Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ сам» для 8-9 класса

Рабочая программа для подготовки к экзамену. Программа для 8-9 классов по 1 часу в неделю

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 182

с углубленным изучением литературы и математики»



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы № 182 Зам.директора по УВР на заседании МО учителей

____________________ ___________________ математики школы № 182

«___»_________2021 г. «___» _________2021 г. протокол № ______________

«___» ____________ 2021 г.

Председатель МО

____________











Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Решу ОГЭ сам»

для 8-9 класса







Юркина Т.А.

















Новосибирск, 2021

Пояснительная записка

Данный курс направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 8 и 9 классов, повышение уровня математической подготовки через решение линейных или квадратных уравнений, неравенств. Изучение материала данного курса обеспечивает успешность обучения школьников 8-9 классов для качественной подготовки к ОГЭ.

Цель курса – обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений.


Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Программа составлена на основе нормативных правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ».

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике.

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.

  • Приказ Министерства РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ.

  • Примерная программа основного общего образования по математике

  • Методические рекомендации «О преподавании математики в 2018/2019 учебном году в общеобразовательных учреждениях»


Сведения о программе

Программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.


Данный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ОГЭ и письменным экзаменам. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.


Обоснование выбора программы

Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.


Образовательные задачи программы

  • Научить школьников выполнять тождественные преобразования выражений;

  • Научить учащихся решать линейные уравнения и неравенства;

  • Научить учащихся решать квадратные уравнения и неравенства;

  • Научить строить графики линейных и квадратных функций;

  • Помочь овладеть умениями на уровне свободного их использования;

  • Помочь ученики оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

  • Систематизировать ранее полученные знания по решению задач;

  • Определить уровень способностей учащихся и уровень их готовности к профильному обучению в школе и вузе;

  • Рассмотреть задачу как предмет изучения;

  • Дать знания о задаче, её составе, о процессе её решения;

  • Реализовать межпредметные связи.


Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  • решать основные текстовые задачи;

  • закрепление основ знаний о функциях и их свойствах;

  • расширение представлений о свойствах функций;

  • формирование умение “читать” графики и называть свойства по формулам;

  • научить решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным уровнем сложности;

  • овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;

  • приобрести определенную математическую культуру;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;

  • научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;

  • научить строить графики, содержащие модуль;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний для решения большого круга задач, показав широту их применения в реальной жизни;

  • создание условий для обоснованного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о свойствах функций;

  • восполнить некоторые нестандартные приемы решения задач на основе курса квадратного трехчлена, графических соображений, процентных вычислений;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

  • формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для жизни в современном обществе;

  • помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;

  • создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.




Формы организации: коллективные, групповые, индивидуально-групповые, работа в парах. Виды деятельности: тренировочные задания, презентации, доклады, таблицы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Решу ОГЭ сам» Личностные

  1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

  9. выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

  12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах

  13. . геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном

  14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ

  15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор

  16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль

  17. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным

  18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ

  19. строить речевые конструкции

  20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

  21. выполнять вычисления с реальными данными

  22. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты





















Содержание курса

с указанием форм организации и видов деятельности

Числа и вычисления. (16ч)

Числа: натуральные, рациональные, иррациональные. Соответствия между числами и координатами на координатном луче. Сравнение чисел. Стандартная запись чисел. Сравнение квадратных  корней  и рациональных чисел. Понятие процента. Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность. Округление чисел.

Алгебраические выражения. (15ч)

Выражения, тождества. Область определения выражений. Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам. Одночлены. Многочлены. Действия с одночленами и многочленами. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочленов на множители. Сокращение алгебраических дробей. Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.

Уравнения, системы уравнений. (14ч)

Уравнения с одной переменной. Квадратные уравнения. Исследование квадратных уравнений. Дробно-рациональные уравнения. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.

Неравенства, системы неравенств. (4ч)

Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Множество решений квадратного неравенства.

Последовательности и прогрессии. (4ч)

Последовательности. Прогрессии. Рекуррентные формулы. Задачи, решаемые с помощью прогрессий.

Функции. (2ч)

Функции, аргумент функции, область определения, свойства функций. Нули функции. Максимальное и минимальное значение. Чтение графиков функций. Особенности расположения в координатной плоскости графиков некоторых функций в зависимости от значения параметров, входящих в формулы. Зависимость между величинами.

Тестовые задачи. (5ч)

Задачи на проценты, на движение, работу. Составление уравнений к задачам.

Статистика и вероятность.

Мода, медиана, среднее арифметическое. Статистические характеристики. Решение задач.

Геометрические задачи. (10ч)

Треугольники, четырехугольники. Равенство треугольников, подобие. Формулы площади. Пропорциональные отрезки. Окружности. Углы: вписанные и центральные.





Тематическое планирование

8 класс (1 час в неделю, всего 36ч)

Тема занятия


Числа и вычисления. (16ч)

1-3

Натуральные, рациональные, иррациональные выражения.

4-5

Соответствия между числами и координатами на координатном луче.

6-7

Сравнение чисел.

8-9

Понятие процента.

10-11

Сравнение квадратных корней и рациональных чисел.

12-15

Текстовые задачи на проценты, дроби, отношения, пропорциональность.

16

Округление чисел.


Алгебраические выражения. (15ч)

17-18

Выражения, тождества.

19

Область определения выражений.

20

Составление буквенных выражений, по задачам или по чертежам.

21-23

Действия с одночленами и многочленами.

24-25

Формулы сокращенного умножения.

26-27

Разложение многочленов на множители.

28-29

Сокращение алгебраических дробей.

30-31

Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни.


Уравнения, системы уравнений. (5ч)

32

Уравнения с одной переменной.

33-34

Квадратные уравнения.

35-36

Исследование квадратных уравнений.







Тематическое планирование

9 класс (1 час в неделю, всего 34ч)

Тема занятия


Уравнения, системы уравнений. (9ч)

1-2

Дробно-рациональные уравнения.

3-4

Уравнения с двумя переменными.

5-6

Системы уравнений.

7-9

Задачи, решаемые с помощью уравнений или систем уравнений.


Неравенства, системы неравенств. (4ч)

10

Неравенства с одной переменной.

11-12

Системы неравенств.

13

Множество решений квадратного неравенства.


Последовательности и прогрессии. (4ч)

14-15

Последовательности. Прогрессии.

16-17

Задачи, решаемые с помощью прогрессий.


Функции. (2ч)

18-19

Функции. Графики и свойства


Тестовые задачи. (5ч)

20-22

Задачи на проценты, на движение, работу.

23-24

Элементы теории вероятностей


Геометрические задачи. (10ч)

25-26

Геометрические задачи. Треугольники

27-28

Геометрические задачи. Четырехугольники

29-30

Геометрические задачи. Окружность

31-32

Геометрические задачи. Векторы

33-34

Геометрические задачи. Площади













            


Сохранить у себя:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ сам» для 8-9 класса

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки