Разнообразие веществ

Разработка урока на тему "разнообразие веществ" в 3 классе

Содержимое разработки

Тема урока: Разнообразие веществ.

Класс: 3

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием веществ.

Задачи урока:

  • Обучения: сформировать элементарные знания о разнообразии веществ, о их классификации, о их признаках, расширять кругозор учащихся.

  • Развития: способствовать умению анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

  • Воспитания: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.

Оборудование: Для опыта: картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетка и раствор йода.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы обучения: рассказ, объяснение, беседа актуализирующая знания, практическая работа, работа с текстом учебника.

Основные понятия: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.

План урока:

1) Орг. момент – 1 минуты

2) Актуализация знаний и умений – 6 минут

3) Формирование новых знаний – 30 минут

4) Закрепление изученного материала – 6 минут

5) Рефлексия –1

6)Домашнее задание – 1 минута


Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

  • Думал, что мел, потому что бел, а в руки взял - он водой побежал (Снег)

  • Не лес, а шумит. Не конь, а бежит (Вода)

  • Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества)

– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о веществах. А следовательно, тема нашего занятия разнообразие веществ.

IV. Формирование новых знаний.

На свете огромное количество веществ. И эти вещества изучает особая наука - химия.

1). – Ребята, о каком веществе идет речь?

Отдельно я не так вкусна. Но в пище каждому нужна. (Соль).

Первое наше вещество это поваренная соль. Что вы знаете о соли? (ответы учащихся).

Для человека соль жизненно необходима, без соли человек погибнет. А самое важное свойство соли – так это то, что она соленая на вкус.

Её добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще ей добывают из вод соленых морей и их отмелей – солончаков.

2). Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаечек,

В каждой кухне проживает

Всем хозяйкам угождает? (сахар)

О каком веществе идет речь ?

О каких свойствах сахара вы знаете?

По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус?

Сладкий вкус сахара – главное его свойство. Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный. В нашей стране сахар добывают из сахарной свеклы. Это особая свекла, она белого цвета и она очень сладкая. Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар. Глюкоза – еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений. Очень много глюкозы в винограде.

3). – Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. Какие еще сладкие вещества встречаются в природе?

Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.

Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.

Практическая работа

Практическая работа выполняется учениками в группах. Для этого класс делится на группы по 4 человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода.

– С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.

– Расскажите о полученных результатах и зарисуйте результаты в тетрадь.

Работа с текстом учебника

– Прочитайте текст учебника на странице 43-44.

– С еще какими веществами мы встречаемся на кухне? (Кислоты)

– Какие они на вкус? (Кислые)

Но это не значит, что кислоты можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень опасны, они могут разрушить кожу человека, дерево, одежду и бумагу. Поэтому с ними надо обращаться очень осторожно. На кухне мы можем встретить такую кислоту. Это уксусная кислота, или уксус. Это вещество нужно использовать только в разведенном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться!

Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться далеко в небе. И стали выпадать на землю в виде осадков. От этого страдают как растения, так и животные. Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.

Но у кислот есть и полезные свойства. Например, насекомые их используют как защиту от врагов. Когда наступает опасность, то муравей выпрыскивает из своего брюшка муравьиную кислоту. Эта же кислота содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.

V. Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте – левой, правой –

Раз-два, раз-два!

И под ноги не смотрите!

Раз-два, раз-два!

Руки в стороны держите.

Друг на друга посмотрите.

Раз-два, раз-два!

VI. Закрепление изученного материала

Пользуясь текстом учебника опишите 1-2 вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается в природе, как используется человеком.

VII. Итог урока

– С какими веществами мы сталкиваемся каждый день? Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.

VIII. Рефлексия

IX. Домашнее задание. Учебник: прочитать текст на с. 41– 45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.


Сохранить у себя:
Разнообразие веществ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки