РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Сухова Елена .Александровна.
Учитель музыки педагог-эксперт
КГУ «Многопрофильная школа-лицей №3 имени А.С.Пушкина»
Казахстан; г. Степногорск
Культура логически связывает национальные, интернациональные и общественные структуры. Усваивая культурные национальные традиции, человечество воспитывает культуру поведения человека в обществе. В связи с этим, задаваясь вопросом о значении культуры, в процессе развития личности современного ученика, неправильно рассматривать ее обособленно в замкнутом пространстве узко национального, это может привести к исчезновению национального во всемирной культуре. Большое значение в образовательной сфере имеют учебные дисциплины, располагающие большими возможностями в развитии межкультурных взаимоотношениях учащихся. Приобщаясь к музыке, живописи, воспитанник не только постигает свою культурную общность, но и осмысливает тесное единение народной культуры с всеобщим культурным процессом. Наряду с этим он совершенствуется до осмысления своей этнокультурной уникальности и идентичности. По этой причине взаимодействие музыкальных культур становится одной из главных источников музыкально-эстетического развития и воспитания в общеобразовательных учреждениях. Так как музыкально - эстетическое воспитание реализовывается посредством искусства, его содержание должно включать постижение и приобщение учеников к разным видам и жанрам искусства — к языкознанию, литературе, изобразительному искусству, музыке. Школьные предметы: «Искусство», «Музыка», «Изобразительное искусство» являются более глубокими и подвижными в овладении межкультурных компетенций учащегося. Эти дисциплины влияют на внутренний мир школьника путем углубленного изучения программного материала, и содействует личностному развитию учащегося, так как делает возможным постижение искусства как одного из средств взаимодействия между людьми. На базе постижения мира искусства в области личностных взаимодействий совершенствуются ценностно - эстетические ориентации школьников, формирующие фундамент для развития положительной самооценки, достоинства, оптимизма. Программный материал, посвященный освоению национальных традиций народов мира, познанию их внутреннего содержания и отличительных особенностей, предполагают осуществление путем урочной и внеклассные форм деятельности. Отличия между культурами различных народов, отражающиеся в произведениях искусства, традициях, праздниках и религиозных особенностях, составляют его суть. Главное, чтобы школьник понимал свою принадлежность к народным обычаям родной культуры, чтобы его не покидало ощущение гордости за свое Отечество. Также важно воспитать в ученике уважение к своим национальным культурным ценностям способность познавать и принимать не только свою, но и чужую культуру[1].
На занятиях «Искусства» школьники знакомятся с разнообразием художественно -культурных традиций, обычаев и религий, узнают о специфике нравственно- духовной деятельности других народов, а также учатся внимательно относиться к малознакомой культуре иных этносов, понимать своеобразие искусства народов других стран. Именно этим обусловлены широкие возможности взаимодействия с представителями различных этносов, что способствует глубокому пониманию, как особенностей своей культуры, так и восприятию целостной картины мира во всем его культурном многообразии.
Всем людям, живущим в XXI веке, необходимо изучать мир своей национальной и мировой музыкальной культуры в их взаимосвязи. Только определив ценность естественного процесса взаимопроникновения духовно- нравственного достояния разных этнических групп, служащих основой их развития и процветания, можно осознавать свою родную культуру не обособленно, а в тесном взаимодействии с разными этническими культурами, нравственные ценности, которых являются составляющей частью всемирной культуры. Изначально, у любой нации, каждого немногочисленного этноса есть свое уникальное, рожденное накопленным опытом, практической деятельностью, собственными усилиями. В накопленном веками наследии этносов можно увидеть и то, что в ходе исторического процесса перенято у разных этнических сообществ, переработано, трансформировано в свое. По- настоящему независимых от действия совершенно закрытых в себе наций и культур не существует. Нация сильна и интересна, если её духовно- эстетическое пространство открыты всему миру. Взаимодействие с иными нациями обогащает её, и сама щедро делится тем, чем она притягательна. Ознакомление и овладение культурными богатствами разных народов обогащает ребенка эмоционально и нравственно. Знакомство с культурными ценностями других народов, не ослабевает национальных чувств.
М.Акмулла, К.Насыри, В.Ф.Одоевский, И.Н.Ульянов, известные педагоги-просветители, выступали «за изменение жизни посредством распространение передовых идей и взглядов через культурные изменения, изучение разнообразных видов народного искусства» [9. С 203]. Сегодня эти принципы также востребованы в воспитательном процессе подрастающего поколения.
Сегодня в педагогической науки и практики проблема воспитанности,
межличностных отношений, взаимопонимания, сопереживания становится объектом глубокого изучения. Много говорится о необходимости приобщения детей к музыкальному искусству. Но учитывается ли при этом что приобщить – это значит помочь школьнику включиться в музыкальную деятельность, активизировать его участие в музыкальном процессе?
Понимаем ли мы , какой должна быть взаимосвязь школьника и педагога с музыкой, в чём заключается особенность его на школьных занятиях? Насколько глубоко вникаем мы в то, каким образом происходит их общение на уроках музыки? Предмет «Музыка» предполагает тесное взаимодействие учителя и ученика, что является одним из главных условий успешного музыкального образования. Взаимоотношение на музыкальных занятиях можно обусловить как совместную творческую деятельность ученика и педагога, нацеленную на осознание общечеловеческого содержания музыки, нравственного начала в ней. Помимо прочего, музыка, оказывает преобразующее влияние на становление личности человека, является в тоже время предметом , объектом и одной из сторон общения на занятии. Музыка - это сила, соединяющая людей, хотя уровень ее восприятия у всех - разный, но она способна рождать многообразные ассоциации , которые воплощаются в образы- идеи, образы – настроения.
При этом очень важна глубина проникновения педагога в содержание музыкального произведения с тем, чтобы в дальнейшем процессе общения его с учениками способствовать её благотворному влиянию на них. Под руководством талантливых музыкантов в музыкальном образовании последовательно развивается не только музыкальный слух и вкус: умение отличать истинные музыкальные ценности от неоправданных подделок. Музыкальный слух и музыкальный вкус- два взаимообусловленных явления, развивающиеся чаще всего в одно и тоже время. Нередко встречаются люди с прекрасным музыкальным слухом, хорошими вокальными данными, но одновременно с этим неразвитым и в то же время с неизящным музыкальным вкусом, мало что признающие в музыке. Воспитательная эффективность уроков музыки, развитие музыкальной культуры ученика, как сегмент духовно- нравственной культуры, часто определяется тем, насколько осуществляется духовное общение ребёнка с музыкой, появилась ли музыкальное воздействие и взаимодействие воспитателя с воспитанником на фундаменте их духовной общности. Безусловно, если этот процесс взаимоотношения и воспитания проходит в таком русле, он дает положительный конечный результат и раскрывает человеческие качества ребенка. Воспитание культуры у школьников в области межкультурных отношений предполагает исследования, как всенародного в педагогической культуре, так и узко национального - самобытного, с этой целью необходимо анализировать, рассматривать национальную специфику, национальные особенности. Главная цель современной педагогики — повышение духовно - нравственного потенциала молодого поколения, развитие его духовной, нравственно-эстетической культуры через большой интерес к историческому прошлому своей страны, к всемирной и отечественной культуре
В научных трудах музыкальных критиков (Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Л.В.Занкова, В.И.Закутского, П.А.Черватюка) разработаны перспективы музыкально-эстетического воспитания и образования учеников при помощи изучения обычаев народной музыкальной культуры. При этом ими большое внимание уделяется изысканиям в сфере теории, психологии, творчества и эстетического развития, музыкального воспитания и музыкальных способностей. Духовно – эстетическому воспитанию содействует обращение к нравственному опыту народа, к национальной музыкальной культуре, обогащая их эмоциональные и духовные возможности, гармонизируя чувства взаимодействия и взаимопомощи, выявляя творческие умения и интересы.
Рассматривая успехи теории и практики музыкального воспитания и образования, мы пришли к выводу, что при всей значимости проведенных изысканий вопрос формирования межкультурного общения путем овладения обычаев народной музыкальной культуры своего и иных этнических сообществ еще до конца не разработан. Опираясь на сходство главных принципов методики музыкального воспитания учащихся, в большинстве национальных регионах решают вопрос, связанный с уникальностью музыкальной культуры своего региона, так как музыкальное воспитание на базе национальной музыки способствует более глубокому пониманию и оцениванию музыки разных народов, что считается одним из важнейших способов межкультурного взаимодействия школьников . В настоящее время глубоко проработан вопрос о значение музыкального фольклора разных народов в художественно – эстетическом воспитании детей. В работах современных педагогов, представителей разных народов, решаются следующие задачи: использование обычаев мордовского народа в музыкально-эстетическом воспитании учащихся; возможностей узбекской народной музыки как способ духовного воспитания; приемы активизации творческой деятельности школьников возможностями русского музыкального фольклора ; рассмотрение традиций татарского народа в музыкально - эстетическом воспитании и применение их в практической деятельности школы и др. В связи с этим, следует отметить тот факт, что нынешний ученик живет в обстановке поликультурного региона во взаимодействии с представителями разных культурных традиций (мордовских, узбекских, русских, татарских). Учитывая этот фактор, предлагается рассматривать национальную музыку в ее сравнении с музыкальной культурой иных , живущих рядом наций, что поспособствует принятию музыки как целостного мира национальных культур, многообразные компоненты множественных взаимодействий , типологических — разнообразных музыкальных культур.
Основополагающим моментом при становлении культуры межэтнического взаимодействия является рассмотрение увлечений и вкусов детей, которые и будут обуславливать совокупность приемов, способов и методов, обязательных для развития интереса к национальной и инонациональной музыке. Воспитательную деятельность по развитию культуры межэтнического взаимодействия следует изучать как специфический путь разностороннего и духовного развития учащихся в качестве обязательного фактора формирование его творческого потенциала [2],[8].
Работая с учащимися над межкультурными взаимосвязями, преподаватель музыки посодействует школьникам во владении сложной организацией народной и инонациональной музыки, богатой самобытными мотивами, уникальными музыкальными реприза и необычными напевами. Но вызывает настороженность результат: у учащихся теряется интерес к национальной музыке из-за поверхностного освоения, предлагаемого для изучения материала по музыкальному искусству других этносов. В связи с этим, сегодня неглубокие знания музыки народов разных национальностей, проживающих в нашей многонациональной стране, неразвитость интереса к музыкальной культуре, нежелание глубже изучить и понять музыкальное наследие мордовского, казахского и русского народов остаются задачами , поставленными перед музыкальным образованием, которые обуславливаются повышенными требованиями к самореализации, самосознанию личности, ее духовно- эстетической культуры. Исходя из концепций данных задач, необходимо широкое использование национально-особенного в культурном достоянии народа в целях всестороннего усвоение личностью культурными богатствами человечества, так же аргументируется и теми указанными недоработками, характерными для музыкального образования национальных регионов. Преподаватель должен выступать посредником творческого взаимодействия учеников с музыкальным искусством, быть настоящим проводником в мир музыки путем привлечения воспитанников в доходчивые им виды музыкальной деятельности. Изменения, происходящие в социальной среде, предъявляют повышенные требования ко всей образовательной системе и развития духовно- нравственного мира школьников, в частности при подготовке в школе. В связи с этим перед педагогикой наукой возникает вопрос переоценки ценностных ориентиров теорий воспитания. При этом главнейшую роль играет усвоение воспитанниками национального достояния, способствующего познанию ценностей истоков культуры.
Национальная музыка является надежным средством воспитания, так как обладает достаточным высокоинтеллектуальным, идеологическим, и творческим потенциалом, продолжателей обычаев, открытых для взаимодействия с разными народами. Издревле восточные мыслители, чье философское наследие относят к наследию казахских философов в связи с тем, что они жили на территории современного Казахстана: Аль - Фараби, Абдурахман Джами и другие, и в своих научных трудах о музыке отмечали, что «музыка – это не развлечение, она является естественным источником воспитания и взаимосвязи» [14. С. 147]. Рассмотрение множества этнокультурных источников, научных трудов по вопросам сохранения и преумножения музыкальных традиций казахского народа помог отметить те компоненты, которые традиционно относятся к сфере музыкально – эстетического воспитания детей-казахов, передаваемых из поколения в поколение: игра на народных музыкальных инструментах (кобыз, домбра), музыкальные импровизации, айтыс и других. Опираясь на родную музыкальную культуру, воспитанники органично приобщаются к фольклору разных народов мира, обнаруживая общие жизненные корни образцов фольклора, их сходные и отличительные черты отечественных мотивом с фольклором разных стран
Привлечение воспитанника к созданию собственного «сочинения», во всевозможные формы самореализации приводят к положительным итогам, и содействует формированию основательного увлечения учениками музыкой. В работе с детьми начальной школы важно делать акцент на интуицию школьников, на самый яркий и познавательный процесс их взаимодействие с музыкальным фольклором. Уроки музыки способствуют решению задачи по формированию многогранной личности школьника, помогают выявлять их творческий потенциал. Творческая деятельностью - это такая деятельность человека, итогом которой является создание чего- то нового — будь то объект предмет внешнего мира или развитие сознания, дающее неизученные познания о мире, или чувство, воссоздающее необычное восприятие реальности. Основная цель музыкального воспитания школьников средствами музыкальных традиций — глубже изучать национальную музыку с самого раннего детства, когда ребенок только начинает познавать мир, понимать его и когда происходит формирование первоначальных навыков, умений, способностей. Выполняя доступные творческие задания, ребенок учиться импровизировать, представляя себя активным участником песенки - сценки. При проведении игры по предложенным правилами каждый ребенок показывает себя индивидуально, как того и требуется по народным традициям фольклора. Процесс овладения ребенком культурных ценностей включает в себя преемственность накопленных познаний, а также выработка у него опыта творческого видения мира, но и усвоение обычаев, связанных с национальными культурными особенностями разных этносов. Преподаватель музыки не только должен информировать учащихся о музыке, а способствовать музыкально - эстетическому воспитанию детей. Таким образом, рождая в ребенке творческое вдохновение, помогая постичь мир культуры и идеалы своего народа. Педагог должен помочь школьникам сориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к целостному миру национальных культур, научить проникать в удивительный мир искусства. Усвоение школьниками обычаев национальной музыки, тогда, когда с самых ранних лет они впитывают дошедшие до нас с давних времен народные ритмы, напевы, отражающие на непосредственные детские познания. Национальная культура формирует многогранное эмоциональное отношение к самому факту существования других этносов, языков, постигать многообразие мира. Таким образом, особенности развития у воспитанников каждого из знаний, способностей, умений и навыков, мотивов, определяется предметностью обозначения целей и задач обучения, своеобразиями его содержания, способов обучения, спецификами методики обучающего влияния, личностными особенностями субъектов учебного процесса. Проводимые практические занятия способствуют выработки на базе полученной системы знаний конкретных умений и навыков. Используя, многообразных виды деятельности, учитель совершенствует способности учеников с учетом их потребностей и потенциальных возможностей. Задача учителя - создать такие педагогические условия, которые содействовали бы взаимному сотрудничеству (учитель- ученик), самотворчеству и саморазвитию каждого ребенка, воспитанию у учащихся межкультурных и этнических отношений, пониманию равенства всех людей в развитии культуры.
Список литературы
1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общей школе: Руководство для учителя. - М.:, 1983.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании. - М., 1956.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методология обучения музыки в учреждениях: пособие для студентов музыкального факультета. педагогическое учреждение высшего образования. - М.: Академия, 2002.
4. Брунер Джером. Культура образования [Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. - М.:,
5 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с
6. Горюнова Л. В, Школяр Л. В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе № 1. — 1991.
7.Григорьев Д.В, П. В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.— Москва, Просвещение, 2014 г.
8.Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1986. –
9. Доненке В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе: автореферат диссертации. в академическом конкурсе, продукт доктора педагогических наук М., 2000.
2006
10.Жумабекова Д. Ж. Выдающиеся исполнители и деятели Казахстана. Уч. пособие. – Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2005. – 90 с. (5,7 п.л.).
11. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и программные методы по музыке для общеобразовательной школы.
12. Каган М. С. Взаимодействие искусства в преподавании сотрудничества // процесса искусств в образовательном процессе. Межвузовский сборник н. трудов / ред. Эд.И. Яковлев. - Л., 1989.
13.Каган М. С. О месте искусства в жизни искусства // школа в школе. - 1992.
14. Кульманова Ш.Б. О методах обучения на уроках музыки в процессе изучения младшими школьниками казахской народной музыки // Музыкальное образование в Казахстане : хрестоматия. Алматы Компьютерно-издательский центр ОО «ДОИВА Медеуского р-на Алматы» 2007. Вып. 1.
15.Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников : Пед. - М.: 1985.