УМК «Перспектива»
Класс: 2
Предмет: технология
Тема: «Посуда. «Корзина с цветами»
Цели | Закреплять знания о видах ниток, навыки работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов; учить приемам наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивать творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Керамика, гончар, шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция |
Образовательные ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.kedem.ru/tableware/20091021-tablewarehist http://altai-posuda.ru/health/?ELEMENT_ID=17727 http://korzinkavolgograd.narod.ru/stati/istoriya_pletenih_korzin-_iz_drevnosti_v_nashi_dni http://www.rosglina.ru/Stati/iz-istorii-ispolzovanija-gliny-20134 |
Наглядно-демонстрационный материал | Дневники наблюдений учащихся, учебник; образец изделия, выполненного с помощью обмотки шаблонов; корзины; различные виды ниток; фотографии букетов цветов |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь; картон, ножницы, цветные нитки, клей; папка достижений |
Планируемые | Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду мастеров, рабочих. Предметные: научатся составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды ниток. Метапредметные: регулятивные – овладеют способностью организовывать свое рабочее место, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; |
| познавательные – научатся делать выводы в словесной форме, составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике; коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации | Универсальные | Промежуточный | |||||||
I. Подведение | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На прошлом уроке мы с вами говорили о выращивании продуктов питания – овощах и фруктах. Но все эти продукты надо как-то хранить, иногда длительное время. Да и не всегда эти продукты питания можно есть в сыром виде. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с посудой | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, желание учиться новому и способны к организации своей деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Уст- ные ответы | |||||||
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | Организует беседу по вопросам: – Что делали на прошлом уроке? – Как изменились за прошедшее время посадки лука? – Какие материалы вы вложили в папки достижений? – Зачитайте свои ответы на вопросы (учебник, с. 9) | Демонстрируют папки достижений за посадками лука, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная | Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Уст- ные ответы | |||||||
III. От- крытие нового знания | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Об истории появления посуды». Просмотр картинок или мультимедийной презентации. Работа | Рассказывает и показывает образцы изделий, слайды или рисунки. – Вроде бы что такое посуда? Ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим – Какие же материалы использовались для производства посуды в древние времена? Какие используются сейчас? Откройте учебники (с. 10– 11), рассмотрите рисунки, прочитайте текст и назовите материалы, из которых сделана посуда. Определите, какие предметы являются изделиями прошлого, а какие – современными | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, слушают учителя, отвечают на вопросы, рассматривают образцы изделий, картинки или слайды, анализируют их | Фронтальная | Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях. Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; ориентируются в учебнике. Коммуникативные: умеют активно слушать одноклассников, учителя; строить понятные речевые высказывания, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их - | Уст- ные ответы | |||||||
| Беседа «Глина и ее использование». Работа с учебником (с. 12– 13) | – Что же вы знаете о глине? Заслушивает ответы учащихся. – Будучи материалом пластичным, глина ис- пользовалась практически во всех сферах и областях жизни человека – например, в строительстве, а также из нее лепили чаши, кувшины, горшки, и все это расписывали тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. – Что же еще можно делать из глины? Рассмотрите рисунки в учебнике (с. 12) и ответьте на этот вопрос. На этой же странице найдите в тексте объяснение термина «керамика». – А знаете ли вы, как называют мастеров, изготавливающих керамическую посуду? Прочтите об этом в учебнике (с. 13). Рассмотрите на рисунке, как работает гончар, какие инструменты он использует, как украшает изделия. – Найдите в тексте учебника (с. 13) ответ на вопрос: «Что делают глазурью?» | Слушают учителя, рассматривают рисунки, анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности гончара, сориентированы на уважительное отношение к его труду. Регулятивные: ориентируются в учебнике, понимают смысл инструкции учителя Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; анализировать информацию. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя, строят понятные для партнера высказывания | Уст- ные ответы | |||||||
Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории плетения | – В чем удобнее всего хранить овощи, фрукты? Конечно, в корзинах. Наши предки начали плести сосуды и корзины намного раньше, чем изготавливать керамические изделия и ткани. Короба и контейнеры, сделанные из пластика, ме- | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, | Фронтальная | Коммуникативные: умеют слушать учителя и сверстников, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, высказывать | Уст- ные ответы | ||||||||
| корзин». Просмотр мультимедийной презентации, картинок, образцов изделий | талла или бумаги, которые мы используем сегодня в быту для хранения и транспортировки всевозможных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались из корней и плетеных ивовых прутьев, а также травы и камыша. Первые плетеные корзины появились на Среднем Востоке и в Африке восемь с половиной тысяч лет тому назад. Позднее, судя по находкам в раскопках старых цивилизаций, – | рассматривают образцы, слайды с изображением плетеных изделий, анализируют их |
| и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, строить осознанное и произвольное речевое высказывание. Регулятивные: принимают |
| |||||||
Беседа о работе мастера-корзинщика. Работа с учебником (с. 14) | – Мы с вами сейчас полюбовались работами мастеров, плетущих корзины. А как называется профессия этих мастеров? – Откройте учебник (с. 14) и прочитайте название этой профессии, рассмотрите рисунки и ответьте на заданные вопросы | Слушают учителя, рассматривают рисунки, читают текст, анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности мастера-корзинщика, сориентированы на уважительное отношение к его труду. Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации, анализировать информацию | Уст- ные ответы | ||||||||
| Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
| |||||||
IV. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда | Организация рабочего места | |||||||
Анализ изделия и составление плана работы. Работа с учебником (с. 14–15) | Помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы понадобятся для создания поделки «Корзина с цветами», для чего демонстрирует учащимся готовое изделие. Предлагает учащимся назвать материалы и инструменты (цветные нитки, цветной картон, клей, ножницы, кисть, подкладной лист), которые им необходимы в работе. Задает вопрос о видах ниток (швейные, вышивальные, штопальные) и их различии (толщина; на катушке ниток указан номер, и чем больше номер, тем тоньше нитки), объясняет, что в работе лучше использовать шерстяные толстые нитки (можно и мулине, ирис). Организует повторение правил разметки деталей по шаблону (экономия материала, разметка на изнаночной стороне). Демонстрируя фотографии букетов цветов, организует обсуждение по вопросам: «Какие цвета использует флорист для создания букетов?», «Каких цветов нитки могут понадобиться для создания поделки?». Организует работу по составлению последовательности действий, затем предлагает сверить составленный план с готовым планом в учебнике (с. 14–15) и проговорить действия вслух- | Анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы, рассматривают и анализируют готовое изделие, составляют последовательность работы, проговаривают осваиваемые действия вслух | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата | Уст- ные ответы | ||||||||
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. – Выполните композицию из картона и ниток «Корзина с цветами» | Отбирают необходимые материалы в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы, осваивают приемы намотки ниток, контролируют качество на каждом этапе работы, выполняют композицию | Индивидуальная | Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | Изготовление композиции из картона и ниток «Кор- зина | ||||||||
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий. Организует беседу по вопросам: – Какую новую технику работы мы сегодня изучили? – Все ли вам удалось выполнить в задании? – Что не удалось? Почему? – Что вы сделаете со своей поделкой? Как можно ее использовать? | Рассматривают выполненные поделки, рассказывают о видах ниток, которые они ис- пользовали | Фронтальная | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание учащихся за работу на уроке. Уст- ные ответы | |||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание, демонстрирует образцы природного материала. – Узнайте, где и как используются плетеные корзины. Материал вложите в папку достижений. Принесите природные материалы – листочки, маленькие кусочки веточек, иголочки, шишки | Слушают учителя | Индивидуальная |
|
Дополнительный материал к уроку 3
История возникновения посуды
История изготовления посуды до того, как появилась глиняная, мала из-за ограниченных археологических фактов. Было возможно лишь воссоздать наиболее вероятные события, основанные на методах, используемых народами. Среди первых из методов, которые, как полагают, использовались цивилизациями каменного века, были усовершенствования к основному жаренью. Пищу подвергали прямой высокой температуре от открытого огня или тлеющих угольков. Прежде чем жарить, люди покрывали ее глиной или большими листьями, чтобы сохранить влажность в приготовленном блюде. Примеры подобных методов еще используются во многих традиционных кухнях.
Еще большая трудность заключалась в нахождении метода для кипячения воды. Люди, не имеющие доступа к природным источникам с подогревом воды, таким как горячие источники, раскаленные камни, могли помещать пищу в заполненные водой сосуды для повышения ее температуры. (Например, в выровненную листьями яму или в живот от животных, убитых охотниками.) Во многих местах череп или крупные моллюски служили сосудом для приготовления водонепроницаемого сосуда.
Бамбуковые трубы, запечатанные на конце глиной, обеспечивали контейнер, пригодный к употреблению в Азии. Жители долины Техуакан начали вырезать большие каменные шары, которые уже были надолго установлены в очаг 7000 лет до н. э.
Американские индейцы использовали для приготовления пищи посуду, сделанную из сцепленных кишок, которые соткали, чтобы сделать сосуд. Готовили они еду и в корзинах. Корзины, покрытые глиной, заполняли древесными углями и продуктами, которые собирались жарить.
Коренные американцы, и на Востоке и на Западе, сооружали корзину из больших листьев, чтобы кипятить воду, согласно историку и романисту Луису Ламуру. Пока огонь не достигал выше уровня воды в корзине, листья не горели.
Из истории использования глины
Поскольку глина – материал пластичный, ее использовали практически во всех сферах и областях жизни человека, например в строительстве; из нее лепили чаши, кувшины, горшки и расписывали все это тоже глиной, но уже цветной. Когда была изобретена письменность, то первой «бумагой» были тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками.
Египтяне использовали глину при бальзамировании, так как с древних времен люди уже знали, что в глине нет бактерий и она поглощает вокруг себя жидкие и газообразные токсины, запахи, газы, убивает болезнетворные микробы. А в наше время многие знают – если порошок глины поставить на тарелке в холодильник на 2–4 часа, то в нем исчезнут неприятные запахи.
О лечебных свойствах глины писали Плиний Старший, Аристотель, Гален, Марко Поло, Конфуций, Гиппократ. Тысячу лет назад Авиценна в своем «Каноне» подробно описал свойства глины, а также ее воздействие на все живое и способы лечения глиной многочисленных недугов.
Во время войны 1914–1918 гг. французским солдатам добавляли в горчицу немного глины для профилактики дизентерии. Русские также употребляли глину вовнутрь. В Индокитае до сегодняшнего дня перед употреблением речную воду сначала мутят, а потом пьют.
Недавно ученые всего мира обратили внимание на глину. Ведущие фармацевтические компании США, Японии, Франции и других стран проводят широкие исследования ее свойств с целью включения глины в медицинскую практику. Глина используется в качестве лекарства в некоторых больницах Германии и Швейцарии для лечения различных заболеваний – так, на швейцарском курорте в Давосе глиной лечат наиболее тяжелые случаи легочных заболеваний.
На нашей планете существует много сортов глины. Все они отличаются своим составом, свойствами и, соответственно, цветом. Цвет глины обычно определяется ее химическим составом. Всего различают глины семи цветов: белого, голубого, зеленого, желтого, красного, серого и коричневого. Редко встречается черная.