"Путешествия по святым местам Руси.
История Александро-Невской лавры".
Основная цель:
содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности;
воспитывать у учащихся уважение к своему городу, к своей Родине, её историческим корням и национальным традициям.
Задачи:
способствовать сохранению исторической преемственности поколений,
развитию национальной культуры,
воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Содержание:
Путешествие по городам Древней Руси.
Знакомство с историей создания Лавры, просмотр презентации.
Фрагмент духовной музыки.
Колокольный звон.
Приложение: словарь и персоналии.
Используемая литература.
Учитель . Приветствуем вас, юные любители и знатоки истории земли русской!
Сегодняшняя наша встреча не простая. А очень даже интересная и необычная! Знаете, почему? Да потому, что нам с вами сегодня предстоит путешествие по великим городам земли русской.(Слайд 1).
Западные соседи называли Древнюю Русь страной городов. А как появились на Руси города? Славяне жили в поселениях, окруженных крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надежными убежищами от нападений врагов и диких зверей. Постепенно разрастаясь, поселения становились городами.
Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.
За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и другой городской люд.
Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех – Киев, стольный град великих князей.
(Слайд 2). И начнем мы наше путешествие с замечательного града Киева.
Учитель . Города возникали обычно при слиянии рек. Киев как поселение возник на стрелке (место слияния) Днепра и Лыбеди. Название города, по мнению историков, происходит от имени его мифического основателя.
Ученый Человек начинает вести рассказ о возникновении Киева.
Ученый Человек. Над рекой Днепром-Славутичем жили-были три брата: Кий, Щек и Хорив.
(Появляются братья. Кланяются.)
И была у них сестра Лебедь-Лебедушка.
(Появляется Лебедь-Лебедушка. Под народную музыку.)
Ученый Человек. Жили они дружно и непраздно. Весь день работали: ставили избы, пахали землю и сенокосничали.
А Лебедь- Лебедушка пряла, ткала, и плела кружева, еще она украшала кокошники речным и морским жемчугом, светлым, как слеза.
Самым заметным в семье был старший-Кий, князь смелый и разумный. Любил он не воевать, а строить. Где Кий пройдет, там город стоит.
Построили братья на кручах днепровских город и нарекли его Киевом – в честь старшего брата Кия-строителя. По преданию, было это давно – 1500 лет назад.(Слайд 3)
Учитель . Внутрь города Киева можно было попасть через ворота. В Киеве их было целых пять. Главные ворота – Золотые; их называли еще Великими. (Слайд 4)
Золотые ворота — главные, триумфальные ворота древнего Киева. Свое название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции.
Учитель . (Слайд 5) Золотые ворота были одними из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром в1037 году. И были названы так потому, что тяжелые дубовые створы ворот, находившимся на высоком валу, были окованы позолоченной медью, а на своде ворот находилась небольшая церковь с золоченым куполом. Ворота выходили на запад, в чистое поле, и, когда лучи заходящего солнца, освещали их, они ослепительно сверкали и казались отлитыми из золота. В 1240 ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.
Учитель . .( Слайд 6). Золотые ворота оставались воротами в город (часто использовавшимися в церемониальных целях) до XVIII века, хотя со временем всё больше превращались в руины. В 1832 были приняты первые меры по их сохранению. В 1970-х возле руин был построен павильон, в котором располагался небольшой музей, посвящённый истории Золотых ворот.
Учитель . В 1982, к 1500-летию Киева, Золотые ворота были полностью реконструированы, несмотря на то, что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности.
Золотые ворота — исторический въезд в Киев. Название «Золотые ворота» также носят близлежащий театр и станция Киевского метро.
У этих ворот встречали только почетных гостей. Князь и его дружина жили внутри города.
Учитель . (Слайд 7) Главным украшением городов были храмы. Издалека были видны их маковки – купола. Главный киевский храм – Софийский собор.
Учитель . (Слайд 8,9). Он был заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 году. Внутри храм богато украшен фрéсками (роспись по сырой штукатурке) и мозáикой (картина из цветных камушков или стекол – смальты). (Слайд 10,11,12). На фресках и мозаиках изображена жизнь князей и простых людей, можно рассмотреть одежду, обувь, украшения.
Учитель . (Слайд 13,14,15,16). Входящий в Софийский собор видел освещенное солнцем огромное пространство храма. С высоты купола взвивал суровый лик Христа. Под ногами расстилались узоры мозаичных полов. На стенах храма – икóны ( изображения Бога, Богоматери и святых).
Стихотворение поэта XIX века А. Хомякова « Древний Киев».
Учитель . (Слайд 17).Сегодня мы продолжим знакомство с городами древней Руси. Много было богатых городов, но всех богаче был Новгород, известный в истории с 859 года. Обратим внимание на состав слова Новгород – новый город.
Учитель . (Слайд 18). Новгород расположен по обоим берегам реки Волхов при впадении ее в Ильмень-озеро. Город был богат и славен, торговал не только с русскими княжествами, но и с иноземными государствами.
Учитель . Река Волхов делит Новгород на две половины или стороны. Одна называлась Торговой, так как здесь находился главный городской рынок – торг, другая – Софийской по имени соборного храма св. Софии, который был построен в конце Х в., после принятия христианства.
Учитель . Обе стороны соединялись большим волховским мостом, находившимся недалеко от торга, в отличие от других мостов он назывался великим. К торгу примыкала площадь, которая называлась Ярославовым или Княжим двором. Здесь же находилась вечевая башня, на которой висел вечевой колокол. На Софийской стороне располагался, Детúнец (Кремль). (Слайд 19).
Учитель . Первоначально он был деревянным с земляными валами. Новгородцы прилежно трудились, совершенствуя свой Кремль. Вместо деревянных стен и башен были возведены каменные. (Слайд 20). Башни, разделяющие прясла стен, стоят как богатыри, бдительно несущие стражу. При Петре I поднялась башня Кокуй (слайд 21)– «осмотрительная всего города башня», которую в 18 – 19вв. обычно называли каланчóй. Она является самой высокой башней Детúнца.
Учитель .Севернее Кокуя располагается Покровская башня.(Слайд 22). Она отличается от других тем, что сильно выдвинута за толщу стены. Сооруженная в XVIв., башня хорошо защищена от артиллерийского обстрела: толщина ее стен почти три метра (ширина самой кремлевской стены около четырех метров).
Учитель . В северной части кремля находится Федоровская и Митрополичья башни.(Слайд 23). Они круглые, с несколькими бревенчатыми настилами внутри. Интересны и другие башни – Княжая, Дворцовая, Спасская, Владимирская.(Слайд 24). У каждой из них есть свои отличительные черты. Владимирская (слайд 25) закрывалась на ночь дубовыми воротами и решеткой. Спасская (слайд 26) тоже была проездной.
Учитель . А знаете ли вы, что в начале XI в. Новгородцы по примеру Киева построили свой Софийский собор. (Слайд 27). В течение многих столетий Софийский собор был центром не только религиозной, но и политической жизни Новгорода.
Учитель . А в тайниках Софии хранилась казна Великого Новгорода, здесь собирался Совет Господ, здесь принимали дипломатов-иностранцев, послов от великого князя и из других русских земель.(Слайд 28, 29).
Учитель . По своему облику Софийский храм строг и лаконичен. (Слайд 30). Стены гладкие. Только прямоугольные выступы стен разбивали эту ровную гладь.
Учитель . Удивительно красиво завершение собора. Двухъярусная кровля и купола, которые заканчивают сооружение.
Издалека видны были купола Софийского собора. Новгородские ратники перед боем клялись постоять за святую Софию. Эти слова означали постоять за свой город, за Новгородскую землю.
Учитель . Храм строился пять лет – с 1045-го по1050-ый гг.Новгородская София- один из наиболее выдающихся памятников истории.
На сцене появляется мальчик, в его руках палочка и берестяная грамотка.
Ведущий. Ты откуда, дитя?
Мальчик. Из Великого русского града – Новгорода!
Ведущий. Как звать тебя?
Мальчик. Звать меня Онфимом. Мне очень нравится писать и рисовать на бересте.(Слайд 31).
Ведущий. Давайте, друзья, вместе послушаем, что нам расскажет мальчик из Господина Великого Новгорода.
Звучит народная музыкальная тема, и мальчик Онфим на ее фоне ведет свой рассказ, в это время демонстрируются его иллюстрации на бересте.
Онфим. Я живу в прекрасном русском городе – Новгороде. И этим очень горжусь. Мой город – город-воин! Новгороду Великому постоянно приходилось отражать нападения немецких и шведских рыцарей, а также иных недругов. Мы, дети, наши матери изо всех сил помогали воинам-защитникам Господина Великого Новгорода! Я знаю войну не понаслышке, поэтому я нарисовал картину боя. Я подписывал рисунки своим именем. Наша воинская амуниция собиралась из множества кольчужных колечек. А боевые рукавицы у нас были трехпалые, поэтому на моей картине всего три пальца.
На другом рисунке вы видите семь забавных человечков. А знаете, почему? Семь – число не простое, а священное. Семь звезд в созвездии Большая Медведица, семь дней недели… А еще я рисовал, как веселились люди в Великом Новгороде. (Слайд 32, 33).
Ведущий. Одним из символов Руси является белая береза. Видели бы вы, друзья, какие березовые хороводы в Господине Великом Новгороде!
Учитель . (Слайд 34). Береза русская - как хороший и чистый человек: и собой пригожа, и пользы от нее много! В Новгороде из дерева березы делали самые крепкие топорища, гнали деготь – целебное снадобье и для хозяйственных нужд необходимое.
Учитель . Березовые дровишки в печи были самые жаркие! Березовые почки и листья изгоняли из человека хворь и простуду.
Учитель . А если вспомнить великолепный и чистый, как слеза, березовый сок! Ведь он дает людям бодрость и силу! Из березовой коры также делали посуду, а на бересте древнерусские люди писали и рисовали острой костяной палочкой.
Учитель . Но в старину было одно очень хорошее правило: не брать у березы лишнего, не доводить ее до болезни и тем более до смерти!
Новгородцы строго придерживались этого правила.
Ведущий. Ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. Давайте и мы с вами послушаем песню о березе. (Слайд 35).
Песня:
Ведущий. (Слайд 36). И так, нас с вами ожидает город Владимир и его знаменитый Дмитриевский собор! (Слайд 37).Историки считают, что собор был построен между 1194 и 1197 годами. Возводили его уже только русские мастера.
Учитель. (Слайд 38). Дмитриевский собор увенчан единственным золоченым куполом, который напоминает богатырский шлем. На нем установлен древний, ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди.
Учитель. В стенах прорезаны узкие и высокие окна. Ажурная вязь из резного камня занимает всю верхнюю половину фасада и барабан купола.
Учитель. (Слайд 39). Храм строился три года. Вначале были возведены его стены, а затем на тщательно пригнанные камни наносился рисунок, по которому выполнялась уникальная резьба.
Ведущий. (Слайд 40).Можно часами смотреть на эти белые стены. Каждый камень – подлинное произведение искусства. Каких только удивительных зверей, птиц и вовсе непонятных существ не создавало воображение мастеров: (слайд 41, 42) разные заморские чудовища, сказочные треххвостые львы и барсы, грифоны с туловищем льва и крыльями орла.
Учитель. (Слайд 43). Величавый и мужественный Дмитриевский собор – это белокаменная книга с четырьмя страницами- стенами, а ряды резных камней – строки той книги. Любой камень – отдельное мудрое слово, начертанное на прекрасном языке.
А в той белокаменной книге будто написано:
« Смотрите, люди, Удивляйтесь! Видите, какую огромную и разностороннюю культуру создал русский человек на рубеже XII и XIII веков».
Учитель .В1992 г. Дмитриевский собор вошел в Список Всемирного Культурного наследия ЮНЕСКО.
Учитель. А еще архитектурным памятником города Владимира является Успенский собор, (слайд 44) построенный при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо, который получил такое прозвище за свою большую семью.
Учитель.(Слайд 45). Успенский собор, построенный в 1158 – 1160гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Вот стоят пять богатырей в золотых шлемах и стерегут покой земли Владимирской.
Учитель. (Слайд 46). До сих пор Успенский собор является центральным храмом владимирских христиан. Он знаменит еще тем, что на его стенах сохранились фрески (фреска – рисунок особыми красками по сырой штукатурке, выполненные выдающимся художником Андреем Рублевым.
Учитель. .В настоящее время Успенский собор внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.(Слайд 47).
Ведущий . Велико было трудолюбие наших предков. Наша задача – не только знать, что было сотни лет назад, но сохранить исторические памятники.
Громко звонят колокола.
Под большим шатром
Голубых небес-
Вижу, даль степей
Зеленеется.
2.И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
3Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
4.И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая!
5. Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью…
Учитель . А еще сегодня я хочу рассказать Вам об еще одном удивительном месте. Александро-Невская лавра — мужской православный монастырь в Санкт-Петербурге. Первое упоминание о монастыре в документах — июль 1710 года, когда Пётр I, осмотрев место близ Чёрной речки (нынешняя речка Монастырка), распорядился строить здесь Александро-Невский монастырь на предполагаемом месте победы в 1240 году войск князя Александра Ярославича Невского над шведами в Невской битве.
7 апреля 2018 года одной из главных святынь Петербурга – Свято-Троицкой Александро-Невской лавре – исполнилось 305 лет. Дата основания Лавры – 7 апреля 1713 года, когда была освящена деревянная Благовещенская церковь, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот праздник церковь вспоминает, как Архангел Гавриил принес Деве Марии Благую весть (отсюда «Благовещение») о том, что она станет Божьей Матерью.
Слова наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, викария Санкт-Петербургской епархии: «Александро-Невская лавра – это не просто культовая достопримечательность. Это место, где переплелись десятки, а то и сотни исторических сюжетов, это центр духовного просвещения и высокой христианской культуры, расположенный в самом сердце Северной столицы, призванный напомнить петербуржцам, да и всей стране, «кто они, откуда они и куда идут..».
Для строительства монастыря святого Александра Невского Петра I привлекла местность вдали от тогдашнего центра Санкт-Петербурга вверх по реке Неве.
По преданию, именно здесь была одержана князем Александром Ярославичем в 1240 году победа над шведами.
Первое упоминание о монастыре в документах – июль 1710 года, когда Петр I, осмотрев близ Черной речки (ныне р.Монастырка), отдал приказ о строительстве монастыря. Три года спустя, в 1713 году, здесь была освящена деревянная Благовещенская церковь. 25 марта по ст.стилю (7 апреля по нов.ст.) 1713 года – день освящения церкви – считается официальной датой основания монастыря. При церкви строились монастырские кельи, сначала тоже деревянные.
В 1717 году началось строительство каменного монастыря по проекту архитектора Доменико Трезини, он должен был стать колмплексом каменных строений между рекой Невой и Черной речкой. Вскоре был заложен Троицкий собор (собор Святой Троицы). К собору в виде крыльев примыкали каменные корпуса. Часть келий была занята под больницу, а часть – под школу для детей духовенства. Сначала школа называлась цифирной, потом славяно-греко-латинской семинарией, затем Главной семинарией, а при императоре Павле I преобразована в Духовную Академию.
Петр I любил Невский монастырь. Желая, чтобы монастырь приобрел еще большее значение, он решил перенести туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, покоившиеся во Владимирском Рождественском монастыре.
Перенесение мощей 30 августа 1724 года стало одним из исторических событий в жизни Петербурга. Раку (гробницу) с останками святого князя несли на руках до Новгорода, а оттуда на галере по р.Волхов, Ладожскому озере, р.Неве (это часть пути «из варяг в греки»). Царь выехал навстречу святым мощам в Усть-Ижору и отвез их в Петербург на собственной галере, лично управляя рулем, а важнейшие сановники гребли веслами. Когда галера приблизилась к пристани, навстречу ей был выведен старый бот Петра I – «дедушка русского флота». Петр с сановниками перенес раку в церковь Благовещения и повелел на вечные времена праздновать 30 августа как день памяти святого князя Александра Невского.
В 1797 году указом Павла I монастырь получил статус Лавры.
В 1918 году монастырь закрыли, а в 1922 г. серебренная рака была помещена в Государственный Эрмитаж. Только в 1989 г. мощи были возвращены в Троицкий собор Лавры.
С 1996 г. началось возрождение монашеской общины. Наместник Лавры – архимандрит Назарий (Лавриненко).
Постройки монастыря до сих пор сохраняют тот характер, который придал им Доменико Трезини. В архитектурном облике доминирует стиль барокко 18 в.
Какие сооружения входят в состав монастыря?
Троицкий собор (1776-1790), арх. И.Е.Старов.
Благовещенская церковь (1717-1724) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Церковь св.благ.кн.Федора Ярославича (1840).
Духовской корпус и церковь.
Никольская церковь (1781).
Митрополичий корпус (1756-1757)
Над святыми вратами церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радостей» (Старов И.Е.).
Лазаревское кладбище – Некрополь 18 века
Тихвинское кладбище – Некрополь мастеров искусств
Никольское кладбище
Казачье кладбище
Какие известные люди похоронены в В Александро – Невской лавре?
Ломоносов Михаил Васильевич
Суворов Александр Васильевич
Витте Сергей Юльевич
Росси Карл Иванович
Чайковский Петр Ильич
Бородин Александр Порфирьевич
Достоевский Федор Михайлович
Римский – Корсаков Николай Андреевич
Глинка Михаил Иванович
Карамзин Николай Михайлович
Крамской Иван Николаевич
Комиссаржевская Вера Федоровна
Клодт Петр Карлович
Собчак Анатолий Александр
Большинство надгробий и памятников выполнены лучшими скульпторами: Ф. Шубиным, И. Мартосом, И. Козловским.
Приложение.
Словарь.
Лавра – мужской православный монастырь.
Некрополь – большое кладбище с гробницами, каменными надгробиями, эпитафиями.
Эпитафия – намогильная надпись, преимущественно стихотворная.
Цифирная школа – начальные образовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Обучали грамоте, письму, арифметике.
Семинария – специальное духовное среднее учебное заведение.
Слобода – название различных поселений, жители которых временно освобождались от повинностей.
Архимандрит – высшее звание иеромонаха, обычно настоятеля мужского монастыря.
Рака – гробница с мощами.
Кельи – отдельные комнаты монахов в монастыре.
Персоналии.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), ученый, поэт, просветитель.
Александр Васильевич Суворов (1730-1800), полководец, генералиссимус, граф Рымникский, князь Италийский. Участник русско-турецких войн, совершил Альпийский и Швейцарский походы.
Сергей Юльевич Витте (1849-1915), граф, государственный деятель, министр финансов, первый премьер-министр России.
Карл Иванович Росси (1775-1849), архитектор. Создал здание Главного Штаба, Александринский театр, Михайловский дворец, здание Сената и Синода.
Петр Ильич Чайковский (1840-1893), композитор, дирижер. Создал оперы «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), ученый-химик, доктор медицины, композитор, создатель оперы «Князь Игорь».
Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881), писатель, автор романов «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы », «Преступление и наказание».
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), дирижер, композитор. Написал 15 опер, среди них «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь».
Михаил Иванович Глинка (1804-1857), композитор, родоначальник русской классической оперы. Создал оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), писатель, историк. Основное сочинение – «История государства Российского» в 12 томах.
Иван Николаевич Крамской (1837-1887), живописец, портретист. Автор реалистических портретов Л.Н.Толстого, П.Н.Третьякова, И.И.Шишкина и многих других своих современников.
Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864-1910), актриса нового драматического театра (ныне театр им.В.Комиссаржевской).
Петр Карлович Клодт (1805-1867), скульптор, автор четырех скульптурных групп «Укрощение коня» на Аничковом мосту, шестерки коней на Нарвских воротах, памятника И.А.Крылову в летнем саду, Николаю I на Исаакиевской площади.
Анатолий Аександрович Собчак (!937-2000), российский политический деятель времен «перестройки», первый мэр Санкт-Петербурга (1991-1996).
Доменико Трезини (1670-1734), архитектор, прибыл на русскую службу из Швейцарии. До 1712 года оставался в Петербурге единственным архитектором. Из его многочисленных творений сохранились Петровские ворота Петропавловской крепости, Петропавловский собор, Летний дворец Петра I в Летнем саду, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
Список использованной литературы:
Авсеенко В.Г. История города Санкт-Петербурга 1703-1903: исторический очерк. Сотис, 1995.
Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петребурга. Историко-церковная энциклопедия в 3-х томах. Санкт-Петербург: издательство Чернышева, 1997. Т.1.
Белякова Е.В. Александро-Невская лавра в честь Святой Троицы: православная энциклопедия 2000 г.
Игнатова Е. Записки о Петербурге. Санкт-Петербург: изд. КультИнформПресс, 1997.
Платунов А.М. Так строился Петербург: учебное пособие. Санкт-Петербург: издательство Специальная литература, 1997.
Синдаловский Н.А. Петербург: путеводитель. СанктПпетербург: издательство Норинт, 2003.
Сайкин П.П. Александро-Невская Свято-Троицкая лавра: православные русские обители. Санкт-Петербург: издательство Воскресение, 1994.
Чесноков А.Н. Парадный въезд в новую столицу. Невский проспект: Л., Лениздат, 1985.