"Путешествие в страну Патриотославия"

методическая разработка ма териала по патриотическому воспитанию воспитанников в виде игровой деятельности.

Содержимое разработки

«Путешествие в страну Патриотославия».

Кислова Л.Г.

Учитель математики, классный руководитель,

ГОАУ «Свободненская

специальная (коррекционная) школа-

интернат» г. Свободный Амурская область.

«Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему путь».

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, мероприятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках, мероприятиях? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах детей, когда ручонки так и тянуться вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотелось бы увидеть на своих уроках. И это возможно благодаря использованию технологии игрового обучения, которая предполагает внедрение в процесс обучения игр или игровых элементов.

Предлагаю сценарий игры:

«Путешествие в страну Патриотославия».

Цель патриотического воспитания: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

-к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа.

3. Воспитание толерантного отношения представителям других национальностей.

4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

1.Организационный момент. Мотивация: игра: «Угадай мелодию». Звучат отрывки мелодий ребята угадывают. (Песня В.Высоцкого “А сыновья уходят в бой”,  М. Муромова “Афганистан”, песня “Облака”, песня О. Газманова “Офицеры”,  песня Ю. Гарина “Чечня”,  песня И. Матвиенко и М. Андреева “Давай за…”, «С чего начинается Родина»; и т.д.)

2. Патриотическая викторина: - Начну викторину с экскурсии в прошлое. Это поможет вам, ребята настроится на нужную волну, первая тайна, которую необходимо разгадать.

Вопросы викторины (с элементами беседы): Как звали царя, при котором появился флаг, похожий на современный Государственный флаг России? (Царя звали Алексей Михайлович, а утвердил Петр I).

Для чего понадобился этот флаг? ( Флаг нужен кораблю для того, чтобы все могли узнать, чтобы видно было с других кораблей, какой стране он принадлежит, т.е. он принадлежит России).

  • Как назывался этот военный корабль (Военный корабль назывался «Орел»)

  • Какого цвета полосы на флаге России? (на флаге России три цвета: белый, синий, красный)

  • Как называется наша страна? (Россия) Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)

  • Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне)

  • Как называется область, в которой мы живем? (Амурская область)

  • Кто руководит нашей страной? Как его зовут? (Президент В.В. Путин) (Показ портрета Президента РФ).

  • Как назывался первоначально наш город? (Алексеевск)

Герб – это отличительный знак государства.

  • Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орел со скипетром и державой).

  • Что на груди у орла? (щит с всадником на коне).

  • Как зовут всадника? (Георгий Победоносец издавна почитался на Руси, как покровитель воинов).

  • Что в руках у Георгия Победоносца? (серебряное копье).

  • Зачем оно ему? (черный змей символ – зла, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея).

Что напоминают вам цвета флага:

а. Белый – (обозначает мир и чистоту);

б. Синий – (вера, верность, правда);

в. Красный – (символ силы, мужество, отвагу).

Из каких частей состоит флаг? (Флаг состоит из древка, полотнища, навершия).

Для чего нужен государству флаг? (Флаг государству нужен, чтобы объединять людей, служить отличительным знаком)

Как назывались флаги в древности? (Флаги в древности назывались стягами)

Как выглядели древние стяги? (На шест привязывали пучки травы, веток, конский хвост, ленты, фигурки животных, позднее их стали делать из ткани).

3. «Патриотопословицы».

Русский народ придумал много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним пословицы.

На чужой сторонушке рад родному воробушке.

Своя земля и в горсти мила.

Матушка - Волга и широка, и долга.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Одна у человека мать, одна и Родина.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

4. «Расскажи мне обо мне»: (групповая работа, разгадывание ребусов).

Ответы: Гимн, герб, Россия, родина, честь, Москва, победа, память.

5.Физминутка: «Герб России».

Страны герб – орел двуглавый
Гордо крылья распустил
(поднять руки в стороны)
Держит скипетр, державу
(поочередно сжать в кулак правую и левую руку)
Он Россию сохранил
(написать руками круг)
На груди орла щит красный
(приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне
(наклон головы вправо – влево)
Скачет юноша прекрасный.
На серебряном коне
(шаг на месте с высоким подниманием ног)
Развивается плащ синий
(плавное покачивание рук)
И копье в руке блестит
(сжать руки в кулаках)
Побеждает всадник сильный 
(руки на поясе)
Злой дракон у ног лежит
(показать руками)
Подтверждает герб старинный 
Независимость страны
(поднять руки вверх)
Для народов всей России.

Наши символы важны!
(покачивание руками влево–вправо).

6. Работа в парах: Собери: флаг – 1группа, герб – 2 группа, гимн – 3 группа, «портрет гражданина» - 4группа».

7.Гимнастика для глаз.

8.«Стихопатриотность» (чтение стихов).

Александровой «Родина»

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница.
И ромашковый бугор…

 О  Флаге  Российской  Федерации.

Красно - сине - белый флаг,

Ты – страны родимой стяг.

Гордо веешь до небес,

Что мы знаем о тебе?

Сила жизни – красный цвет,

Цвет сражений и побед.

Проливалась красным цветом

Кровь погибших в войнах  дедов.

Синий цвет – вселяет веру

В Отчизну, в правильное дело.

В нём – народа постоянство,

Дружба, неразрывность, братство.

Самый верхний – белый цвет –

Неба чистого привет.

Пусть над нами будет ясно!

Каждый день будет прекрасным!

О  Гербе  Российской  Федерации.

На геральдическом щите пред нами –

Двуглавый в золоте орёл.

Над ним – короны, в лапах – скипетр, держава,

А на груди – бесстрашный всадник,

Дракона поражающий копьём.

Что означает птица эта?

Истории этапы, что на ней?

Мы видим здесь борьбу тьмы и света,

Дошедшие до нас из разных дней.

Была эпоха Петра Великого,

Давно в России он был царём.

Короны – части страны великой,

Оттуда к нам и пришёл орёл.

Россия – сильная страна с единой властью,

Держава и скипетр об этом говорят.

А защищает наше государство

Георгий Победоносец – символ света и добра.

Страна Россия – в двух материках,

Европою и Азией их звать.

На гербе головы зоркого орла

Всегда готовы покой наш охранять.

О  Гимне  Российской  Федерации.

Главную песнь страны

Снова и снова слышим мы.

От юга до севера она звучит,

И сердце у каждого так стучит!

В ней – слава Отечества, слава народа,

Что крепнет союзом,

Растёт год от года.

Мы с песнею главной по жизни идём,

Гордимся страною, верим и ждём –

Нам годы дадут исполненья мечты

Для счастья народа, любви, красоты!



9. Дыхательная гимнастика.

10. «Минута славы» - творческий конкурс (нарисовать небольшой рисунок к понятию качества, на предложенную ситуацию – протест гражданина против чего- либо, поступка) Перед конкурсом небольшая беседа. Кого можно назвать патриотом? Патриотом можно считать того, кто с детства воспитывался на конкретных примерах, для кого чужой подвиг - это не просто слова. Кто такой патриот? Тот, кто действительно способен проникнуться чужими проблемами, у кого чувство сострадания и любви не законсервировано. Нельзя просто назвать человека патриотом и считать, что он является им. Быть таковым - значит не только кинуться грудью на амбразуру или отдать жизнь за близких. Это воспитание в себе общечеловеческих качеств, пребывание индивидуума в таком обществе, которое может считаться нормальным, с ценностями, достоинством и способностью заботиться о ближних.

11. Рефлексия. Воспитатель предлагает каждому воспитаннику высказать своё мнение о теме занятия (экспресс – опрос).

Итог. Каждый человек своей индивидуальностью, имеет право на выбор собственной жизненной позиции, Выбор каждого человека надо уважать. В мир мы должны нести только добро. Исполнение песни «День рождения кота Леопольда.

Дождик по земле.
Босиком прошел,
Клены по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо
Слышно как звенят.
В небе высоко
Солнечных лучей струны.

Если добрый ты это хорошо.

А когда наоборот - трудно
С каждым поделись радостью своей
Слышно как звенят
В небе высоко
Солнечных лучей струны
Если добрый ты это хорошо
А когда наоборот - трудно
С каждым поделись радостью своей.
Рассыпая смех звучно

Если песни петь – с ними веселей

А когда наоборот скучно.

Список литературы:



 Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.- С.34.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст] /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 1987.- 334 с.

3. Баев, И.М. Играем на уроках русского языка [Текст] /И.М.Баев. — М.:Просвещение, 1989.- С.113.

4. Барташникова И.А. Учись играя [Текст] / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 1997.- С.45.

5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст] / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И. Божович.-М.:Педагогика, 1997. — М.: Просвещение,- С.324.

7. Брунер Дж. Психология познания [Текст]/Д. Брунер. – М.: Просвещение, 1977.- С.423.

8. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст]/В.А. Венгер. — М.: Просвещение, 1986.- С.80.

9. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – С.446.

10. Выготский Л.С. Психология познания [Текст]/Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977.- С.127.

11. Газман О.С. В школу - с игрой [Текст] /О.С. Газман. — М.: Просвещение, 1991.- 334 .

12. Галицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Галицын// Советская педагогика. -1991. -№ 3.- С.23.

13. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности дошкольников [Текст]/Н.В. Грачева. – Киров, 2003.- С.55.

14. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.

15. Денисенко, Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче (в подготовительной группе) [Текст]/Н.Денисенко// Дошкольное воспитание. -1991. -№ 3.- С.18.

16. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.

17. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005.- С.12-24.

18. Занъко С.Ф.. Игра и ученье [Текст] /С.Ф. Занько. — М.:Просвещение, 1992.- 226 с.

19. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся [Текст]/ Т.В. Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. – Вып.5. – Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- С.28.

20. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972.-С.55.

21. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.V. [Текст] /А.С. Макаренко. — М.:Просвещение, 1958.- С.69.

22. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

23. Минкин Е.М. От игры к знаниям [Текст] /Е.М. Минкин. — М.:Просвещение, 1983.- С.254.

24. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г.Морозова // Психология и педагогика.-1979.- №2.- С. 5.

25. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.- С.228.

26. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. [Текст]/Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995.- 324с.

27. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- М.: Просвещение, 2003.- С.337.

28. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1988.- С.456с.







 







Сохранить у себя:
"Путешествие в страну Патриотославия"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки