЯТЬ
ЧЕРТИТЬ
ФИГУР
СВОЙСТВ
ИЗУЧЕНИЕМ
ЗАНИМАЕТСЯ
НАУКА
![Синквейн ЧИСЛО СОСТАВНОЕ ПРОСТОЕ ОТМЕРЯЕТ ХРАНИТ СЧИТАЕТ СЧЕТА СТОРОЖ ГЛАВНЫЙ ОНО ПОРЯДОК](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_35.jpg)
Синквейн
ЧИСЛО
СОСТАВНОЕ
ПРОСТОЕ
ОТМЕРЯЕТ
ХРАНИТ
СЧИТАЕТ
СЧЕТА
СТОРОЖ
ГЛАВНЫЙ
ОНО
ПОРЯДОК
![Фишбоун (рыбьий скелет): Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_36.jpg)
Фишбоун (рыбьий скелет):
Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов
![Современные образовательные технологии Практики гуманитарного образования Развитие критического мышления через чтение и письмо Технология педагогичес- ких мастерских Музыкальный урок Театральный урок Ситуационные задачи Технология учебного исследования Технология дебатов Театральный пересказ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_37.jpg)
Современные образовательные технологии
Практики гуманитарного образования
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Технология
педагогичес-
ких мастерских
Музыкальный урок
Театральный урок
Ситуационные задачи
Технология учебного исследования
Технология дебатов
Театральный пересказ
![Стадии ТРКМ и приемы Соответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления Осмысление Вызов Рефлексия Ключевые слова Кластер Верные и неверные утверждения «Верите ли Вы…» Кластер Синквейн «Верите ли Вы…»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_38.jpg)
Стадии ТРКМ и приемы
Соответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления
Осмысление
Вызов
Рефлексия
- Ключевые слова
- Кластер
- Верные и неверные утверждения
- «Верите ли Вы…»
- Кластер
- Синквейн
- «Верите ли Вы…»
- ИНСЕРТ
![Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_39.jpg)
Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ
- Использование методических приёмов, ориентированных на овладение обучающимися стратегий смыслового чтения .
- Организация системной работы учителя с обучающимися по анализу учебных заданий, инструкций, направленной на развитие навыков смыслового чтения обучающихся (умение вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.).
![Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_40.jpg)
Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ
- Выполнение школьниками письменных заданий в тестовой и нетестовой формах разных типов (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.).
- Организация работы обучающихся с разножанровыми текстами (сплошными, не-сплошными, учебными, научными и др.).
- Использование современных образовательных технологий и практик гуманитарного образования.
![Спасибо за внимание!](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/11/02/i_5fa05002b456d/img_phpE7I8sh_41.jpg)
Спасибо за внимание!