Технологическая карта урока
Предмет Основы светской этики Класс 4
Учитель Суворова С.В.
Базовый учебник Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики: основы светской этики: 4 класс: учебники для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.2 – М.: Вентана - Граф, 2016.
Тема урока Семья – первая любовь человека.
Цель урока Расширение представлений о взаимоотношениях в семье.
Задачи урока:
Расширить представление детей о семье.
Формировать уважительное отношение к родителям, родственникам старшего поколения.
Воспитывать бережное отношение к своей семье и членам семьи.
Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Тип урока Знакомство с новым материалом
Необходимое оборудование словарь С.И. Ожегова, карточки на доску со словами цель, задачи; листы самооценки
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1
| Организационный
| - Начинаем урок основы светской этики. - Проверьте готовность своего рабочего места по критерию «порядок на рабочем месте» (Проверяет готовность обучающихся к уроку) - Садитесь и с усердием учитесь. | Контроль рабочего места при готовности к уроку. Настрой на работу. | Познавательные:логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
2 | Повторение изученного материала.
| - Скажите, какой раздел мы изучаем? - Вспомните тему нашего предыдущего урока? - Д/з к сегодняшнему уроку было – подготовить по желанию любое стихотворение о Родине. (организует проверку д/з) - Дайте устную оценку выразительному чтению учащихся.
| - Раздел «Человек и его Родина» Тема предыдущего урока «Любовь к Родине – высшее нравственное чувство» (Дети читают наизусть выбранные стихотворения о Родине) (Учащиеся оценивают выступающих по критериям: выразительность, интонация и т.д.) | Познавательные: ориентация на развороте учебника Познавательные: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
3 | Изучение нового материала
Формулирование темы урока
| - Ребята, послушайте стихотворение Л.Куклина и сформулируйте тему нашего урока. Очень люблю, когда все Собираются. Белою скатертью стол Накрывается. Бабушка с мамой, папа и я Мы называемся вместе семья (хором) - Что вы уже знаете о СЕМЬЕ? | - Тема урока «Семья»
Дети высказывают свои знания о семье. | Познавательные: развитие умения извлекать информацию из текстов
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия |
| Формулирование цели урока
Формулирование задач урока
| - Сформулируйте цель нашего урока. -Для того чтобы достигнуть цели, необходимо составить план. Сформулируйте задачи урока при помощи опорных слов. ЗАДАЧИ: 1. Выяснить… 2. Узнать… - Что вам поможет выполнить эти задачи?
| - Цель урока Узнать, какую роль играет семья в жизни человека
Выяснить что такое семья Узнать о ценностях семьи
- Учебник, словарь, тексты
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Регулятивные: прогнозирование своей работы (составление плана) Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. |
|
| - Итак, тема «Семья». Вы дали собственное определение слову «семья». А как даёт лексическое значение этого слова С.И. Ожегов? Где можем найти информацию? -А кто эти близкие родственники? Перечислите. -Действительно, это те люди, которые играют большую роль в нашей с вами жизни. - А как вы думаете, на чём держится семья? - Каковы же семейные ценности? Давайте разберёмся. Откройте Уч. с. 25 и найдите рубрику «Обсудим вместе»
|
- В словаре - Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. -Мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.
(форма работы «Круглый стол») – обсуждение вопроса «На чём держится семья? | Познавательные: общеучебные - работа с дополнительными источниками информации Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других
|
|
| - Прочитайте вопросы. Рассмотрите фотографии. Объединившись в группы, запишите на лепестках, каковы семейные ценности. - Прикрепите на доску ваши лепестки. Что получилось? - Ромашка – символ семьи, любви и верности. Именно этот праздник ежегодно празднуют 8 июля, начиная с 2008 года. Вывод: - Любовь - это главное качество, которое объединяет всех членов семьи. (Подводит обучающихся к выводу о том, какие семейные ценности необходимы в любой семье)
- Составьте синквейн по теме «Семья» | Р абота в группах.
- Ромашка (Серединка ромашки - ценности семьи) Дети работают в группах и прикрепляют лепестки ромашки на доску. Лепестки (любовь, взаимопонимание, согласие, забота, уважение, помощь и т.д.)
| Коммуникативные: - умение работать в группе; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Познавательные: рефлексия действий.
|
| Физминутка
Проблемный вопрос
| У.с. 26 -Рассмотрите рисунки. Чем занимаются дети? - А каким полезным хозяйственным трудом могут заниматься младшие школьники? -Сравните в паре отношения школьников (Пети и Олега) в У.с.26 к своей семье. -Какое из них выражает искреннее и действенное чувство любви к её членам? - Объясните почему? -Каким можно назвать Петю (подберите слова признаки – имена прилагательные)? - А Олега? - Сделайте вывод о том, как нужно относиться к членам семьи?
| - Помогают взрослым (копают, моют посуду и т.д.) -Помыть посуду, убрать за собой вещи, подмести пол, протереть пыль, вынести мусор. (Высказывают свои предположения в паре) - Олега.
(Высказывание мнений детей) - Эгоистичный и т.д.
- Внимательный, отзывчивый и т.д. (Дети делают выводы) |
Коммуникативные: планирование сотрудничества со сверстниками – определение функций участников
|
4 |
Беседа и работа с иллюстративным материалом (репродукции картин) | - Ответьте на вопрос, какое занятие по дому ваше самое любимое? - Послушайте рассказ М.М. Зощенко и подумайте, можно ли семейный труд разделить на мужской и женский? - Какова главная мысль текста? Сделайте вывод. - А как мы можем проявить внимание к нашим близким людям, людям престарелого возраста? Предлагаю в группах рассмотреть репродукции картин А.М. Шилова «Вдвоём» и «Зацвёл багульник» -Проанализируем результаты: кто изображён? Какое чувство вызывают герои? Чем они похожи? В чём они нуждаются? | (Ответы обучающихся) (Обучающиеся анализируют и объясняют свой выбор) Вывод: - Нет ничего постыдного в любом труде, необходимо ценить и уважать всякий труд.
Обучающиеся рассматривают в группах репродукции, анализируют сюжеты, выделяют главную мысль, составляют небольшой рассказ о персонаже картины. |
Познавательные: общеучебные - использование источников информации Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
|
5 6 |
Подведение итогов
Рефлексия | -А как же всё-таки мы можем проявить внимание к нашим близким? У.с. 34 прочитайте вывод о том, от чего зависит настроение членов семьи. - Что сегодня нового узнали?
Задание – составьте синквейн на слово СЕМЬЯ
(Познакомить с правилами написания синквейна). - Синквейн – это стихотворение, которое пишется по особым правилам. В синквейне не нужна рифма, в нём главное – ритм. В синквейне всего пять строк.
| - Позвонить им, придти в гости, предложить свою помощь и просто доброе слово.
(Ответы детей) Заслушивание нескольких синквейнов. Например, семья; дружная, крепкая; воспитывают, поддерживают; семья – это где тебя поймут; отчий дом или семейство
|
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
7
8 | Контроль и оценка
Д/з | - Вспомните, какую цель вы ставили? - Достигли ли вы её? - Вы решили все задачи, а для того, чтобы выяснить всё ли вы поняли, предлагаю оценить свою работу на уроке в Листе самооценки. Подумайте, всё ли у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать. - В конце урока я вас попрошу сдать листы самооценки.
- А теперь, используя слова, сделайте небольшой самоанализ своей работы. У.с. 31 Подготовить фото или семейную газету на тему «Моё участие в жизни семьи» | Ответы детей
Сегодня я узнал… Я могу рассказать… В жизни мне этот урок поможет… Мне захотелось… | Р егулятивные: удержание цели Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р егулятивные: самооценка
|