Тема: Склонение имен существительных
Цель: дать первоначальное представление о трех типах склонения и ознакомить с распознаванием типа склонения по роду и окончанию (в начальной форме).
Планируемые результаты (задачи):
предметные: умение определять тип склонения существительных по роду и окончанию;
личностные: воспитание заботы и внимания друг к другу;
системно-деятельностные: развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения.
Ход урока
Организационный момент.
1 этап: Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Приём «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
-Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
-Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
-Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
-Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
-Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
-Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
-Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
-Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
-Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
-Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение)
Постановка учебной задачи урока:
-Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелост... и дружб... .
-Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж.
-Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
-Теперь прочитайте предложение без пропусков.
-Книги учат нас смелости и дружбе.
-Что заметили?
-Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
-Что такое склонение?
-Какие типы склонения имеет существительное?
Как определить тип склонения?
Сообщение темы и цели урока.
-Узнаем какие типы склонений имеет существительное, научимся определять склонение.
этап: Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоение содержания темы.
Работа по таблице.
-Рассмотреть таблицу, рассказать, какие существительные относятся к 1,2 и 3 склонению.
-Сколько склонений у имен существительных?
-Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |||||
род | окончание | род | окончание | род | окончание | ||
Ж.р. | -а,-я | М.р | -о,-е | Ж.р | - | ||
М.р | Ср.р |
-Прочитайте слова, определите склонение. Весна, море, лошадь. (Три ученика работают у доски)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Анализ слов:
-Определить их род, выделить окончания. Просклонять данные существительные. Сравнить их падежные окончания.
«Твой помощник» с.93
Знакомство с порядком действий при определении типа склонения:
1.Чтобы определить склонение имен существительных, нужно поставить слово в начальную форму - именительный падеж единственного числа.
2.Определить его род: школа — ж.р.
3.Выделить окончание в начальной форме (в именительном падеже единственного числа) - окончание -а.
4.По роду и окончанию определить склонение — значит, 1-е склонение.
Выполнение у.195
-Прочитать, поставить ударение в выделенных именах существительных.
-На какую часть слова падает ударение?
-Определите в каких окончаниях гласный слышится не так как пишется?
-Какие окончания нужно проверять?
Ввести понятие об ударных и безударных падежных окончаниях.
Гласные в падежных окончаниях имен существительных находятся в сильной и слабой позиции. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.
Например: (1-е скл.) о земле - гласный под ударением - «сильный» гласный, сильная позиция; о чашке, о лампе - безударный гласный - «слабый» звук, слабая позиция звука; (2-е скл.) на столе -на поле, на дереве.
3 этап: Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.
Составьте предложение с одним из данных словосочетаний.
Всю долгую зиму Дюймовочка жила в норке у серой мыши.
-Разбор по членам предложения и частям речи.
-Найдите существительные в этом предложение и определите склонение.
-Как определить склонение существительных?
4 этап: Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Подведение итогов урока:
предметные: различает имена существительные по склонениям, правильно употребляет их в речи;
личностные: проявляет интерес и внимание к животным;
системно-деятельностные: умеет ставить падежные вопросы сравнивает падежные окончания, видит их различие; группирует слова по типу склонения; выявляет общее и различное в падежных окончаниях.
Прием «Верные и неверные утверждения»
А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.
Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.
-Что такое склонение?
-Сколько склонений у имен существительных?
-Склонение – это постоянный признак?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-С какими трудностями столкнулись?
-Какие вопросы у вас возникли?
Задание на дом. у.196
Рефлексия
-если вам было все понятно- зеленый квадрат,
-если испытывали затруднение-желтый квадрат,
-если было трудно-красный.