Род несклоняемых имен существительных

Конспект урока на тему « Род несклоняемых имен существительных». 6 класс

Содержимое разработки

Тема урока: « Род несклоняемых имен существительных».

Класс- 6Д

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с условиями определения рода несклоняемых имен существительных, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи, уметь определять род несклоняемых имен существительных

Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности учащихся, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать в парах.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.

Метапредметные:

Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей.

Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.

Предметные:

Выявить морфологические особенности несклоняемых существительных, научиться применять их на письме.















Ход урока.

1. Орг.момент.

2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.

- Постановка учебной задачи

-Продолжение изучения темы «Имя существительное».

-Объявление темы и целей урока: научиться определять род несклоняемых имён существительных.

3. Чтение отрывка стихотворения подготовленным учеником.



Сергей Погореловский

Маленькое, но большое

Маленькая Маня маленькой лопаткой

Бережно вскопала маленькую грядку,

Маленькое семя в землю посадила,

Маленьким забором его огородила.

Я подумал, глядя на её работу:

«Вырастет, наверно, маленькое что-то».

Но ошибся крепко я в своей догадке,

Выросло большое дерево на грядке…

-О чём это стихотворение? (Из маленького может вырасти нечто большое. Так и наша работа на уроке даст нам большое: знания по теме, которые мы сможем потом применить в жизни)

4. Работа с эпиграфом.

Дерево крепко корнями, а человек – знаниями.

Пословица

Вспомните правила оформления эпиграфа. Запишите эту пословицу в качестве эпиграфа и подумайте, в чем заключается ее смысл.

Дерево поддерживает корень, знания – поддержка для человека, они помогают найти выход из той или иной ситуации.


5. Повторение. Фронтальный опрос.

Лингвистическая игра «Истинно или ложно».

  1. Имя существительное – это служебная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

  2. Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

  3. Имена существительные бывают собственными и несобственными.

  4. Имена существительные  изменяются по родам.

  5. Имена существительные склоняются, то есть изменяются по падежам.

  6. Имена существительные относятся к 1 или 2 спряжению.

  7. Имена существительные относятся к 1,2 или 3 склонению.

  8. Имена существительные изменяются по лицам.

  9. Разносклоняемых существительных 10.

  10. Имена существительные изменяются по числам и падежам.

  11. Некоторые имена существительные не изменяются по падежам.

(О каких существительных идёт речь?- несклоняемые.

Какие существительные относятся к несклоняемым?)


6. Проверка домашнего задания. Упр.267 (1 ученик с синтаксическим разбором 4-го предложения у доски.)


7. Орфографический анализ.

а) Орфографический анализ.

Проанализируйте орфограммы данного отрывка стихотворения, устно объясняя написание букв. (по цепочке)

Сергей Погореловский

Маленькое, но большое

Маленькая Маня маленькой л..паткой

Бер..жно вск..пала маленькую гря..ку,

Маленькое семя в землю пос..дила,

Маленьким забором его огор..дила.

Я п..думал, глядя на её работу:

«Выр..стет, наверно, маленькое что-то».

Но оши..ся кре..ко я в св..ей дога..ке,

Выр..сло большое дер..во на гря..ке…


б) Пунктуационный анализ.

Объясните

-постановку запятых в 1-м предложении;

-кавычек и двоеточия вв 2-м предложении.


8. Морфемная работа. Работа в парах. Подберите к выделенному слову однокоренные слова-имена существительные. 

(земляк, землеройка, землетрясение).

-Докажите, что это имена существительные.

-Какими способами образованы данные слова? (суффиксальный и сложение). -Объясните орфограммы в данных словах.

- Определите род записанных существительных.

- Кто такой земляк? Земляк — уроженец одной с кем-нибудь местности.

Слово учителя. Мы с вами тоже земляки, и у каждого из нас есть свои корни. А что мы подразумеваем под своими корнями? Это родные люди, которые нас поддерживают в трудную минуту. (Мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя).

Но поддержать может и друг, и сосед по парте. Сегодня нам предстоит работа, в которой совет и поддержка друга нам будут очень нужны.

(слайд1)

Приближающийся 2020 год – год Памяти и Славы, год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Есть ли среди наших земляков те, кто прославил наш Тамбовский край и кого мы должны помнить?

(слайд2)

9. Синтаксическая работа.

Мы гордимся подвигами наших земляков: Зои Космодемьянской и Тамары Дерунец, Бориса Федорова и Владимира Михайлова. (слайд3)

-Обратить внимание на постановку двоеточия.


10. Морфологический анализ.

-Определите род записанных существительных.

-Какое существительное является несклоняемым? Почему оно так называется? (Дерунец)


10. Постановка учебной проблемы.

К какому роду относится это существительное? Как вы узнали?

(слайд4)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие. А перед отправкой надо и отдохнуть, и зарядиться энергией, и набраться сил.

11.Физкультминутка.

Наклоны головы:

вверх-вниз – склоняемые имена существительные

влево-вправо – несклоняемые имена существительные

На внимательность!!!

1 вариант…. Карниз, какао, домино,

2 вариант…. метро, маслины и кино.

1 вариант…. Шасси, такси и жалюзи,

2 вариант…. Пенал, пенальти и жюри.

1 вариант….Рагу, на радугу, в лесу

2 вариант…. Беда, на ветке, какаду.

1 вариант…. Река, каноэ, каратэ,

2 вариант…. Окно, алоэ, каланхоэ.

(слайд 5)

12. Проблемное изложение нового знания.

- Что собирает путешественник в разных странах? Что привозит из странствий? Что мы соберём в нашем путешествии?

 - Цель  путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Давайте же уточним, какие слова мы будем собирать? Почему эти существительные называются несклоняемыми?

Выписать из текстов несклоняемые имена существительные, распределив их по трем столбикам: собственные имена существительные, одушевленные существительные, неодушевленные существительные.

(слайд 6)

«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. (слайд 7)

Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».

(слайд 8)

авеню́

кафе́

пальто́

Ка́при

спаге́тти

сумо́

су́ши

ки́ви

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

(слайд 9)

Продолжаем путешествие.

  «Австралия – самый отдаленный и потому загадочный материк. Здесь обитают такие животные, которых нет на других материках: кенгуру, прыжок которого длиною в 9-12 метров, симпатичный коала, очень похожий на медведя, не забудем и про какаду - большого попугая с хохолком на голове».

(слайд 10)

кенгуру́ коа́ла какаду́                                         

 (слайд 11)

«И вот мы в Южной Америке. Обязательно заедем в Бразилию - родину кофейного дерева, из плодов которого готовят вкусный напиток - кофе. Самая известная река Америки - Колорадо.

(слайд 12)

А если вы хотите посмотреть озеро Онтарио, то поедем в Северную Америку. Здесь сделаем запись в путевые дневники».

(слайд 13)

ко́фе колиʹбри Колора́до Онта́рио

 (слайд 14)

« Перед нами жаркая Африка. Вслед за доктором Айболитом проплывем по реке Лимпопо, побываем в пустыне Калахари. Понаблюдаем за потешными ужимками шимпанзе. Преодолеем Ангольское плато́ и поспешим домой».

(слайд 15)

Лимпопо́

Калаха́ри

шимпанзе́

плато́

(слайд 16)

«Наконец, мы завершаем наше путешествие и возвращаемся в Россию. Наш самолет совершил посадку в Адлере. Из аэропорта мы на такси отправляемся по шоссе в замечательные черноморские города Сочи, столицу зимней олимпиады 2014. Погреемся на солнышке и вернёмся на Тамбовскую землю».

(слайд 17)

такси шоссе Сочи


13. Первичное закрепление знаний учащихся.

Проверим записанные вами существительные: собственные существиетльные, одушевленные существительные, неодушевленные существительные. (слайд 18)

существительные

собственные


одушевленные

существительные

неодушевленные

существительные

Ка́при

киви

киви

Колора́до

кенгуру

авеню

Онтарио

коала

кафе

Лимпопо́

кокаду

пальто

Калаха́ри

шимпанзе

спагетти

Сочи


сумо



суши



плато



кофе



такси



шоссе


15.Работа с учебником. Определите род выписанных существительных. Сравните ваши предположения с правилом в учебнике (параграф 40, страница 93 – 94; остановка 7, взаимооценка)

16. Закрепление знаний. Составьте кластер

1 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих людей”;

2 группа “Род несклоняемых существительных, обозначающих географические объекты”;

 (слайд 19)

Итак, несклоняемые одушевленные существительные относятся к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (мадам) или к мужскому, если обозначают лиц мужского пола или животных: конферансье, какаду, шимпанзе.

(слайд 20) Род несклоняемых имен существительных, обозначающих географические названия, определяется родом тех имен существительных, которыми эти названия могут быть заменены. Например,  Колорадо - река, женский род;  Онтарио - озеро, средний род, Торонто - город, мужской род. Определите род имен существительных в первой колонке.

   

   Несклоняемые неодушевленные имена существительные относятся преимущественно к среднему роду: вкусное эскимо, высокогорное плато. Запомните, что слово кофе относится к мужскому роду.

17. Практическая работа

а) Укажите неверное согласование.

  1. истинная леди;

  2. высокая месье;

  3. белокурая пани;

  4. серое кенгуру;

  5. пожилая мисс;

  6. крошечное пони.

б) Согласуйте прилагательные с существительными.

  1. бюро

  1. спелое

  1. пенальти

  1. шерстяное

  1. авокадо

  1. адвокатское

  1. интервью

  1. просторное

  1. кашне

  1. меткий

  1. фойе

  1. интересное


в) Упражнение 273.

1 ученик.

1) Бурн.. Алазани впадает в Куру.

2) Древн.. Тбилиси - столица Грузии.


2 ученик. 1) Пресноводн.. Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки.

1) Полноводн.. Конго течет среди тропических лесов.


Самостоятельно. Суров.. и благодатн.. Гоби раскинул..сь в Монголии.

МИД уполномочен.. заявить. (Министерство иностранных дел, из начальных звуков или букв образовано? Из начальных звуков – так как это слово оканчивается на согласную, то это слово муж.рода).

Упражнение 275.

МТС - Машинно-тракторная станция

(слайд 21)

18.Творческое задание:

Я мечтаю побывать…

19.Домашнее задание.

20. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(слайд 22)

Продолжим фразы.

Сегодня на уроке

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было интересно…

  • У меня вызвало затруднения…


(слайд 23)

Сохранить у себя:
Род несклоняемых имен существительных

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки