"Развитие самостоятельности учащихся и повышение качества знаний при применении метода учебного проекта"

Метод проектов - модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.М. Карбышева»  Пролетарского района г . Твери  «Метод проектов – технология нового образования»  «Развитие самостоятельности учащихся и повышения качества знаний при применении метода учебного проекта»  Выполнила работу  Козлова Татьяна Валерьевна  г. Тверь 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.М. Карбышева» Пролетарского района г . Твери «Метод проектов – технология нового образования»

«Развитие

самостоятельности учащихся и повышения качества знаний при применении метода учебного проекта»

Выполнила работу

Козлова Татьяна Валерьевна

г. Тверь

1

Понятие метода проектов  Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.

Понятие метода проектов

Метод проектов - это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем.

Цель метода проектов  Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

Цель метода проектов

Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения.  Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения.

Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Достоинства метода проектов

Достоинства метода проектов

  • достижение конкретного результата
  • выявление и развитие творческих возможностей и способностей учащихся
  • формирование умения решать нетиповые задачи
  • выявление деловых качеств
  • профессиональное самоопределение
  • развитие у школьников жизненно необходимых знаний и умений
Основные требования к использованию метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;
  • Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов
Основные этапы выполнения проекта этап задача начинание определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы планирование анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде принятие решения сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности выполнение выполнение проекта оценка результатов анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели защита проекта подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка: внутренняя, внешняя

Основные этапы выполнения проекта

этап

задача

начинание

определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

планирование

анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

принятие решения

сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

выполнение

выполнение проекта

оценка результатов

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели

защита проекта

подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка: внутренняя, внешняя

Роль учителя этап деятельность учителя начинание мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает планирование помогает в анализе и синтезе (по просьбе), принятие решения наблюдает наблюдает, консультирует выполнение наблюдает, советует (по просьбе) оценка результатов наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) защита проекта участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Роль учителя

этап

деятельность учителя

начинание

мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

планирование

помогает в анализе и синтезе (по просьбе),

принятие решения

наблюдает

наблюдает, консультирует

выполнение

наблюдает, советует (по просьбе)

оценка результатов

наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)

защита проекта

участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Роль учащихся этап деятельность учащихся начинание уточняют информацию, обсуждают задание планирование формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха принятие решения работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование выполнение выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект оценка результатов участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке защита проекта защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Роль учащихся

этап

деятельность учащихся

начинание

уточняют информацию, обсуждают задание

планирование

формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха

принятие решения

работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование

выполнение

выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект

оценка результатов

участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

защита проекта

защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Как модель метода проектов меняет традиционное обучение  Здесь существует проблема без предварительно готового ответа.  Здесь атмосфера терпимости к ошибкам и изменениям.  Ученики принимают решения в рамках учебного проекта. Ученики разрабатывают пути решения проблемы.  Ученики имеют возможность обдумывать свои действия. Оценка деятельности происходит постоянно.  Качество результатов работы в конце проекта можно оценить.

Как модель метода проектов меняет традиционное обучение

Здесь существует проблема без предварительно готового ответа.

Здесь атмосфера терпимости к ошибкам и изменениям.

Ученики принимают решения в рамках учебного проекта.

  • Ученики разрабатывают пути решения проблемы.

Ученики имеют возможность обдумывать свои действия.

Оценка деятельности происходит постоянно.

Качество результатов работы в конце проекта можно оценить.

Проект «Я выбираю здоровый образ жизни» «Health is the best wealth»  Проект «Я выбираю здоровый образ жизни

Проект «Я выбираю здоровый образ жизни»

«Health is the best wealth»

Проект «Я выбираю здоровый образ жизни" рассматривает такие значимые составляющие здоровья, как правильное питание, здоровый сон, разумно организованный отдых, занятие физкультурой. Предполагается также исследовать и факторы, негативно влияющие на здоровье человека: курение, наркотики, алкоголь, переедание.

Формулирование основополагающего вопроса    В здоровом теле – здоровый дух!? A healthy mind is a healthy body!?

Формулирование основополагающего вопроса

В здоровом теле – здоровый дух!?

A healthy mind is a healthy body!?

Формулирование дидактических целей  Формировать:   - навыки поиска, отбора и обработки информации; - навыки работы в группе; умение оценивать результаты других, критически относиться к своей работе; - умение увидеть проблему и наметить пути её решения

Формулирование дидактических целей

Формировать:

- навыки поиска, отбора и обработки информации;

- навыки работы в группе;

  • умение оценивать результаты других, критически относиться к своей работе;

- умение увидеть проблему и наметить пути её решения

Формулирование методических задач  Освоить такие понятия как ЗОЖ, продолжительность жизни, вредные привычки, правильное питание. Показать значение здорового образа жизни человека, бережного отношения к собственному здоровью.

Формулирование методических задач

Освоить такие понятия как ЗОЖ, продолжительность жизни, вредные привычки, правильное питание. Показать значение здорового образа жизни человека, бережного отношения к собственному здоровью.

Вопросы для исследования  Как поддерживать свое здоровье? Как правильно питаться? Хорошие и плохие привычки Что едят в Великобритании Курить или не курить!? Спорт в нашей жизни

Вопросы для исследования

Как поддерживать свое здоровье?

Как правильно питаться?

Хорошие и плохие привычки

Что едят в Великобритании

Курить или не курить!?

Спорт в нашей жизни

Самостоятельная работа учащихся  «Keep fit and healthy»  «Healthy eating»

Самостоятельная работа учащихся

«Keep fit and healthy»

«Healthy eating»

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Алгоритм подготовки и реализации проекта.

  • Изучите общественное мнение.
  • Проведите социологическое исследование (интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ документов) для выбора наиболее важной в местном сообществе социальной проблемы.
  • Составьте программу исследования, подготовьте анкеты, определите круг лиц, которые будут участвовать в данном исследовании.
  • Результаты исследования оформите в виде статьи, статистической справки, графика, диаграммы, аналитической записки, развернутых размышлений.
  • Сформулируйте актуальную социальную проблему.
  • Если вы планируете завершить свой проект конкретным практическим решением, то следует браться за проблему определенного уровня сложности – групповую или местную.
  • Для более глубокого понимания сути проблемы изучите данные местные средства информации, различные справочники, документальные и статистические материалы.
  • Организуйте общее собрание, в ходе которого будет отобрана та проблема, которая представляется интересной для большинства членов команды.
  • Изучите имеющиеся ресурсы.
  • Проанализируйте возможности команды.
  • Распределите роли в команде и сформулируйте конкретные задания.
  • Определите цели и задачи проекта.
  • Цель должна быть четкой, конкретной, реально достижимой
  • Задачи должны детализировать поставленную цель, перечислять конкретные дела, которые необходимо выполнить для получения результата.
  • Составьте план работы.
  • План должен быть четким, ясным, реалистический
  • План не должен быть навязан, разработайте его совместно.
  • Составьте рабочий график.
  • Конкретизируйте и детализируйте первоначально составленный план.
  • Определите круг обязанностей и распределите их внутри команды.
  • Определите необходимые ресурсы и источники их получения.
  • Составьте список материальных, финансовых и людских ресурсов .
  • Проводите плановые мероприятия, оценку и контроль выполнения плана.
  • Корректируйте ход реализации проекта.
  • Проведите анализ результатов работы над проектом и информируйте сообщество о результатах.

 

Полезная лексика  по теме «Еда»   

Полезная лексика по теме «Еда»  

  • FOOD AND MEALS
  • I. Dishes in the Morning.
  • bread and butter
  • rye bread, white bread
  • a cheese sandwich / a sausage sandwich
  • cornflakes
  • cereals - каша
  • porridge - каша (обычно: овсяная)
  • semolina
  • curds
  • milk (whole milk)
  • condensed milk
  • processed cheese - плавленый сыр
  • cottage cheese - прессованный творог
  • hard-boiled eggs soft-boiled eggs
  • scrambled eggs/ omelet (omelette)
  • fried eggs
  • toast
  • patty (U.S.) - пирожок
  • pasty (Brit.) - пирожок
  • biscuit (Brit) / cookie (U.S.)
  • bun / roll
  • sour milk
  • cream /sour cream
  • doughnut
  • pancake
  • II. The First Course
  • clear soup / broth
  • chicken broth
  • vegetable soup
  • cabbage soup /sauerkraut soup
  • pea soup
  • fish soup
  • III.The Second Course
  • bacon and eggs
  • steak (beefsteak)
  • chop
  • cutlet
  • ham
  • beef / pork / veal / lamb
  • roast beef / roast pork / roast chicken
  • cold pork
  • chicken Kiev
  • stuffed pepper
  • goose
  • boiled sausage / smoked sausage

Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения

  Управление проектом  Этап проекта с указанием времени Деятельность учеников Деятельность учителя Оценивание результативности этапа

  • 1-2 неделя

  Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта.  

  • Учащиеся делятся на группы  
  • Изучают и обсуждают задания, уточняют информацию, выявляют проблемы, выдвигают и обосновывают гипотезы их решения и определяют порядок (план) работы группы. 
  • Предварительно просматривает собранный учащимися материал, проверяет понимание целей и задач каждой группой, даёт рекомендации по дальнейшей работе.
  • Консультирует, корректирует и, при необходимости, направляет поиск исследования в нужном направлении. 
  • Поощряет самостоятельность и сотрудничество; наблюдает за прогрессом.
  • Формирующее оценивание перед учебным проектом (входное тестирование или эвристическая беседа).
  • Качество погружения в задачи и цели проекта
  • Оценка рациональности планирования.   3-6 неделя  
  • Поиск и подборка материала из различных источников для решения поставленной проблемы
  • Каждая группа работает в своём направлении, выбирая оптимальный вариант для решения поставленной проблемы: осуществляют поиск и сбор информации - необходимые книги, интервью, опросы, наблюдения и электронные материалы, формируют подборку веб-сайтов по теме проекта. 
  • Предварительно просматривает собранный учащимися материал, проверяет понимание целей и задач каждой группой, даёт рекомендации по дальнейшей работе.
  • Консультирует, корректирует и, при необходимости, направляет поиск исследования в нужном направлении.
  • Заполняет карты текущего контроля за деятельностью на каждого учащегося.
  • Поощряет самостоятельность и сотрудничество.
  • Наблюдает за прогрессом.
  • Общение с учащимися, чтобы обеспечивать обратную связь, предлагать советы, предоставлять инструкции и задавать вопросы.
  • Соответствие собранной информации целям проекта.
  • Достоверность результатов исследований.
  • Использование контрольных листов наблюдений для мониторинга индивидуального и группового поведения.
  • 7 неделя
  • Обработка результатов исследования. Подготовка к оформлению результатов проекта.
  • Подготовка презентации проекта.  
  • Готовят отчет по проекту. 
  • Консультирует в вопросах выбора программных приложений для создания отчёта  
  • Оценка презентаций, публикаций, буклетов согласно критериям. 

8 неделя

  • Презентация проекта. Подведение итогов. Защищают свои работы, делают выводы. Организует проведение защиты. Подводит итоги проекта. Оценка работы участников и групп в целом. Оценка всего проекта.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ     Структура исследования 1. Прежде всего, необходимо чётко представить проблему . Когда формулируется, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? 2. Выбор темы : (как это назвать?) 3. Актуальность : почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать? 4. Объект исследования : что рассматривается? 5. Предмет исследования : как рассматривается объект, какие ему присущи отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения. 6. Цель : какой результат предполагаетcя получить, каким в общих чертах видится этот результат ещё до его получения. 7. Задачи : что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. 8. Гипотеза и защищаемые положения : что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нём такого, чего не замечают другие. 9. Значение для практики : какие конкретные недостатки можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.  

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

Структура исследования

  • 1. Прежде всего, необходимо чётко представить проблему . Когда формулируется, полезно поставить себе вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
  • 2. Выбор темы : (как это назвать?)
  • 3. Актуальность : почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
  • 4. Объект исследования : что рассматривается?
  • 5. Предмет исследования : как рассматривается объект, какие ему присущи отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения.
  • 6. Цель : какой результат предполагаетcя получить, каким в общих чертах видится этот результат ещё до его получения.
  • 7. Задачи : что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
  • 8. Гипотеза и защищаемые положения : что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нём такого, чего не замечают другие.
  • 9. Значение для практики : какие конкретные недостатки можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

 

Итоговое оценивание     Ф.И. участников проекта __________________________________________________________________________________________________ Тема _____________________________________________________________________________________________________  Эксперты Оформление и выполнение проекта (от 0 до 5) Критерии оценки презентации (от 0 до 5) Общий балл Актуальность темы Практическая ценность Объем и полнота разработок Творчество, оригинальность Аргументированность предлагаемых решений Научность Презентация работы Качество оформления Работа в команде Итог Доказательность, умение аргументировать свои заключения, выводы. Объём и глубина знаний, эрудиция Языковая грамотность. и культура речи Умение соблюдать временной регламент Ораторское мастерство (манера поведения, удержание внимания аудитории, деловые качества) Ответы на вопросы (аргументированность) Итог    Самооценка   Одноклассники    Учитель     Максимальное количество баллов: 45 Максимальное количество баллов: 30   

Итоговое оценивание

 

  • Ф.И. участников проекта __________________________________________________________________________________________________
  • Тема _____________________________________________________________________________________________________

  • Эксперты
  • Оформление и выполнение проекта (от 0 до 5)
  • Критерии оценки презентации (от 0 до 5)
  • Общий балл
  • Актуальность темы
  • Практическая ценность
  • Объем и полнота разработок
  • Творчество, оригинальность
  • Аргументированность предлагаемых решений
  • Научность
  • Презентация работы
  • Качество оформления
  • Работа в команде
  • Итог
  • Доказательность, умение аргументировать свои заключения, выводы.
  • Объём и глубина знаний, эрудиция
  • Языковая грамотность. и культура речи
  • Умение соблюдать временной регламент
  • Ораторское мастерство (манера поведения, удержание внимания аудитории, деловые качества)
  • Ответы на вопросы (аргументированность)
  • Итог

 

  • Самооценка
  •   Одноклассники
  •   Учитель  

 

  • Максимальное количество баллов: 45
  • Максимальное количество баллов: 30

  

  • Итоговая оценка (балл):
  • 61 - 75 баллов    - “отлично”;
  • 45 - 60 баллов - “хорошо”;
  • 30 – 44 баллов - “удовлетворительно”
  • менее 30 баллов - “неудовлетворительно”
Рефлексивное оценивание        Вопросы Эффективно ли ты использовал отведенное время?   Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к проекту?    В качестве кого ты участвовал в проекте?   В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?   Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?   Легко ли ты решал возникающие проблемы?   Уложился ли ты в отведенные сроки?   Тебе лучше было бы работать одному или в группе и почему?   Где ты можешь применить полученные знания?   Где еще тебе может потребоваться умение сотрудничать со сверстниками?  

Рефлексивное оценивание  

 

  • Вопросы
  • Эффективно ли ты использовал отведенное время?

 

  • Какими источниками информации вы пользовались при подготовке к проекту?

 

  • В качестве кого ты участвовал в проекте?

 

  • В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?

 

  • Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?

 

  • Легко ли ты решал возникающие проблемы?

 

  • Уложился ли ты в отведенные сроки?

 

  • Тебе лучше было бы работать одному или в группе и почему?

 

  • Где ты можешь применить полученные знания?

 

  • Где еще тебе может потребоваться умение сотрудничать со сверстниками?

 

  • Хотел бы ты работать над сетевым проектом? (общаться со сверстниками из других городов и получать от них нужную информацию)?
Формирующее оценивание      

Формирующее оценивание    

  • Фамилия, имя участника проекта
  • Обсуждение замысла проекта
  • Выдвижение гипотезы.
  • Определение цели, задач, плана проекта.
  • Изучение инструктивных карт. Распределение обязанностей.
  • Подбор теоретического материала по теме исследования
  • Выполнение практической части исследования
  • а) анкетирование(А);
  • б) эксперимент(Э);
  • в) опрос(О);
  • г) интервью(И).
  • Оформление результатов исследования.
  • Представление проекта. Защита проекта
  • Балл за каждый вид деятельности - 0 - 10 баллов.
  • Максимальный балл – 100
Сохранение психического здоровья  Возможность работать одному или в паре  Возможность прислушиваться к советам  Возможность работать в своем темпе  Одинаковые меры участия в формировании  самооценки и оценки  Работа с привычными источниками информации

Сохранение психического здоровья

Возможность работать одному или в паре

Возможность прислушиваться к советам

Возможность работать в своем темпе

Одинаковые меры участия в формировании

самооценки и оценки

Работа с привычными источниками информации

Развитие самостоятельности Акцент на развитие самостоятельности актуален в связи с тем, что ученики часто вынуждены работать дистанционно, самостоятельно. Консультирующая роль учителя помогает спокойно принимать решения. Навык принятия решения совершенствуется на всех этапах проекта. Оценочная деятельность учащихся также помогает самооценке и предвидению результата в других видах деятельности.

Развитие самостоятельности

Акцент на развитие самостоятельности актуален

в связи с тем, что ученики часто

вынуждены работать дистанционно,

самостоятельно.

Консультирующая роль учителя помогает

спокойно принимать решения. Навык принятия

решения совершенствуется на всех этапах

проекта. Оценочная деятельность учащихся

также помогает самооценке и предвидению

результата в других видах деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Thank you!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Thank you!

Сохранить у себя:
"Развитие самостоятельности учащихся и повышение качества знаний при применении метода учебного проекта"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки