«Система работы учителя при подготовки учащихся к сдаче ГИА по географии.»
Иммануил Кант писал: «Не мыслям надо учить, а мыслить». Эти слова актуальны и в настоящее время. Задача современного учителя – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания.
Одной из самых актуальных проблем для современного учителя является подготовка выпускника к Государственной итоговой аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). По своей сутиОГЭ являются своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
Каждый учащийся, оканчивающий 9-й класс, обязан сдать 4 экзамена, из них 2 обязательных – математика и русский язык и два по выбору. Предметом по выбору, наряду с другими 8 учебными дисциплинами, является и география. В современной системе образования географии отдается не самое первостепенное место, но при этом учащиеся всё равно в больших количествах выбирают данный предмет для аттестации в 9 классе. В задачи учителя входит правильно подготовить ученика к ГИА.
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса.
Для того,чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий. Варианты заданий погеографии предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, предусмотренных современным образовательным стандартом и программой по географии, рекомендованной Министерством образования РФ.
Аттестационная работа требует от выпускников умения сравнивать объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Подготовка выпускников к ГИА по географиидолжна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 5 класса поэтапно:
1 этап - работа с понятиями (терминами) на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами:развитие навыков осознанного прочтения текста;
3 этап - работа в рабочих тетрадях со схемами, рисунками, таблицами, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором, работа по формированию умений выполнения чертежей и расчетов.
5 этап -внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий, работа с ИКТ технологиями - создание развивающих заданий, тестов, кроссвордов, заданий по прочтению текста и пр.).
С учащимися 9 класса работа по подготовке начинается сразу с сентября месяца. Ребятам рекомендую приобрести необходимые пособия.
При организации и подготовки, обучающихся к ГИА выделяю следующие направления деятельности:
1 Ознакомление обучающихся со структурой и содержанием КИМ.
2. Планирование индивидуальной подготовки обучающихся, устранение пробелов в знаниях.
3. Диагностика уровня предметных результатов, готовности к выполнению экзаменационной работы
А также знакомлю с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным блокам и заданиями по видам проверяемых умений и способам действий. То есть объясняю, что они должны знать, уметь, понимать, называть, характеризовать, планировать.
Останавливаюсь подробно на системе оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
Говорю о продолжительности экзамена, выделяю при этом, что на выполнение каждой части экзаменационной работы обучающийся должен спланировать свое время таким образом, чтобы вовремя закончить свою работу.
Для успешной сдачи ГИА учащийся должен освоить определённый алгоритм выполнения заданий ещё в 8 классе, чтобы иметь 2 года на их совершенствование.
Свою работу по подготовке учащихся чётко планирую по времени, чтобы успеть выполнить намеченное и уже с апреля месяца выполнять только тренировку тестов;
При организации самостоятельного домашнего повторения при подготовке к ОГЭ предпочитаю составление схемы, таблиц, а не конспекта темы. При составлении схемы и таблицы учащийся не только анализирует содержание темы (или фрагмента текста), но и структурирует, выстраивает взаимосвязи данного материала с остальным, имеющимся в теме (или её части).
Усвоение теории и сформированности навыков и умений по выполнению конкретных учебных задач должна быть на строгом постоянном контроле у учителя
Круг проблем, возникших при подготовке к экзаменам, следующий:
Во-первых, это откровенный саботаж части учащихся – нежелание работать как на уроке, так и дома.
Во-вторых, недопонимание учащимися и их родителями серьёзности проблемы.
В-третьих, лень мыслить, примитивность мышления, узость кругозора большинства учащихся в связи с низким уровнем начитанности.
В-четвёртых, невнимательное чтение тестовых заданий, излишняя спешка при их выполнении.
Я считаю, что решить проблему с подготовкой к ГИА можно только всем миром: в союзе с родителями. Кроме того, развивать коммуникативные умения нужно и необходимо всем учителям-предметникам включиться в работу по совершенствованию навыков работы, учащихся с текстом – особенно учебным и справочным.
С учениками постоянно проводятся беседы о необходимости дополнительных занятий, о серьезном отношении к экзаменам, о пропусках уроков, об успеваемости.
ЧТО НУЖНО ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга общеучебных и предметных умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания по подготовке к экзамену.
При подготовке к ГИА по географии необходимо систематически проводить мониторинг подготовки к ГИА для выявления типичных ошибок и работать над их устранением.
Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.