Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1» для классов,
реализующих федеральный государственный
образовательный стандарт
Рабочая программа учебного предмета
Обществознание
для 5 Б, Г класса
Составитель: Мальцева И.В.
2018 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Цель курса данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.
«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Знания по курсу должны помочь ответить учащимся на наиболее значимые вопросы миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире?» и т. д.
Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе и продолжается затем в старших классах.
При изучении курса «Обществознание» в основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего, следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии.
Учебно – тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теоретических | Практических | Контрольных | |
Введение в курс обществознания | 1 | 1 | - | - |
Глава 1 Человек | 6 | 3 | 3 | - |
Глава 2 Семья | 8 | 4 | 3 | 1 |
Глава 3 Школа | 8 | 4 | 3 | 1 |
Глава 4 Труд | 5 | 3 | 2 | - |
Глава 5 Родина | 6 | 4 | 1 | 1 |
Итог | 35 | 19 | 12 | 4 |
Данная программа должна быть реализована в 2015 – 2016 учебном году.
Основной принцип отбора материала - актуальность и научность изучаемого материала.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом и экономикой.
В результате освоения курса «Обществознания» учащиеся должны:
Знать/понимать:
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы.
Критерии оценивания достижений обучающихся:
Отметка «5» - дано полное описание событий, явления (названы характерные черты, приведены главные факты),теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами; ответ логически выстроен, суждения аргументированы. Отсутствуют фактические ошибки.
Отметка «4»- названы главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами, теоретические положения не всегда подкрепляются фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); допущены неточности.
Отметка «3» - приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); ответ неполон, непоследователен; теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу; ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях.
Отметка «2» - не раскрыт теоретический вопрос, на заданные учителем вопросы обучающийся не смог дать удовлетворительный ответ.
Учебно – методическое обеспечение для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 – 11 кл. «Просвещение», М., 2007г.
2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
3.Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
4.Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
5.Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Учебно – методическое обеспечение для обучающихся:
1.Учебник - Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013
2.Нормативные документы:
а) Декларация прав человека
б) Конвенция о правах ребенка
5 б класс № и тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Проведено | ||||||||||||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||
1.Введение | ||||||||||||||||||||||||||
1. Вводный урок | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Устный опрос; проблемные задания. | 04.09 | | |||||||||||||||||||||
Глава 1 Человек | ||||||||||||||||||||||||||
1. Загадка человека | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Устный опрос; проблемные задания. | 11.09 | | |||||||||||||||||||||
2. Загадка человека | Урок моделирования и преобразования модели | 18.09 | | |||||||||||||||||||||||
3. Отрочество - особая пора жизни | Уроки «открытия» нового знания | 25.09 | | |||||||||||||||||||||||
4. Отрочество - особая пора жизни | Урок моделирования и преобразования модели | 02.10 | | |||||||||||||||||||||||
5.Практикум | Урок практикум | 09.10 | | |||||||||||||||||||||||
6.Практикум | Урок практикум | 16.10 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 2 Семья | ||||||||||||||||||||||||||
1. Семья и семейные отношения | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа | 23.10 | | |||||||||||||||||||||
2. Семья и семейные отношения | Урок моделирования и преобразования модели | 06.11 | | |||||||||||||||||||||||
3.Семейное хозяйство | Уроки «открытия» нового знания | 13.11 | | |||||||||||||||||||||||
4. Семейное хозяйство | Урок решения учебной задачи | 20.11 | | |||||||||||||||||||||||
5. Свободное время | Уроки «открытия» нового знания | 27.11 | | |||||||||||||||||||||||
6. Свободное время | Урок моделирования и преобразования модели | 04.12 | | |||||||||||||||||||||||
7. Практикум | Урок практикум | 11.12 | | |||||||||||||||||||||||
8. Контрольная работа «Человек и его взаимодействие с обществом» | Урок контроля и оценки | 18.12 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 3 Школа | ||||||||||||||||||||||||||
1.Образование в жизни человека | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа. | 25.12 | | |||||||||||||||||||||
2. Образование в жизни человека | Урок решения учебной задачи | 15.01 | | |||||||||||||||||||||||
3. Образование и самообразование | Уроки «открытия» нового знания | 22.01 | | |||||||||||||||||||||||
4. Образование и самообразование | Урок моделирования и преобразования модели | 29.01 | | |||||||||||||||||||||||
5. Одноклассники, сверстники и друзья | Уроки «открытия» нового знания | 05.02 | | |||||||||||||||||||||||
6. Одноклассники, сверстники и друзья | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 12.02 | | |||||||||||||||||||||||
7. Практикум | Урок практикум | 19.02 | | |||||||||||||||||||||||
8. Контрольная работа «Человек и его взаимодействие со сверстниками» | Урок контроля и оценки | 26.02 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 4 Труд | ||||||||||||||||||||||||||
1. Труд – основа жизни | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, тесты, карточки, модули ЦОР | 05.03 | | |||||||||||||||||||||
2. Труд – основа жизни | Урок решения учебной задачи | 12.03 | | |||||||||||||||||||||||
3. Труд и творчество. | Уроки «открытия» нового знания | 19.03 | | |||||||||||||||||||||||
4. Труд и творчество. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 02.04 | | |||||||||||||||||||||||
5.Практикум | Урок практикум | 09.04 | | |||||||||||||||||||||||
| | | |
Глава 5 Родина | |||||
1.Наша Родина-Россия | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа. | 16.04 | |
2. Наша Родина-Россия | Урок решения учебной задачи | 23.04 | | ||
3. Государственные символы России | Уроки «открытия» нового знания | 30.04 | | ||
4.Гражданин России | Уроки «открытия» нового знания | 07.05 | | ||
5.Итогова работа в рамках промежуточной аттестации « Окружающий мир человека» | Урок контроля и оценки | 14.05 | | ||
6. Мы - многонациональный народ | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 21.05 | | ||
| | | |
Перечень контрольных работ с планируемыми результатами
и критериями оценивания
Контрольная работа по теме | Цель контрольной работы (планируемые результаты) | Технология проведения | Критерии (нормы) оценивания |
1.Контрольная работа «Человек и его взаимодействие с обществом» | Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по пройденной теме | Разноуровневая контрольная работа ( три уровня) | Часть А – «3» Часть А+В – «4» Часть А+В+С – «5» |
2.Контрольная работа «Человек и его взаимодействие со сверстниками» | Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по пройденной теме | Разноуровневая контрольная работа ( три уровня) | Часть А – «3» Часть А+В – «4» Часть А+В+С – «5» |
3.Контрольная работа «Человек и его взаимодействие со сверстниками» | Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по пройденной теме | Разноуровневая контрольная работа ( три уровня) | Часть А – «3» Часть А+В – «4» Часть А+В+С – «5» |
4. Итоговая работа в рамках промежуточной аттестации « Окружающий мир человека» | Определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по пройденной теме | Разноуровневая контрольная работа ( три уровня) | Часть А – «3» Часть А+В – «4» Часть А+В+С – «5» |
5 г класс № и тема урока | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Проведено | ||||||||||||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||
1.Введение | ||||||||||||||||||||||||||
1. Вводный урок | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Устный опрос; проблемные задания. | 07.09 | | |||||||||||||||||||||
Глава 1 Человек | ||||||||||||||||||||||||||
1. Загадка человека | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. | Устный опрос; проблемные задания. | 14.09 | | |||||||||||||||||||||
2. Загадка человека | Урок моделирования и преобразования модели | 21.09 | | |||||||||||||||||||||||
3. Отрочество - особая пора жизни | Уроки «открытия» нового знания | 28.09 | | |||||||||||||||||||||||
4. Отрочество - особая пора жизни | Урок моделирования и преобразования модели | 05.10 | | |||||||||||||||||||||||
5.Практикум | Урок практикум | 12.10 | | |||||||||||||||||||||||
6.Практикум | Урок практикум | 19.10 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 2 Семья | ||||||||||||||||||||||||||
1. Семья и семейные отношения | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа | 26.10 | | |||||||||||||||||||||
2. Семья и семейные отношения | Урок моделирования и преобразования модели | 09.11 | | |||||||||||||||||||||||
3.Семейное хозяйство | Уроки «открытия» нового знания | 16.11 | | |||||||||||||||||||||||
4. Семейное хозяйство | Урок решения учебной задачи | 23.11 | | |||||||||||||||||||||||
5. Свободное время | Уроки «открытия» нового знания | 30.11 | | |||||||||||||||||||||||
6. Свободное время | Урок моделирования и преобразования модели | 07.12 | | |||||||||||||||||||||||
7. Практикум | Урок практикум | 14.12 | | |||||||||||||||||||||||
8. Контрольная работа «Человек и его взаимодействие с обществом» | Урок контроля и оценки | 21.12 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 3 Школа | ||||||||||||||||||||||||||
1.Образование в жизни человека | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа. | 28.12 | | |||||||||||||||||||||
2. Образование в жизни человека | Урок решения учебной задачи | 11.01 | | |||||||||||||||||||||||
3. Образование и самообразование | Уроки «открытия» нового знания | 18.01 | | |||||||||||||||||||||||
4. Образование и самообразование | Урок моделирования и преобразования модели | 25.01 | | |||||||||||||||||||||||
5. Одноклассники, сверстники и друзья | Уроки «открытия» нового знания | 01.02 | | |||||||||||||||||||||||
6. Одноклассники, сверстники и друзья | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 08.02 | | |||||||||||||||||||||||
7. Практикум | Урок практикум | 15.02 | | |||||||||||||||||||||||
8. Контрольная работа «Человек и его взаимодействие со сверстниками» | Урок контроля и оценки | 22.02 | | |||||||||||||||||||||||
Глава 4 Труд | ||||||||||||||||||||||||||
1. Труд – основа жизни | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, тесты, карточки, модули ЦОР | 01.03 | | |||||||||||||||||||||
2. Труд – основа жизни | Урок решения учебной задачи | 15.03 | | |||||||||||||||||||||||
3. Труд и творчество. | Уроки «открытия» нового знания | 22.03 | | |||||||||||||||||||||||
4. Труд и творчество. | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 05.04 | | |||||||||||||||||||||||
5.Практикум | Урок практикум | 12.04 | | |||||||||||||||||||||||
| | | |
Глава 5 Родина | |||||
1.Наша Родина-Россия | Уроки «открытия» нового знания | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ, контрольная работа. | 19.04 | |
2. Наша Родина-Россия | Урок решения учебной задачи | 26.04 | | ||
3. Государственные символы России | Уроки «открытия» нового знания | 3.05* | | ||
4.Гражданин России | Уроки «открытия» нового знания | 10.05 | | ||
5.Итогова работа в рамках промежуточной аттестации « Окружающий мир человека» | Урок контроля и оценки | 17.05 | | ||
6. Мы - многонациональный народ | Урок решения частных задач с применением открытого способа | 24.05 | | ||
| | | |