Разработка открытого урока окружающего мира по теме «Экологическая безопасность». 3-й класс

Разработка открытого урока

окружающего мира по теме

«Экологическая безопасность».

3-й класс

Содержимое разработки

Разработка открытого урока

окружающего мира по теме

«Экологическая безопасность».

3-й класс


Тема: «Экологическая безопасность».
Цели:

  • познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;

  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережём дом – бережём здоровье;

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

  • учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: презентация; интерактивная доска; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления цепи загрязнения; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления правил экологической безопасности. 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Вступление

– Здравствуйте, ребята! Покажите умные глазки, ровные спинки.  Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь. А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны. Посмотрите на доску.

2) Видеофрагмент «Цветок»

– Наш цветочек медленно раскрывался  и стал таким красивым цветком. Какое настроение вызывает у вас это цветок? Давайте постараемся его сохранить на весь урок. Возьмите друг друга за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, ваших сердец.

3) Беседа

– Сядьте удобно. Закройте глаза, опустите головы и попробуйте представить то, о чём я буду говорить:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается.  Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Откройте глазки.

4) Кроссворд.

– Посмотрите вокруг. Подумайте, без чего невозможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

– А  достаточно  ли  человеку  просто  воздуха,  воды,  еды?
– Давайте  представим  идеального  человека:  ест  правильную  по  разнообразию  пищу,  богатую  витаминами,  спит,  как  полагается,  много  двигается,  занимается  спортом,  но 
всё  равно  иногда  болеет,  может  даже  угодить  в  больницу.  Значит,  для  жизни  нужно  ещё  что-то.  А  вот  что?
Вот сегодня мы должны решить эту проблему: что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив.


II. Сообщение темы урока

1) Сценка

– Ребята, недавно я услышала интересный разговор.  (Выступают учащиеся: мама –     девочка, папа – мальчик)
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

2) Беседа.

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение, наука». 
– Что же такое экология?

Экология – это наука о доме. (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
– Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля. Чтобы жизнь была безопасной.
–А что такое безопасность? (Защита от опасности)
– Итак, какая сегодня тема нашего урока? («Экологическая безопасность».) 
– Сегодня наша задача узнать и  понять, что же это такое – экологическая безопасность.
Цель: узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды
и научиться защищаться от их вредного воздействия.
Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.  
Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?  
– Через продукты питания.
– Через воздух.
– Через воду.

III. Работа по теме урока

1) Источники загрязнения окружающей среды

– Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим внимательно на фотографии
– Ребята, возьмите зелёный конверт. На листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды.
– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды?
(Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)
Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу, так и погубить её.
А) Поговорим про воздух.
Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов  промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Над промышленной  частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли.
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу:  один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами.  Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем.  Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

– Где чище воздух? (В лесу). Почему?
– Что является источником загрязнения воздуха?
– Что мы должны сделать, чтобы воздух был чище?

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. Вяз уничтожает за 400 лет жизни 48 кг сернистого газа, а кислорода выделяет 14 кг, клен выделяет в год 2 кг кислорода,  один тополь выделяет кислорода столько, сколько три  липы, четыре  сосны или семь елей.

Физминутка

Рыбки плавают, ныряют,
Кувыркаются в  воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

Б) Сейчас поговорим про воду. Я вам расскажу одну историю.

Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку.… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной…
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка. Жила я  на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь.… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела.… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка. Что же нам делать? Как дальше жить?
Черная рыбка. Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

(Не бросать в воду мусор, не мыть в водоемах велосипеды, строить очистные сооружения на предприятиях, создать водоохранные зоны).

– Ребята, давайте вспомним, отчего река стала цветной?

Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

– А какая вода у вас в домах?

Вода в наши дома поступает очищенной. Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных  веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет. К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором – хлорируют.
Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)
Хлор вреден  и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху.  Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет  неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках.  (Слайд 17)

В) Поговорим про продукты питания. Как нам защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.  
Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных пред­приятий. В них накапливается много вредных ве­ществ.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их, возможно, обрабатывали. Не  ешь  рыбу,   выловленную  в  загрязнённой  реке. (Слайд 18)

2) Что такое экологическая безопасность?

– Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)
– Можно ли при этом оставаться здоровым?
– Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.
– А что такое экологическая безопасность?
– Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

3) Составление схемы «Цепь загрязнения»

а) А как же происходит загрязнение окружающей среды? Загрязнение доходит до человека как бы по цепи. Что такое цепь? Цепь состоит из звеньев, одно цепляется за другое.
– У вас на партах лежат розовые  конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит. (Слайд 20)
– Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки со словами.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.
– Проверим. (Слайд 21)
– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
– Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим.
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.
– Проверим.(Слайд 22)
– Ребята, что мы составили? Обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «Цепь загрязнения».

б) Рассмотрите картинку. Кто может объяснить цепь загрязнения? (Слайд 23)

в) Возьмите белый конверт. Соберите  ещё  одну  цепь  загрязнения. (Работа по группам)

Раздаются  карточки  для  моделирования  цепи  загрязнения:

*перевозка  нефти  танкером;
*разлив  нефти;
*нефтяная  плёнка;
*заражённая  нефтепродуктами  рыба;
*промысловая  добыча;
*попадание  рыбы  в  пищу  человека;
*заболевание  органов  пищеварения;

Проверка  

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

4) Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе»

5) Составление памяток «Правила экологической безопасности».

а) – Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Давайте составим памятки экологической безопасности. Будем работать по группам. Приготовьте жёлтые конверты. Если возникнут затруднения, вам помогут памятки на столах. (Самостоятельная работа.) (Слайд 25)

1 группа – воздух
2 группа – вода
3 группа – продукты питания

– Проверяем. От каждой группы выберите представителя для выступления.

IV. Рефлексия. Тест (голубой конверт)

1. Виновниками экологических катастроф являются …

а) птицы
п) люди
о) звери

2. Как расшифровывается слово «экология»?

у) наука и жизнь
н) жизнь и дом
я) дом и наука

3. Загрязнение окружающей среды происходит по цепочке. Её называют…

л) грязная цепь
т) цепь загрязнения
в) цепь питания

4. Как защититься от загрязнённой воды?

ь) пить очищенную воду
ю) пить только родниковую воду
й) постараться вообще не купаться

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.
– Какой вопрос мы задавали в начале урока? (Что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив)
– Молодцы, ребята, теперь и вы, знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

IV. Итог урок.

V. Видеофрагмент

– Какое настроение у вас было в начале урока? А сейчас?
– Чтобы сохранить это настроение, посмотрите видеоролик «Как прекрасен этот мир»









Разработка открытого урока

по математике «Путешествие в сказку»

2 класс



Тема: Закрепление изученного. Решение задач.

ЦЕЛИ УРОКА:

* учить решать задачи на нахождение суммы, совершенствовать вычислительные навыки и умение сравнивать;

* развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, внимание; устную речь учащихся;

* воспитывать аккуратность, усидчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация,  карточки с заданиями, учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА:

I Организационный момент: (цель: дать положительный настрой на урок)                                  

- Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

- Садитесь, ребята. Проверьте, всё ли у вас готово? Начинаем наш урок. 

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Прочитайте девиз нашего урока:

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

-Как вы понимаете эти слова?

-Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством? Тогда начнём.

II Минутка чистописания.

Повторение нумерации

На доске ряд чисел:  10  21  32  43  54  67  76  87  98

-Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд?

-Найди «лишнее» число. (67) Докажи. Чем можно заменить?

-Дайте характеристику. Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.

III Актуализация знаний

  1. Устный счёт.

-Сегодня мы продолжаем увлекательное путешествие по загадочной и великой стране «Математика». Вам предстоит думать, вычислять, соревноваться.

-Начнём урок с разминки, но не физической, а математической.

-А куда мы отправимся, вы определите сами. (решают, записывают ответ в тетради, вывешивают карточки на доске)

  • Составление слова

--Если это число уменьшить на 50, то получится 27. (77)

--Вычислите сумму 68 и 30. (98)

--К какому числу прибавили 10 и получили 25. (15)

--Найдите  разность 52 и 40. (12)

--К разности 45 и 5 прибавить 8. (48)

--Из суммы 8 и 2 вычти 6. (4)

-Расположите в порядке уменьшения и переверните карточки.

98     77   48   15   12    4  

              С      к     а     з      к     а

-Мы отправляемся в сказку. А в какую мы попадём, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.   (Картинка Емеля и печка)

-Да, мы попали в сказку "По щучьему велению".

-На чём путешествовал Емеля?

-Мы тоже будем путешествовать на печке. Чтобы она задымилась, загорелся в ней огонь, что нужно сделать? Правильно, давайте затопим печь, а для этого нарубим дрова и сложим их в поленницу.

 

  • Игра «Круговые примеры» (поленья с примерами)

46+30    76-6   70-10   60+24   84+6   90-40   50-4

        -На каждом полене примеры и их нужно решить. (Поленья висят на доске, ученик выходит, решает пример и складывает в поленницу в нужном порядке.)

-Молодцы, мы растопили печь, теперь отправляемся в путь, в царство царевны Несмеяны.

(Картинка Царевны Несмеяны)

-Ой, кто это? (Баба Яга)

-Баба Яга махнула метлой,

 Кочки вдруг появились кругом.

-Она не даёт нам проехать, повсюду сделала большие кочки, а на них вопросы.

-Как называются числа при сложении?

-Как найти 1 слагаемое?

-Из 1 рубля вычти 20 копеек.

-Назови самое большое двузначное число.

-Сколько см в 1 дм?

-Как называются числа при вычитании?

-Что больше 50 см или 5 дм?

-Чтобы проехать дальше, нам нужно продолжить нашу математическую разминку и выполнить некоторые задания.

  • Презентация.

-Путь открыт. Оцените себя на полях за работу в устном счёте.

  • Физминутка 

IV Самоопределение к деятельности.

-Вот наша печка к речке подходит.

Где же здесь плот? Его не находим.

Чтобы на речку плот опустить,

Надо задание скорее решить.

-На перевёрнутых плотах данные для задачи.

-Царевна Несмеяна любит фрукты. В вазе у неё 4 яблока и 3 груши. Сколько слив в вазе? (Задачу решить нельзя, не хватает данных)

-А если я изменю вопрос? В вазе у неё 4 яблока и 3 груши. Сколько яблок в вазе? (Ответ есть в условии задачи, решать не надо)

-Поставьте вопросы, чтобы задача решалась так: 4+3, 4-3.

-Что сегодня мы будем делать на уроке? (Решать задачи)

V Работа по теме урока.

-Какая из записей  4-3 или 4+3  - будет решением следующей задачи?

В вазе 4 яблока и 3 груши, а слив столько, сколько яблок и груш вместе. Сколько слив в вазе?

-О чём говорится в задаче?

-Что говорится о яблоках? О грушах? О сливах? Что это значит? (надо узнать сколько всего яблок и груш)

-Сколько слив? Как получили 7?

  • Работа по учебнику.

  С. 63, № 1 (у доски с объяснением)

Оцените себя на полях, поняли ли вы как решаются такие задачи. 

VI Закрепление изученного материала.

  • Решение примеров.

-Вот мы и к царству уже подошли,

Но Несмеяну никак не нашли.

Наплакала речку, наплакала море

Давайте поможем царскому горю.

-Чтобы Несмеяна не плакала, выполним задание, написанное на слезинках.

1)  Из числа 80 вычесть сумму чисел 53 и 7

     Из числа 90 вычесть разность чисел 84 и  4

     К числу 50 прибавить сумму чисел 20 и 14

     К  числу 27 прибавить разность чисел  48 и 8

2)   80 – (53 + 7)                   50 + (20 + 14)

       90 – (84 – 4)                  27 + (48 – 8)

-Выполним самопроверку.

-Прочитайте пример, ответ которого самое маленькое двузначное число. 10, 2 пр.

-Прочитайте пример, ответ которого на 1 больше,  чем 83. 84, 3 пр.

-Прочитайте пример, в ответе которого десятков на 2 больше, чем единиц. 20, 1 пр.

-Прочитайте пример, ответ которого является предыдущим числом для числа 68.   67, 4 пр.

Сделайте самопроверку и оцените свою работу на полях.

  • Конструирование. Работа в парах.

-Емеля подарил Царевне Несмеяне подарок. Он был упакован в красивую коробку. Какой длины нужно взять ленту, чтобы украсить по краям крышку это коробки.

-А в коробке головоломка "Танграм", чтобы Царевна не скучала.

VII  Подведение итогов.

-Что узнали на уроке?

-Чему научились? За что можешь похвалить себя?

-Какие задания были трудными? Над чем надо поработать?

-И в конце возвращаемся к нашему девизу.

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

-Можем мы гордиться собой?

-Чему научились на уроке, чтобы попасть в замок Царевны Несмеяны.

IX  Домашнее задание.

-Царевна Несмеяна и Емеля были рады встретиться с вами. Большое спасибо всем вам, ребята.

Все так решали, все отвечали

Сколько препятствий смогли вы пройти.

На этом сказке конец, а кто слушал молодец.

с. 63, № 2, 4

X  Рефлексия





Разработка открытого урока

по математике в 4 классе


Тема: Закрепление пройденного материала. 
Цель: Закрепить умение умножать и делить на двузначное число, умение решать задачи на 
движение, уравнения, умение находить периметр и площадь. Развитие вычислительных навыков, внимания, памяти. Привитие интереса к предмету. Сплочение коллектива 

Ход урока. 
I.Организационный момент. 
1. Психологический настрой. 
Мы сегодня с вами, дети 
Проведём такой урок: 
Полетаем на ракете 
Уложиться надо в срок. 
Уменья, навыки и знания 
Показать вы все должны. 
Результаты всех ответов 
Для меня, для вас важны. 
Итак, я тему предлагаю 
И план урока открываю. 


2.Сообщение темы урока. 
- ребята, сегодня на уроке мы с вами должны закрепить умения умножать и делить на двузначное число, умение решать задачи на движение, решать уравнения, повторить умение находить периметр и площадь. И кроме всего этого мы ещё попутешествуем по космосу. 
- На чём люди летают в космос? (на ракете) 
- значит и нам с вами тоже нужно лететь на ракете. Но прежде чем лететь её сначала нужно построить. А для этого нужно правильно выполнить расчёты. 


II Устный счёт. 
- Для начала, чтобы работа была успешной, давайте с вами включим наши внимание и память. У вас на столах лежат листы и фломастеры, приготовьте их для работы. Теперь посмотрите внимательно на доску, запомните какие фигуры, и в каком порядке здесь изображены. А теперь изобразите на своих листах. 

1.Игра «Проверь себя» 
Учитель показывает карточки с числами, а учащиеся называют примеры из таблицы умножения. 
2.Учителдьл показывает карточки с простыми уравнениями, учащиеся называют компоненты и способы нахождения корня уравнения. 
Вот мы и построили ракету. (проекция «ракета») 

III Работа над темой урока. 
- Ребята, когда космонавты летят на ракете, они выполняют различную работу и всё записывают в бортовой журнал. И мы с вами, как космический экипаж (команда) тоже будем всё записывать в бортовые журналы, которыми нам послужат ваши тетради. Итак, в первую очередь давайте запишем число. 
1. Первая работа, которую предстоит нам выполнить, это просчитать путь нашей ракеты 
так чтобы мы смогли увидеть планету Земля. Для этого нужно найти значение 
выражений: (проекция 36*24 
45*32 
644:46 
1482:57) 
Выполнить записывая столбиком. 
Ну что, расчёты мы выполнили верно, полёт проходит нормально, посмотрите в иллюминатор , что вы видите. (проекция «вид планеты из космоса») 

2.Второе задание, которое мы с вами должны выполнить в нашем полёте: Узнать, какое расстояние от Земли до Луны. Для этого нам нужно решить задачу. (проекция «космический аппарат») задачу раздать на карточках 
Задача. 
Один космический аппарат полетел с Земли на Луну выполнять научное исследование со скоростью 1864км/ч, а второй космический аппарат возвращается на Землю с полученными данными со скоростью 1980 км/ч. Встретились они через 100 часов. Каково расстояние между Землёй и Луной? 


А) Чтение текста задачи. 
Б) Анализ и составление схемы. 
*В каком направлении двигаются космические аппараты? (навстречу друг другу) 
*Что о них известно? (Известно, что скорость первого 1864км/ч, а скорость второго 1980 км/ч.) 
* Какие данные ещё известны в задаче?(ещё известно, что они встретились через 100 часов) 
*Давайте составим и схему к нашей задаче. 
t-100ч 
V-1864км/ч V-1980км/ч 
S-?км 
*Что требуется найти? (Требуется найти расстояние) 
*Как найти расстояние? (S=V*t) 
* Сколькими способами можно решить эту задачу? (Двумя способами) 
1 способ: 
1)1864*100=186400(км) 
2)1980*100=198000(км) 
3)186400+198000=384400(км) 
2 способ: 
1)1864+1980=3844(км/ч) 
2)3844*100=384400(км) 
Ответ: расстояние от Земли до Луны 384400 км. 


IV Физминутка 


V 3.Третьим заданием будет полёт к планете Сатурн. Для того, чтобы рассчитать траекторию полёта нам нужно решить уравнения. (цепочкой) 
Х*38=232+224 5607+у=9004 х*84=2940 
Х*38=456 у=9004-5607 х=2940:84 
Х=456:38 у=3397 х=35 
Х=12 5607+3397=9004 35*84=2940 
12*38=232+224 9004=9004 2940=2940 
456=456 
- Посмотрите мы подлетаем к планете Сатурн (проекция «планета Сатурн») кто знает, что это за кольцо вокруг планеты из чего оно состоит? (это кольцо состоит из огромного числа камней и глыб) 
4. – ребята, пришла пора возвращаться на Землю, но для этого нужно правильно сделать расчёты, чтобы приземлиться туда , откуда мы улетели. 
Несколько лет назад произошёл случай, когда космонавты, возвращавшиеся из космоса на Землю приземлились не на космодром Байконур, а в Костанайскую область. Произошло это из-за неправильных расчётов. 
- чему должна научить нас эта история? (тому, что мы должны с ответственностью подходить к любому делу) 
- сейчас мы с вами должны правильно рассчитать периметр и площадь площадки и тогда мы с вами должны будем приземлиться в положенное место. 


Задание. 
Длина площадки прямоугольной формы 120 м, а ширина в 3 раза меньше. Найдите периметр и площадь площадки. 
1) О какой фигуре говорится в задании? 
2) Повторить формулы. (Р=а*2+в*2, s=а*в) 
3) Что известно о длине? 
4) Что говорится о ширине? 
5) Как найти ширину? 
6) Самостоятельно найдите периметр и площадь. 
7) Проверка. 


VI Итог: Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили и закрепили знания и умения умножать столбиком, решать задачи на движение, решать уравнения, находить периметр и площадь.















Разработка открытого урока по русскому языку

«Правописание безударных окончаний имен существительных  в предложном падеже» 



Тема:  «Правописание безударных окончаний имен существительных  в предложном падеже» 

                                                                    

 Цель  урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

 Задачи:

         - обучающие 

         Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

         Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

-  развивающие

       Развивать навык грамотного письма учащихся.

       Развивать мышление, память, речь учащихся.

       Обогащать лексический запас учащихся.

- воспитательные

 Воспитывать любовь, доброту, взаимовыручку, товарищество, дружбу; правильные отношения к общечеловеческим ценностям.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: Индивидуальная,  фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.

Необходимое техническое оборудование: мультиамедийный проектор; компьютер; экран; раздаточный материал, смайлики.

Ход урока:

1.      Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. К нам на урок пришли гости.  Давайте с ними поздороваемся.

     Прозвенел опять звонок,

     Начинаем наш урок.

     На себя вы посмотрите:

     Вы по-разному стоите.

     Если сжали кулачок,

     Если руки на замок,

     Значит, вы напряжены,

     Безразличны и скучны.

     Кулачки вы разожмите

     И ладошки покажите.

     Вот теперь готов наш класс.

     В добрый путь и в добрый час!

Каждый уважающий себя хозяин должен показать себя лишь с хорошей стороны. И мы с вами должны сегодня показать себя достойными, должны работать очень хорошо, помогать друг другу, отвечать на мои вопросы.

      - Сегодня  к нам на урок пришли необычные гости. Посмотрите, ребята, из какого произведения наши герои

2.  Актуализация знаний:

- Над какой темой мы с вами работали на прошлых уроках русского языка?

-  ( Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)

- Сейчас  проверим, как вы  усвоили этот материал  и поможем Матроскину с Шариком  разобраться в том, что они не знают.

- Вам предстоит ответить на несколько тестовых вопросов и отметить букву правильного  варианта. 

Уговор: писать красиво и аккуратно только на листочках!

Внимание! Слушайте и смотрите на экран!

1.      Что такое склонение имен существительных? 

А) изменение по числам

Б) изменение по падежам

В) изменение по родам

2.      Сколько падежей у имен существительных в русском языке? 

А) 7

Б)  5

В) 6

3.      В русском языке три склонения: женское, мужское, среднее? 

А) да

Б) нет

4.      Как определить склонение существительных? 

А) по роду и числу

Бпо роду и по окончанию в начальной форме     

5.      Определите склонение существительных: батон, масло, чай, самовар, блюдце 

А) 1 склонение

Б) 2 склонение

В) 3 склонение

6.      Определите склонение существительных: сеть, ночь, ель, рожь, моль, соль 

А) 1 склонение

Б) 2 склонение

В) 3 склонение

7.      Определите склонение существительных: дорога, зима, ёлка, печка, дядя, шуба 

А) 2 склонение

Б) 1 склонение

В) 3 склонение

     Поменяйтесь листочками   с соседом по парте.  Проверьте записи: 

 

А

Б

В

1

 

+

 

2

 

 

+

3

 

+

 

4

 

+

 

5

 

+

 

6

 

 

+

7

 

+

 

                                                                                 

    Внизу карандашом поставьте соседу оценку. (1-2  ошибки - оценка 4, 3 ошибки- 3, больше трёх-2). Если у вас неудовлетворительная оценка, то в течение сегодняшнего урока вы можете улучшить свои знания и повысить оценку. 

Откройте тетради. Напишите сегодняшнее число: 

3. Каллиграфическое письмо:

На следующей строчке запишите с большой буквы словосочетание Синяя птица.
  - Как вы понимаете это выражение? (Это символ счастья и удачи).   

Когда-то давно на земле все люди умели мечтать и верить. Верить в то, что Счастье и Удача обязательно станут их спутниками, верить в бесконечную и верную Любовь, и в то, что любой человек достоин настоящего Чуда. А высоко над землей в прекрасном сказочном замке жила Синяя Птица Счастья. Замок ее был невидим обычным людям, и только те, чьи дела и помыслы направлены на благо всему человечеству удостаивались чести побывать в этом волшебном месте и увидеть Синюю Птицу. Но это не значит, что остальные люди ее не интересовали. Каждый, кто имел настоящую мечту, не важно, была ли она о собственном счастье или о счастье для всех людей, мог почувствовать ее помощь в своей жизни. Удача и везение становились их постоянными спутниками, Счастье следовало за ними повсюду. Сама Синяя птица была прекрасней, чем все птицы, жившие на земле. Оперение ее сияло и излучало свет – свет Добра и Надежды. И сияние это придавали перьям людские мечты, а перьев было ровно столько, сколько людей жило на земле. Каждому человеку соответствовало свое перо, и чем сильнее и светлее была мечта, тем ярче сияло перо.

   Люди говорят: поймал синюю птицу за хвост, т.е. в последнее время этому человеку везет, ему в делах сопутствует удача.

   Я надеюсь, что сегодня всем будет сопутствовать удача на уроке! В путь, друзья, за “синей птицей”!   

4. Постановка цели и  задачи  урока:                                                                                  

   - Прочитайте пожалуйста о чем мечтают Шарик с Матроскиным.   

Я мечтаю                                                 Я мечтаю   

      о короне                                                       о сметане,                                              

Буду в ней сидеть                                    Я мечтаю

     на троне.                                                      о корове.

Я мечтаю                                                 Вечерами

      о слоне,                                                      в полумгле

Чтоб кататься                                      Я мечтаю

      при луне.                                                  об орле

Итак: 

 Научимся сравнивать ударные и безударные окончания  существительных одного и того же склонения;

  Научимся правильно писать окончания имён существительных в предложном падеже.

Тема нашего урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже». 


 5. Объяснение нового материала:

1)      Прослушивание лингвистической сказки.

В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялось за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняли слова, которые помогали всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), окно (2 скл.), степь (3 скл.).

     После расселения по разным районам существительные  стали жить дружно, но иногда случались неприятности: порой окончания и падежи проявляли коварство и пытались запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходили «волшебные» слова «земля», «окно», «степь».

(Одновременно выполняется краткая запись на доске)

2)      Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в  безударных падежных окончаниях имен существительных

Запомните:

Безударные окончания в именах существительных нужно проверять. Для этого надо подобрать слова – помощники: 1 скл. – Земля, 2 скл. - окно, 3 скл. – степь.

Как надо действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного? (

- Поставлю ударение в слове.

- Окончание ударное?

- Да. Правописание соответствует произношению.

- Нет.

- Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение.

- Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже.

- Пишу окончание, какое и в слове – помощнике.

Упражнение в определении окончания: (на примере слова «речка») 

Поставлю ударение в слове на речк , окончание безударное, ставлю слово в начальную форму и определяю склонение – речка 1 скл., подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже, Земляна Земле, пишу окончание, какое и в слове – помощнике на речке


6. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой. 

 Вставь окончание. Работай по алгоритму. Запиши в тетради

утопал в зелен. и

сидел на берёз. е

распустились на верб. е

думаю о дочер. и

приехал на машин. Е


7. Физкультминутка:

8. Закрепление темы.

1.      Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в  безударных падежных окончаниях имен существительных.  (Слайд 24)

Кот Матроскин не воспользовался памяткой «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных» и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

В деревн..., на ветк...,

на запад…,в парк...;

о тетрад…,о ноч....

Помогите нашему герою выполнить задание.

2.      Письмо по памяти.

Напишите слова по памяти, правильно дописав окончания.

3.      Обобщение. 

Запомните:

Существительные   в предложном    падеже

Имеют окончания:

1скл.       2 скл.            3 скл.

 - е             - е                  - и

   

  1. Работа с учебником. Упражнение  в  проверке  безударных  падежных окончаний  имен существительных. (стр. 96. Упр. 214)

Откройте учебники на странице 96 найдите упр. 214. Прочитайте задание.

Коллективный разбор предложений. Списывание с творческим заданием:

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2  предложение, 3 вариант – 3 предложение.

  1. Игра «Найди ошибку» 

  - Давайте поможем Матроскину и Шарику найти ошибки. Для этого вы должны вспомнить склонение имен существительных и правописание безударных окончаний.

О шапка, в щель, о зима, на земля.

Гаврюша, о Матроскин, о корова, о Печкин.

На луна, в ночь, на площадь.

9.  Домашнее задание. Стр 98, упр. 218

     - Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня необычное: придумать свои предложения по данным словосочетаниям, поставив имена существительные в нужном падеже и склонении. А еще расскажите дома, как    узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных.


10. Сюрприз от кота Матроскина.

•         Вы ищете клад – золотые монеты,

•         Но ваше богатство, поверьте, не в этом,

•         Вы этим богатством владеете, дети!

•         Ведь русский язык –

•          самый лучший на свете.

•         Он самый великий и самый богатый!

•         И много секретов хранит он, ребята!

•         Вы эти секреты должны разгадать

•         И с радостью русский язык изучать!

•         Тогда очень грамотным станет ваш класс,

•         И русский язык станет другом для вас!

 

11.  Подведение итогов урока. 

    О чем мы сегодня говорили на уроке?

    - Кто не боится безударных гласных  в падежных окончаниях  имен существительных?

         - Кто научился   решать орфографическую задачу в безударных  падежных окончаниях имен существительных?

    - Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

   - Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?

12. Рефлексия

    - Напоследок мне бы хотелось узнать ваше мнение об этом уроке. Покажите «смайликами»:

•          цветной – мне урок понравился, я многое узнал.

•         темный – не все на уроке было понятно.

 

Большое спасибо за урок.




Разработка открытого урока

по русскому языку «Состав слова» 


Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова.

Задачи: -развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
-воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Ход урока.
1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание – 
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.


  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?


  • Какое настроение вызывает у вас такая погода? 


  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? 


  • Надо просто улыбнуться. 


  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:


Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.


-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.\


2.Минутка чистописания.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться 
Улыбка никому не вредит. (японская пословица)
-Как вы понимаете данную пословицу?

3. Сообщение темы и целей урока.

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?
(Эти слова, родственные.)
-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
-Как называется общая часть родственных слов? (корень)
-А какие части слова вы знаете ещё? (окончание, суффикс, приставка)
-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)
-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.
-Ребята, а для чего надо знать части слова? 
(Чтобы правильно писать слова.)
-Поэтому и девиз нашего урока звучит так:
«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока.

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с 
упражнения «Найди «лишнее» слово».
Поле, полька, полюшко, полевод.
(Полька - не однокоренное слово.)
-Что такое корень?
Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет. 
(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)
-Что такое приставка?
Носик, машинист, берёза, колечко.
(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)
-Что такое суффикс?
-А какой части слова мы ещё не сказали?
-Что такое окончание?
-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?
- А с помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

б) Работа по учебнику.

Упр.279 стр.130

-Образуйте однокоренные слова и запишите их.
(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с указанием части речи;
Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;
устно составляется предложение с одним из слов)
(Проверка)
- Какая часть в словах одинаковая и какие части разные? (корень)

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

5.Физкультминутка

6.Повторение пройденного материала.

Упр.282

-Прочитайте,

-Спишите любое предложение. Разберите в нем каждое слово по составу.
(Проверка)


7. Самостоятельная работа. 

Тест по теме «Состав слова» -по вариантам. 

8. Подведение итогов.


  1. Какие части слова мы сегодня повторили?


  2. Какие части слова служат для образования новых слов? 


  3. Какие слова называются однокоренными? 


-Послушайте сказку:

-Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске). 

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)

9. Рефлексия.

1. Урок был – полезный, познавательный… 

2. На уроке чувствовал себя…. 

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...

10. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.




Сохранить у себя:
Разработка открытого урока окружающего мира по теме «Экологическая безопасность». 3-й класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки