Склонение имен существительных

Урок русского языка в 4 классе. Урок поможет учителю доступно познакомить детей со склонением.

Содержимое разработки


Тема: Склонение имен существительных

Цель: дать первоначальное представление о трех типах склоне­ния и ознакомить с распознаванием типа склонения по роду и окон­чанию (в начальной форме).

Планируемые результаты (задачи):

предметные: умение определять тип склонения существитель­ных по роду и окончанию;

личностные: воспитание заботы и внимания друг к другу;

системно-деятельностные: развитие внимания, памяти, речи, мышления; умение сопоставлять и сравнивать падежные окончания, группировать существительные по типу склонения.

Ход урока

Организационный момент.

1 этап: Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приём «Верные и неверные утверждения»

У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.

-Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?

-Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?

-Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?

-Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?

-Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?

-Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?

-Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?

-Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?

-Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.

-Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение)

Постановка учебной задачи урока:

-Прочитайте предложение, записанное на доске.

Книги учат нас смелост... и дружб... .

-Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж.

-Что можно сказать об окончаниях? Какие они?

-Теперь прочитайте предложение без пропусков.

-Книги учат нас смелости и дружбе.

-Что заметили?

-Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

-Что такое склонение?

-Какие типы склонения имеет существительное?

Как определить тип скло­нения?

Сообщение темы и цели урока.

-Узнаем какие типы склонений имеет существительное, научимся определять склонение.

  1. этап: Учебно-познавательная деятельность.

Цель: усвоение содержания темы.

Работа по таблице.

-Рассмотреть таблицу, расска­зать, какие существительные относятся к 1,2 и 3 склонению.

-Сколько склонений у имен существительных?

-Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?



1 склонение

2 склонение

3 склонение

род

окончание

род

окончание

род

окончание

Ж.р.

-а,-я

М.р

-о,-е

Ж.р

-

М.р

Ср.р



-Прочитайте слова, определите склонение. Весна, море, лошадь. (Три ученика работают у доски)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Анализ слов:

-Определить их род, выделить окончания. Про­склонять данные существительные. Сравнить их падежные оконча­ния.

«Твой помощник» с.93

Знакомство с порядком действий при определении типа склонения:

1.Чтобы определить склонение имен существительных, нужно поставить слово в начальную форму - именительный падеж един­ственного числа.

2.Определить его род: школаж.р.

3.Выделить окончание в начальной форме (в именительном падеже единственного числа) - окончание -а.

4.По роду и окончанию определить склонение — значит, 1-е склонение.

Выполнение у.195

-Прочитать, поставить ударение в выделенных именах существительных.

-На какую часть слова падает ударение?

-Определите в каких окончаниях гласный слышится не так как пишется?

-Какие окончания нужно проверять?

Ввести понятие об ударных и безударных падежных окон­чаниях.

Гласные в падежных окон­чаниях имен существительных находятся в сильной и слабой пози­ции. Существительные одного и того же склонения имеют одинако­вые ударные и безударные падежные окончания.

Например: (1-е скл.) о земле - гласный под ударением - «силь­ный» гласный, сильная позиция; о чашке, о лампе - безударный глас­ный - «слабый» звук, слабая позиция звука; (2-е скл.) на столе -на поле, на дереве.

3 этап: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.

Составьте предложение с одним из данных словосочетаний.

Всю долгую зиму Дюймовочка жила в норке у серой мыши.

-Разбор по членам предложения и частям речи.

-Найдите существительные в этом предложение и определите склонение.

-Как определить склонение существительных?

4 этап: Контроль и оценка результатов деятельности.

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов. Под­ведение итогов урока:

предметные: различает имена существительные по склонениям, правильно употребляет их в речи;

личностные: проявляет интерес и внимание к животным;

системно-деятельностные: умеет ставить падежные вопросы сравнивает падежные окончания, видит их различие; группирует слова по типу склонения; выявляет общее и различное в падежных окончаниях.

Прием «Верные и неверные утверждения»

А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.

Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.

-Что такое склонение?

-Сколько склонений у имен существительных?

-Склонение – это постоянный признак?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-С какими трудностями столкнулись?

-Какие вопросы у вас возникли?

Задание на дом. у.196

Рефлексия

-если вам было все понятно- зеленый квадрат,

-если испытывали затруднение-желтый квадрат,

-если было трудно-красный.



Сохранить у себя:
Склонение имен существительных

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки