Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по математике
в 1-ом классе
на тему:
«Слагаемые. Сумма.»
Разработала:
Джабраилова К. К., учитель начальных классов
Каспийск 2018-2019г.
Цель: создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма», формирование умения читать и записывать суммы. Совершенствование вычислительных навыков;
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Задачи: формировать умение соотносить количество предметов с цифрой; развивать математическую речь; повторить числа от 0 до 10, сравнение чисел; учить работать в парах постоянного состава
Формируемые УУД:
1. Познавательные: - использование имеющихся знаний;
- исследование учебной задачи;
- установление логических, причинно-следственных связей,
- применение знаково-символической схемы.
2. Регулятивные: - оценивать уровень успешности;
- производить контроль своих действий;
- определять цель учебной задачи;
- планировать свою деятельность, определяемую результатом;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
3. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог;
- умение правильно выражать свои мысли;
- умение контролировать и корректировать действия других учащихся;
- оформление своей мысли в устной речи;
- обоснование своего ответа;
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
4. Личностные: - самооценка своих возможностей;
- формирование положительного отношения к учению.
5.Предметные: - знать название чисел при сложении.
-уметь употреблять новые понятия в математической речи;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать умение решать простые задачи;
- выбирать различные способы чтения математических выражений.
Используемое оборудование: Компьютер, экран, мультимедийная презентация урока.
Краткое описание:
Представленный урок – урок изучения новой темы и закрепление предыдущей, на котором дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Взаимодействия в паре, друг с другом, дети высказывают свою точку зрения. В конце урока – рефлексивная оценка деятельности учащихся. Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся: осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленный вопрос. В конце урока – рефлексивная оценка.
Ход урока
1. Организационный момент.
-Тихо сядьте те ученики, которые стоят за первой партой.
- А сейчас сядут те, кто стоит за третьими парами.
- А сейчас, кто стоит между первой и третьей партой.
- А сейчас, кто стоит за четвертой партой.
- Сядьте ровно. Повернитесь,
И друг другу улыбнитесь!
2. Мотивация познавательной деятельности.
(Слайды №1,2,3)
3. Актуализация знаний.
Сегодня мы отправимся с вами в лесную школу.
(Слайд №4). Посмотрите, животные в лесной школе тоже учатся и у них тоже урок математики.
Слайд №5 – Давайте поможем лисичке,
Она просит нас о помощи.
Слайд №6 – И волчонку надо помочь!
Слайд №7 – А зайке поможем?
Слайд №8- Батон разрезали на 3 части. Сколько разрезов сделали?
4.Самоопределение к деятельности.
Слайд №9 – В нашей лесной школе учится белочка.
Ай, да белка – мастерица!
Вяжет детям рукавицы.
Извязала три клубка,
Два ещё лежат пока.
У кого ответ готов:
Сколько у неё клубков? (5)
Как вы узнали? (3+2=5)
Как по-разному можно прочитать эту запись?
(к 3 прибавить 2 получится 5, 3 плюс 2 равно 5, 3 да 2 будет 5, 3 увеличить на 2 получится 5).
Слайд № 10- Прочитайте эту запись, используя слова «сумма», «слагаемое».
5.Постановка учебной задачи.
Можно ли прочитать эту запись по-другому? Для этого нам надо узнать, как называются числа при сложении. Кто может сказать, чему мы должны научиться на уроке? (читать запись по-другому, узнать названия чисел при сложении) (Слайд №11,12)
6.Открытие нового знания.
(У учителя корзина и муляжи фруктов, с помощью которых он демонстрирует все действия зайчика)
В лесной школе учится зайчик. Он нашёл под дикой грушей 2 груши и положил их в корзину.
Положите на парту столько же кругов.
Потом он под дикой яблоней нашёл 3 яблока и положил их в корзину.
Положите рядом столько же треугольников.
Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)
Что делал зайчик с фруктами? (Складывал в корзину)
Какое действие он выполнял? (Сложение)
Что он складывал? (2 яблока и 3 груши)
Составьте выражение. (2+3)
Числа, которые мы складываем, на математическом языке называются слагаемыми.
Назовите первое слагаемое. (2)
Назовите второе слагаемое. (3)
Сколько всего фруктов у ёжика в корзине? (5)
Сколько у вас на столе фигур? (5)
Дополните нашу запись. (2+3=5)
Как вы можете назвать число 5?
В математике результат сложения называется – СУММА.
7. Физкультминутка
Раз – мы хлопнули руками,
2- мы топнули ногами,
3- нагнулись и присели,
На 4- встали. Сели.
5- руками пол достали,
6- во весь рост встали,
7- мы просто потянулись,
8- нежно улыбнулись,
9- сели так, как надо.
Нету больше цифр – мы рады.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учебник стр. 22 №4 (Слайд№13)
Работа в тетради стр. 32 №1. Этот номер у меня есть на слайде. (Слайд №14)
- В этом задании надо составить по рисункам примеры и решить их. К то прочитает первый пример? Почему составили именно так?
- Теперь прочитайте его, используя название чисел при сложении.
- Составьте следующий пример.
Остальные примеры делаете самостоятельно, с одним условием- девочки выполняют задания с бусинками, а мальчики – с точками.
- Обменяйтесь тетрадями и выполните проверку. (Слайд №15).
Взаимопроверка: Оцените работу своего напарника.
Задание №2. Надо найти суммы, т.е. решить примеры и соединить карточку с нужным ответом.
- Проверим, правильно ли сделали.
- Внимание на доску. (Электронное приложение урок№2)
- Соедини линией одинаковые по значению суммы.
- (Электронное приложение урок№3) Для каждого рисунка подбери подходящее выражение.
- игра «Катушки».
9.Рефлексия деятельности (итог урока). (Слайд№16)
Чему учились на уроке? (называть числа при сложении)
Какие математические термины узнали? (слагаемое, сумма)
Что мы называем слагаемыми? (числа, которые складываем)
Что называем суммой? (результат сложения и целое выражение)
Подумайте, всё ли вам было понятно на уроке. Оцените себя.
-В конце урока настроение каково? (-во!)
-Все такого мнения? (да!)
- Урок понравился? (да!) (показывают смайлики)
(Слайд №17)- Ученики лесной школы прощаются с вами и желают вам приходить на урок с хорошим настроением, а уходить с урока с новыми знаниями.