Разработка открытого занятия по вокалу на тему: «Знакомство с песенным репертуаром «Мы дети севера»

Методическая разработка направлена на знакомство учащихся младшего школьного возраста с песенным репертуаром о родном крае, формирование вокальных умений и навыков в процессе разучивания песни "Мы дети севера". Данное пособиеи является методической помощью педагогам, работающим в детских учреждениях дополнительного образования, школах.

Содержимое разработки








Разработка открытого занятия по вокалу

на тему:

«Знакомство с песенным репертуаром «Мы дети севера»


(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ")








Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОДом детского творчества

Мець Татьяна Валентиновна




















г. Новый Уренгой

2018 год

Краткое описание: методическая разработка занятия направлена на знакомство учащихся с песенным репертуаром о родном крае, формирование исполнительских вокальных умений и навыков в процессе разучивания песни «Мы дети севера». Данное пособие является методической помощью педагогам, работающим в детских учреждениях дополнительного образования, школах, детских садах, ведущим практическую деятельность по реализации образовательных программ в области вокального искусства на территории г. Новый Уренгой.

Тема: «Знакомство с песенным репертуаром «Мы дети севера»

Цель: Развитие вокальных и исполнительских умений и навыков в процессе разучивания песни «Мы дети севера».

Задачи:

Обучающие:

-учить анализировать музыкальное произведение, грамотно работать над текстом;

-формировать вокально-хоровые навыки: правильное певческое дыхание, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкую дикцию, правильную артикуляцию.

Развивающие:

-развивать умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения,развивать творческую фантазию.

-способствовать развитию мелодического слуха в процессе пения в ансамбле.

Воспитательные:  -воспитание художественного и музыкально-эстетического вкуса, музыкального мышления;

-расширение представлений об окружающем мире, родном крае;

-повышение культуры поведения и общения.


Ведущий метод:  диалогический, действенно-практический.

Тип занятия: изучение нового материала.

Межпредметные связи: окружающий мир, литература.


Техническое оборудование: ноутбук, синтезатор, микшерный пульт, акустическая система, микрофоны.






Вводная часть

Педагог: - Добрый день, друзья. Я рада видеть вас.

Сейчас вам предстоит слушать музыку, петь, а для этого настроимся на хорошую работу. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Я говорю фразы, а вы отвечайте хором, негромко, спокойно:

-Вы готовы к работе?

-У нас хорошее настроение?

-Мы будем стараться?

Тема нашего занятия «Знакомство с песенным репертуаром о родном крае «Мы дети севера».

Ход занятия


Педагог: Мир музыки загадочный и удивительный, как и мир природы. Понять и увидеть в обычных вещах необычное может только тот, кто умеет слышать и слушать, кто любит мечтать и фантазировать. Вы обратили внимание, какая сегодня замечательная погода? На что именно вы обратили внимание по дороге на занятие? (Ответы детей).

Педагог: У нас с вами есть замечательная песня «Любимый Уренгой», которой мы радуем своих зрителей. Я уверена, что для каждого из вас он действительно любимый. А за что вы любите Новый Уренгой? Что интересного и необычного есть в нашем городе? (Ответы детей).

Педагог: И сегодня я хочу познакомить вас с еще одной интересной песней, которая называется «Дети севера». Перед тем, как мы приступим к разучиванию песни, нам необходимо выполнить небольшую разминку и «подготовить» наш голосовой аппарат.

2. Основная часть

Педагог: Я попрошу вас напомнить мне правильную «певческую установку».

(Ответы детей)

Педагог: Замечательно, во время пения держаться свободно, без напряжения. Спина должна быть прямой. Плечи не поднимаются, их нужно отвести назад, развернуть и слегка опустить. Во время исполнения нужно быть все время подтянутым, руки свободно опущены. Вес корпуса нужно равномерно распределить на обе ноги. Голову держим прямо, ровно, мышцы шеи не напрягаем, подбородок не поднимаем. Чтобы почувствовать, насколько вы расслаблены, сделаем упражнение «Марионетки». Упражнения на развитие диафрагмального дыхания:

Плечи при вдохе расправленные, свободно опущенные, неподвижные. Вдох в «живот», «в нижние ребра».

-медленный спокойный вдох - медленный выдох -упражнение «Ветер» - Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным; -короткий, бесшумный вдох - активный выдох , чередуем короткий звук с, с, с, с - длинный сссссссс.

Педагог: Сейчас предлагаю вам сделать артикуляционную гимнастику: (не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику).

часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах),

-«укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку), -«улыбка Буратино»(максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку), -произношение звуков И-У-А-У (активная работа губ, сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом),

- упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица.

Педагог: Умнички, спасибо.

Педагог: А сейчас мы переходим к вокальным упражнениям

Для чего они нужны вокальные упражнения? (Ответы детей: для отработки различных вокальных приемов)

Применяю упражнения на одном звуке, на двух соседних звуках, с пропеванием звуков терции, кварты, квинты, октавы. При выборе попевок учитываю изучаемый в данный момент песенный репертуар и планирую упражнения, способствующие преодолению “трудных” мест в песне.

1.Пропевание I-II-III ступени вибрацией губ брррррр, языка ррррр, переход на ра- а- а (стаккато), затем пропеваем длинный рааа, стараясь удержать высокую позицию гласного.(Упражнение активизирует работу губ, языка)

2.Пропевание I-II-III-IV-V ступени на слоги легато. Лё-ли-Лё-ли-Лё-ли-Лё-ли-Лё,пе-ли пе-ли пе-ли пе-ли мы. (Следить за чистотой интонации, позиционно-ровным звучанием)

3. Пение стаккато по ступеням трезвучия. Лью-у-у-у-у, льо-о-о-о-о (Упражнение на выработку стаккато, расширение диапазона)

4. Пение гаммы в восходящем движении - легато, в нисходящем движении – каждый звук повторяется 2,3,4,6 раз на стаккато.

5. Работа над дикцией.

Пропевание скороговорок: от медленного темпа до быстрого, от пиано (активный шепот) до форте (добиваться четкой, активной работы губ, языка):

-«От топота, От топота, От топота копыт

пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит».

- «Мы перебегали берега»

- «Проворонила ворона вороненка»


Педагог: Следующий этап нашей работы это знакомство с новым материалом Педагог: Друзья, сегодня я вам предлагаю познакомиться с замечательной песней «Дети севера». Просмотр видеоклипа (именно просмотр видео с картинками северной природы, зимних видов отдыха детей, поможет им ярче, эмоциональней воспринять песню).

Педагог: Понравилась вам эта песня? О чем рассказывается в этой песне? (Ответы) Правильно в песне поется о нашем замечательном, родном городе, о прекрасной северной природе, о явлениях природы, о зимних забавах, праздниках. Послушайте еще раз эти строки:

Северным сиянием раскрасит небосвод, тысячами красок снова тундра расцвет, белые метели колыбельные поют, я рожден на севере, я север мой люблю!

Педагог: Сколько всего интересного включают в себя всего 4 строчки! И таинственное северное сияние. А вы знаете, что подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли? В России северное сияние можно увидеть почти во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году!!!

И разноцветная тундра! Особенно она красива осенью. Все вы, наверное, собирали грибы и ягоды осенью в тундре? В какие цвета окрашена тундра в это время года? (зеленый, желтый, красный, оранжевый).

Педагог: А как красиво сказано про белые метели, которые поют колыбельные? Кто из вас слышал эти колыбельные? Можете напеть? (Ответы детей)

Педагог: Какие образные выражения использует автор текста? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, это - раскрасит небосвод; белые метели колыбельные поют; шубу белую набросив, спят застывшие дома; цветут улыбки; метелица узоры на окне моем плетет; сияние на небе ярким пламенем цветет.

Педагог: Но, не смотря на холод и полярную ночь, нам с вами не холодно, почему? Найдите ответ на этот вопрос в тексте песни (Ответы детей)

Педагог: Молодцы, вы внимательно слушали песню:

Жить так радостно и просто и, конечно, не беда, если нет на небе солнца, есть полярная звезда. И пускай пройдут недели от зари и до зари свое маленькое солнце есть у каждого внутри.

Педагог: - Какое настроение вызывает песня? Определите лад, характер звучания. (Ответы детей)

Педагог: Молодцы. Эта песня написана в мажорном ладу, передает светлое, радостное, теплое настроение детей, любящих свой край.

Практическая работа в ансамбле

Педагог: Как вы думаете, что является основными составляющими песни? (Ответы детей) Педагог: Правильно. Это мелодия и текст. И каждая составляющая песни должна звучать качественно, грамотно. И начнем мы с текста.

1.Работа над единой артикуляцией и дикцией. Перед вами лежат слова нашей песни. Давайте их прочтем. Читаем текст, четко проговаривая слова, правильно расставляя интонационные ударения и выделяя главные слова в тексте. Работаем над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы), избегая плоского звука. Такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя вокальный ансамбль. Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно при­учать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, следить над четким произношением согласных в середине слов в быстром темпе. Особое внимание уделяем согласным звукам Р и С , так как они встречаются почти в каждом слове. Отдельно останавливаемся и отрабатываем сложные слова и сочетания звуков.

2. Работа над единым дыханием. Вдох по активности и объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Момент задержки дыхания перед атакой звука также обусловлен характером произведения. Отрабатываем одновременный вдох в заранее отмеченных в тексте местах.

3. Работа над чистым интонированием. Разучивание мелодии песни по фразам с сопровождением и a capella. Работа над чистотой интонации, над унисоном, четким пропеванием слов, окончаний, работа над правильным звуковедением. Для точного интонирования можно пропеть мелодию в медленном темпе на стаккато. Отдельно останавливаемся и отрабатываем наиболее интонационно сложные места. Пропеваем мелодию на удобный гласный звук или слог.

4. Работа над единым ритмическим ансамблем. В песне «Дети севера» сложный ритмический рисунок, синкопы, важно чтобы каждый из учащихся усвоил его. С помощью хлопков отрабатываем все моменты, связанные с темпом, метром и ритмическим рисунком вокального исполнения. Учимся петь вместе, ритмически четко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и заканчивать пение.

Сначала часть песни исполняем под фортепианное сопровождение, сложные моменты отрабатываем а капелла. Затем исполняем произведение под фонограмму(-).

Рефлексия Заключительная часть Педагог: Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии? Что получилось? Над чем нам еще нужно поработать? (ответы детей)

Педагог: Спасибо, друзья, за отличную работу. А если вы захотите поделиться своими впечатлениями о новой песне, можете это выразить в рисунках, которые мы будем ждать на следующем занятии. До новых встреч!




Сохранить у себя:
Разработка открытого занятия по вокалу на тему: «Знакомство с песенным репертуаром «Мы дети севера»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки