Цель урока: формировать умение применять правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Тип урока:урок совершенствования способов действий (урок закрепления)
Планируемый результат:
Личностный:обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка, демонстрируют умение слушать и слышать друг друга.
Метапредметный:обучающиеся проявляютличностные УУД:действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль; познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметный:демонстрируют знания об имени прилагательном как о части речи, о склонении падежей, падежных окончаниях имен прилагательных.
Задачи:
Воспитательная: Прививать интерес к уроку русского языка,умение слушать и слышать друг друга.
Развивающая: развивать личностные УУД: действиесмыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать регулятивные УУД:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: (общеучебные):умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Развивать коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательная: повторить и обобщить знания об имени прилагательном как о части речи, о склонении имён прилагательных.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип наглядности, систематичности и последовательности, доступности
Создание положительного эмоционального подъёма.
Принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
Принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому).
Принцип минимакса (каждому обучающемуся учитель на максимальном (творческом) уровне обеспечивает усвоение материала на уровне социально безопасного минимума).
Методы обучения:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) –частично-поисковый, проблемный
Методы развития познавательного интереса: художественное слово.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
Метод формирования орфографических навыков: языковой анализ и правописание.
Метод развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли).
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения: демонстрационные:доска,индивидуальные:учебник, тетрадь, ручка
План урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
4. Организация контроля и самоконтроля.
5. Информация о домашнем задании.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Список литературы:
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Задача: мотивировать обучающихся на предстоящую учебную деятельность.
Метод формирования обязанности
(педагоги-
ческое требование)
- Добрый день, ребята! Напоминаю, что меня зовут Диана
Вадимовна, и этот урок русского языка проведу у вас я.
- Присаживайтесь, пожалуйста. Проверьте готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.
- Для того, чтобы наш урок прошел полезным, вам нужно быть внимательными, активными и позитивными.
- Предлагаю вам сыграть в Викторину и вспомнить все, что изучили об имени прилагательном.
- Итак, начнем. Первый вопрос. -Что обозначают имена прилагательные? (Признак предмета) - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой?, какая?, какое?) - С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? ( С именем существительным) - Как изменяются имена прилагательные? ( По числам, родам, падежам) - Как можно определить род, число, падеж имени прилагательного? (По имени существительному, к которому оно относится)
- Ну, что ж, я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему. И все знаете об имени прилагательном.
Личностные УУД: положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий: выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Метод получения новых знаний (беседа, демонстрация);
Метод эмоционального стимулирования (поощерение);
Методы выработки учебных умений и накопление опыта (упражнение);
Метод развития психических функций(постановка проблемы)
– А определить тему урока вам поможет задание, записанное на индивидуальных карточка, которые мне помогут раздать дежурные.
- Прочитайте предложение. Чего не хватает в предложении? (окончаний) А что это за часть речи? На какой вопрос отвечает? (какая?) (это часть речи прилагательное)
-Кто- то может назвать, как определить окончание в прилагательном? –Что нам надо знать для этого?
Нужно:
1) найти в предложении существительное, к которому относиться прилагательное
2) определить род и падеж прилагательного
3) по ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.
- Вы все правильно назвали, можете приступить к выполнению
Пушис. снежинка медленно кружится в воздухе и падает на холодн… землю.
–Кто закончит, поднимите руку на локоть.
-Как вы думаете, какая же тема урока у нас сегодня?
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу
Задача: изучение детьми нового материала.
Метод получения новых знаний (беседа, демонстрация);
Метод эмоционального стимулирования (поощерение);
Методы выработки учебных умений и накопление опыта (упражнение);
Метод получения новых знаний (беседа, демонстрация);
Метод эмоционального стимулирования (поощерение);
Методы выработки учебных умений и накопление опыта (упражнение)
- Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. С именами прилагательными речь, как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам.
-Вы любите рисовать? Давайте «порисуем», но не красками, а с помощью имён прилагательных.
- Я раздам вам карточки с заданиями.Прочитайте их. Что вы можете сказать о тексте?
- А теперь давайте проверим, что вы написали. ( читают несколько человек свои работы)
- Что произошло с предложениями? (они стали более точными, полными и красивыми). Какой вывод можно сделать? (прилагательные украшают текст, дают точное представление)
- Определите род и падеж прилагательных. – От чего зависит падеж имени прилагательного? (От имени существительного, к которому оно относится)
– Верно. Падеж имени прилагательного так же, как и род, и число, зависит от имени существительного, с которым оно связано.
Подпишите над прилагательным.
(дети, определяют род и падеж имени прилагательных)
- Кто закончит поднимите руку.
-Сейчас....осуществит морфологический разбор у доски, а все остальные в тетради, самостоятельно.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Начальная форма: слова утро? (УТРО)
- Утро, какая часть речи?
(Часть речи: существительное)
- Какие постоянные признаки имеет?
(Постоянные признаки: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, утро какой род? - средний род, а существительные ср.р. с нулевым окончанием находятся в каком склонении? Во 2 склонение, Какие непостоянные признаки имеет? (Непостоянные признаки: в каком числе? Вединственное число, какой падеж? именительный падеж, в предложении я вляется чем?подлежащее)
Регулятивные УУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; осуществляют самоконтроль;
Коммуникативные УУД: полно и точно высказывают свои мысли;
Организация контроля и самоконтроля.
Задача: проверить усвоили ли новый материал обучающиеся.
Метод осмысления социального опыта (беседа, демонстрация,объяснение);
Метод эмоционального стимулирования (поощерение);
Методы выработки учебных умений и накопление опыта (упражнение);
Ну, что ж вы молодцы, все правильно выполнили.
- Сейчас, поработаем с учебником. Откройте учебник на стр. 37, выполните упр. 78.
- Прочитайте задание. (один ученик) - Что нужно сделать? (составить текст, придумать заголовок, объяснить написание выделенных орфограмм)
- Что такое текст?
Текст – это группа предложений, связанных по смыслу.
- А наши предложения можно назвать текстом? (нет) Почему? (потому, что они не связаны по смыслу)
- Ну, что ж, ваша задача связать предложения по смыслу и озаглавить получившийся текст?
-Как вы озаглавили текст? ( называют свои варианты «сельдяной король»)
- Давайте проверим, как вы объясните выделенные орфограммы? …………….прочитай пожалуйста, как ты выполнил(а). А все остальные подчеркивайте у себя в тетрадях.
Длинная – пишется удвоенная нн, т.к. нахадится на стыке корня и суффикса
Плоская - окончание в прилагательном ж.р им.п., всегда ая
Серебристой – словарное слово
Алой -
Ещё – слов.слово
Королём – Пров.слово король
Тяжёл - пров.слово тяжесть
Пятерым -
косяков -
сельди -
- Молодцы, ребята. А кто объяснит, как вы выполнили морфологический разбор слова сельдяным3? (один ученик объясняет)
Сельдяным (королем) – прил., каким?, н.ф. сельдяной, м.р., т.п., ед.,число, в предл. является определением
Регулятивные УУД:саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные УУД: полно и точно высказывают свои мысли;