Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №44
города Ставрополя
Методическая разработка урока по русскому языку для обучающихся 3 класса
«Семья слов».
Выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №44 г. Ставрополя
Поволоцкая Алина Сергеевна
Тема: «Семья слов».
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Цели урока: организация работы по формированию познавательного интереса учащихся при изучении понятий «семья», «счастливая семья», «семейные традиции», выявление особенностей этих понятий.
Образовательные: создать условия для обеспечения более глубокого целостного восприятия темы.
Развивающие: создать условия для развития познавательного интереса к изучению родного русского языка, создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к членам своей семьи, взаимопомощи, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Формировать УУД:
Познавательные: умение работать с толковым словарём, поиск и выделение необходимой информации
Личностные: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение оформлять мысли в устной форме, высказывать и обосновывать собственную позицию
Регулятивные: наблюдать и делать выводы, развивать мотивы учебной деятельности
Планируемые результаты: использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученной темой;
Метапредметные результаты: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий, используя справочные материалы.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению, работая в
паре, адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.
Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), частично-поисковый, творческий, исследовательский.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь сотрудничать с учителем и учащимися при работе в группах; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Метапредметные: стремление к более точному выражению собственного мнения и
позиции; умение задавать вопросы;
Регулятивные:овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствие учителя.
-Добрый день!
-Я рада вас видеть на занятиях.
-У вас на партах карточки настроения.
Покажите, пожалуйста, какое у вас настроение.
(Ученики приветствуют учителя; показывают карточки со смайликами.)
-Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
С таким настроем мы можем начинать урок!
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Учитель:
-Внимание на доску. Перед вами кроссворд.
Когда мы правильно ответим на все вопросы, у нас получится ключевое слово. Оно и будет главным на нашем уроке. [Приложение 1]
Ученики разгадывают кроссворд, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания, определяют тему урока.
3.Постановка учебной задачи (определение темы ,цели урока) .
Учитель:
-Правильно, ключевое слово-семья. А что же такое «Семья»? Как вы понимаете это слово?
Продолжи фразу (дети по очереди называют слова):
Семья – это…. ( ответы детей - счастье, дружба, спокойствие, радость, тепло, чистота, уют, хлопоты, здоровье, любовь, дети, мама, папа.)
Учитель:
-Давайте обратимся к словарю, чтобы уточнить его значение.
По толковому словарю советского лингвиста Сергея Ивановича Ожегова слово «Семья-это группа живущих вместе близких родственников.»
А кто такие родственники? (Мама, папа, братья, сёстры, дедушки, бабушки, тёти, дяди и т.д.)
4. Работа по теме урока
Учитель:
В русском языке тоже есть «слова-родственники»- родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую часть, в которой заключено лексическое значение родственных слов.
Давайте вспомним, какие слова-отгадки были в кроссворде. Можно ли их назвать родственными и почему?
( Ученики отвечают на вопросы учителя, выписывают слова, выделяют корень слова)
5. Физкультминутка
Все вы любите отдыхать с семьёй. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас . слушайте внимательно задание и выполняйте.
-Те, кто слышит меня, хлопните 1раз.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
-Те, у кого есть сестра помашите над головой рукой.
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
-Хлопните те, кто очень любит свою семью.
6.Закрепление изученного материала.
Ребята! Как вы можете назвать одним словом тех, кого вы видите на картинке?
[Приложение 2]
Продолжите предложение. О ком в семье можно сказать:
- Старый, мудрый, добрый… (дедушка)
- Молодая, красивая, любящая… (мама)
- Сильный, смелый, трудолюбивый… (папа)
- Озорная, маленькая, веселая… (дочка)
- Какие слова можно сказать о бабушке? (добрая, мудрая, красивая, веселая, трудолюбивая…)
Составьте предложения по картине.
7. Рефлексия
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Вы ловите мяч и отвечаете на вопрос.
8. Домашнее задание Написать рассказ о том, как вы представляете себе счастливую семью. В предложениях необходимо использовать однокоренные слова.
9. Итог урока
Предлагаю вам выйти к доске и прочитать стихотворение, которое подведет итог нашей беседе. (Дети читают по строчке.)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Спасибо за урок!