Тема урока: Разнообразие веществ.
Класс: 3
Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием веществ.
Задачи урока:
Обучения: сформировать элементарные знания о разнообразии веществ, о их классификации, о их признаках, расширять кругозор учащихся.
Развития: способствовать умению анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитания: воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратности в быту.
Оборудование: Для опыта: картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетка и раствор йода.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы обучения: рассказ, объяснение, беседа актуализирующая знания, практическая работа, работа с текстом учебника.
Основные понятия: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.
План урока:
1) Орг. момент – 1 минуты
2) Актуализация знаний и умений – 6 минут
3) Формирование новых знаний – 30 минут
4) Закрепление изученного материала – 6 минут
5) Рефлексия –1
6)Домашнее задание – 1 минута
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
Думал, что мел, потому что бел, а в руки взял - он водой побежал (Снег)
Не лес, а шумит. Не конь, а бежит (Вода)
Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества)
– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о веществах. А следовательно, тема нашего занятия разнообразие веществ.
IV. Формирование новых знаний.
На свете огромное количество веществ. И эти вещества изучает особая наука - химия.
1). – Ребята, о каком веществе идет речь?
Отдельно я не так вкусна. Но в пище каждому нужна. (Соль).
Первое наше вещество это поваренная соль. Что вы знаете о соли? (ответы учащихся).
Для человека соль жизненно необходима, без соли человек погибнет. А самое важное свойство соли – так это то, что она соленая на вкус.
Её добывают из-под земли, это настоящее полезное ископаемое. Еще ей добывают из вод соленых морей и их отмелей – солончаков.
2). Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаечек,
В каждой кухне проживает
Всем хозяйкам угождает? (сахар)
О каком веществе идет речь ?
О каких свойствах сахара вы знаете?
По внешнему виду его можно спутать с солью. Зато их не спутаешь по вкусу. Какой сахар на вкус?
Сладкий вкус сахара – главное его свойство. Когда-то сахар добывали только из сахарного тростника, который растет в Индии, Китае и др. теплых странах, где климат постоянно влажный. В нашей стране сахар добывают из сахарной свеклы. Это особая свекла, она белого цвета и она очень сладкая. Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» – смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар. Глюкоза – еще одна разновидность сахара. Она встречается в различных частях растений. Очень много глюкозы в винограде.
3). – Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. Какие еще сладкие вещества встречаются в природе?
Крахмал — это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения.
Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый.
Практическая работа
Практическая работа выполняется учениками в группах. Для этого класс делится на группы по 4 человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода.
– С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах.
– Расскажите о полученных результатах и зарисуйте результаты в тетрадь.
Работа с текстом учебника
– Прочитайте текст учебника на странице 43-44.
– С еще какими веществами мы встречаемся на кухне? (Кислоты)
– Какие они на вкус? (Кислые)
Но это не значит, что кислоты можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень опасны, они могут разрушить кожу человека, дерево, одежду и бумагу. Поэтому с ними надо обращаться очень осторожно. На кухне мы можем встретить такую кислоту. Это уксусная кислота, или уксус. Это вещество нужно использовать только в разведенном виде. К бутылочке с этой кислотой вообще нельзя прикасаться!
Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовываться далеко в небе. И стали выпадать на землю в виде осадков. От этого страдают как растения, так и животные. Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей.
Но у кислот есть и полезные свойства. Например, насекомые их используют как защиту от врагов. Когда наступает опасность, то муравей выпрыскивает из своего брюшка муравьиную кислоту. Эта же кислота содержится в пчелином яде и в жгучих волосках крапивы.
V. Физкультминутка
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте – левой, правой –
Раз-два, раз-два!
И под ноги не смотрите!
Раз-два, раз-два!
Руки в стороны держите.
Друг на друга посмотрите.
Раз-два, раз-два!
VI. Закрепление изученного материала
Пользуясь текстом учебника опишите 1-2 вещества, внешние признаки, главные свойства, где встречается в природе, как используется человеком.
VII. Итог урока
– С какими веществами мы сталкиваемся каждый день? Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты.
VIII. Рефлексия
IX. Домашнее задание. Учебник: прочитать текст на с. 41– 45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.