Смысловое чтение как способ достижения нового качества образования
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать Я. А. Коменский
- Проблема обучения смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ, приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отражёнными в нормативных документах на Федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
- Современный ребёнок в первом десятилетии XXI века значительно изменился: «он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучения чтению» (Н.А. Горлова).
Работа по формирования навыка смыслового чтения и работы с текстом строится на следующих дидактических принципах:
- принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;
- принцип межпредметной интеграции;
- принцип диалогичности при работе с текстом;
- принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе деятельностного подхода).
Виды чтения
(по Н.Н. Сметанниковой)
- ознакомительное чтение (направлено на извлечение ключевой информации или выделение основного содержания текста);
- изучающее чтение (направлено на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию);
- поисковое/просмотровое чтение (направлено на нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта);
- выразительное чтение;
- вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений.
Смысловое чтение
Смысловое чтение
не как вид чтения, а как уровень чтения . Смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста,
на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения.
Типы сплошных текстов
аргументация (научный комментарий, обоснование)
повествование (рассказ, отчёт, репортаж)
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
описание (художественное и техническое)
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация)
Типы несплошных текстов
формы (визовые, налоговые, анкеты и др.);
информационные (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции и др.);
сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
таблицы и графики;
диаграммы;
матрицы
списки;
карты
Виды учебных текстов
учебные программы;
учебно-методические комплексы;
учебники и учебные пособия;
первоисточники (тексты на языке – оригинале);
словари;
справочная литература.
Что такое стратегии смыслового чтения?
(по Е.С. Романичевой)
- это различные комбинации приёмов, которые используют обучающиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с
коммуникативно-познавательной задачей (стратегии предварительной ориентировки, стратегии смыслового прогнозирования, стратегии установления смысловых связей, стратегии смыслообразования).
Анализ литературы по проблеме чтения
- Анализ литературы по проблеме формирования читательской компетенции (работы С.В.Борисовой, Т.Г.Галактионовой, Е.О.Галицких, А.А. Плигина, Г.В. Пранцовой, Е.С. Романичевой, Н.Н.Сметанниковой и других авторов) показал, что формирование стратегии смыслового чтения необходимо на основе текстовой информации с учетом требований к ее отбору и конструированию (параметров: физических, лингвистических, структурно-композиционных, содержательно-смысловых и принципов: частотности и смысловой нагрузки, парной сочетаемости, градуированной сложности, блочно-модульного распределения материала и концентричности).
Выбор стратегии чтения обусловлен
этапом чтения
коммуникативной задачей чтеца
жанровой разновидностью текста
Приёмы формирования навыков смыслового чтения
Приём: Вопросы к тексту учебника.
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
- 1. Прочитайте текст.
- 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
- 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
- 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов»
- простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило?
- уточняющие : Если я правильно понял, то…?
- объясняющие - о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось?
- вопросы-предположения : Что бы изменилось, если бы…?
- оценочные : Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..?
- вопросы на выявление эмоционального отношения : Понравился ли вам…?
- вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…?
«Ромашка Блума»
(этап послетекстовой деятельности)
6 лепестков – 6 типов вопросов
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести опреде-ленную информацию.
Уточняющие вопросы задаются с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы : обычно начи-наются со слова «Почему?»
Творческие вопросы : если в вопросе есть частица «бы», эле-менты условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Кластер (пример из геометрии)
КЛАСТЕР («гроздь»)
- Прочитай произведение и составь кластер. Сформулируй главную тему произведения, запиши её в самом центре кластера. Прослеживаются ли в процессе чтения другие темы? Если да, то укажи каждую из них в специальном овале. Выдели и зафиксируй главные идеи произведения.
ВИДЫ КЛАСТЕРОВ
Ключевые слова
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
рисунок
1
2
Определяемое понятие
3
Окружность
Используемые ключевые понятия
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
4
радиус
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
Хорда
Отрезок, точки окружности.
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
Ключевые слова
Составьте статью по теме «Пирамида»
по следующим ключевым словам:
- многогранник,
- треугольники,
- n-угольник,
- основание,
- Египет,
- Евклид,
- энергия,
- вершина,
- 44 метра,
- высота,
- ребро,
- правильная,
- высота проходит через центр вписанной в основание окружность,
- апофема.
Верные и неверные утверждения
Утверждение
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение двух четных чисел является четным числом
НЕВЕРНО
ВЕРНО
Произведение четного и нечетного числа является четным числом
ВЕРНО
НЕВЕРНО
Приём: «Верите ли Вы…»
- Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
- Угол – это геометрическая фигура.
- Угол состоит из двух пресекающихся прямых
- Бывают углы остроумные и тупые
- Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
- Равные углы – это те, у которых равны стороны
- Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
- Бывает угол прямой
- Угол может быть тощим
Синквейн
Это стихотворение из пяти строк, где
первая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;
вторая – описание темы в двух словах (прилагательные),
третья – описание действия в рамках данной темы тремя словами (глаголы),
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме,
пятая – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы.
Синквейн
ГЕОМЕТРИЯ
ИНТЕРЕСНАЯ
ДРЕВНЯЯ
ИЗМЕРЯТЬ
ВЫЧИСЛЯТЬ
ЧЕРТИТЬ
ФИГУР
СВОЙСТВ
ИЗУЧЕНИЕМ
ЗАНИМАЕТСЯ
НАУКА
Синквейн
ЧИСЛО
СОСТАВНОЕ
ПРОСТОЕ
ОТМЕРЯЕТ
ХРАНИТ
СЧИТАЕТ
СЧЕТА
СТОРОЖ
ГЛАВНЫЙ
ОНО
ПОРЯДОК
Фишбоун (рыбьий скелет):
Прием «фишбоун» заключается в том, что содержание текста должно быть визуально трансформировано обучающимися в схему - рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначают проблему, основной вопрос, который рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На нижних косточках ученики располагают факты (результаты опытов, наблюдений). На верхних ученики отмечают причины данных фактов
Современные образовательные технологии
Практики гуманитарного образования
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Технология
педагогичес-
ких мастерских
Музыкальный урок
Театральный урок
Ситуационные задачи
Технология учебного исследования
Технология дебатов
Театральный пересказ
Стадии ТРКМ и приемы
Соответствие рассмотренных приемов стадиям технологии развития критического мышления
Осмысление
Вызов
Рефлексия
- Ключевые слова
- Кластер
- Верные и неверные утверждения
- «Верите ли Вы…»
- Кластер
- Синквейн
- «Верите ли Вы…»
- ИНСЕРТ
Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ
- Использование методических приёмов, ориентированных на овладение обучающимися стратегий смыслового чтения .
- Организация системной работы учителя с обучающимися по анализу учебных заданий, инструкций, направленной на развитие навыков смыслового чтения обучающихся (умение вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.).
Условия организации эффективного обучения смысловому чтению в ВГГ
- Выполнение школьниками письменных заданий в тестовой и нетестовой формах разных типов (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.).
- Организация работы обучающихся с разножанровыми текстами (сплошными, не-сплошными, учебными, научными и др.).
- Использование современных образовательных технологий и практик гуманитарного образования.
Спасибо за внимание!