Занятие ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ
« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «БИБЛИО»»
Цели:
Вызвать устойчивый интерес к книге – как источнику знаний, расширить понятие о разных видах справочной литературы, привитие навыков пользоваться ими и научить учащихся ориентироваться в библиотечном пространстве.
План:
Из истории государства.
Место расположения государства.
Жители страны.
Законы.
Праздники страны.
За горами, за лесами,
За широкими морями.
Против неба – на земле
Читатель жил в одной стране.
У него были друзья: сказки, повести, сборники стихов, былин, загадок, и даже словари, и энциклопедии, и много других изданий, которые любят появляться периодически.
Все жители страны Библио общаются друг с другом на тарабарском языке. И мы должны научиться говорить на языке этой страны.
Перед вами одно из главных заклинаний страны Библио . Выпишите из этого заклинания буквы русского алфавита и узнаете, что должны знать люди, посещающие эту страну.
f к W н Y и J г N а - Z и V с R т Q о S ч L н R и U к
W зD н Uа Z н S и L й!
Книга – источник знаний!
- Почему книга является источником знаний?
- Из предыдущих встреч давайте с вами вспомним, какие составные части составляют книгу?
Составление цветка книги ( её состав)
Во время составления цветка даётся информация о слове « библиотека»
Что такое «Библиотека»?
Знаете ли вы, что слово « библиотека» претерпело множество изменений, прежде чем дошло до нас в современном виде? В 18-м веке её называли « книгохранилища», « книгохранилия», «книгоположница», и даже «казёнка».А библитекаря подчас именовали на греческий лад – хартиефипакс. В греческом языке буквы «б» и «в» не различались, поэтому поначалу произносили « вивлиофика» с ударением на «о». В течение всего 19 века это ударение сохранилось, но слово произносилось уже с буквой «б».
« Той библиотеки уж нет,
Где мы в красивом переплёте»
П. Вяземский «В альбом»
Современное произношение прижилось под влиянием французского и немецкого языков, где ударение приходится на последний слог.
« О пожелтевшие листы
В стенах вечерних библиотек…»
Л. Гумилёв « Романтические цветы»
- Давайте посмотрим, из каких же составных частей состоит книга?
1. Обложка. 6. Предисловие.
2. Оглавление. 7. Страницы.
3. Титульный лист. 8. Информация.
4. Аннотация. 9. Послесловие.
5. От автора. 10. Словари.
- Давайте восстановим, в каком порядке эти части должны располагаться?
Время катит чередом,
Час за часом, день за днём.
И на первую седмицу,
Отправляясь в град- столицу,
Читатель и его друзья
Решили выучить слова.
Наказ юным читателям:
Берите книгу чистыми руками.
Не перегибайте книгу.
Не загибайте страницу.
Не читайте книгу во время еды.
Чтобы книга дольше жила – оберните её.
Посреди любой страницы Но читая дни и ночи,
Оживают чудеса – Курса верного держись!
Не слипаются ресницы, И тогда откроют книжки
Разбегаются глаза. Замечательную жизнь!
Тут они дошли до места,
До развилки трёх дорог,
Где стоит большой и грозный
Указатель – светофор.
Слово о книге. ( красный цвет )
Книги – это хранилище коллективного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Без книг люди очень скоро бы разучились не только мыслить, но и работать. Чтение и письмо в нашем представлении неразрывно связаны с книгой. Величайшим из чудес, созданных человеком, называл Максим Горький. Мы называем книгу великим изобретением, но сообщить здесь имя изобретателя не можем. Да и точную дату открытия привести нельзя. Книга зарождалась, развивалась, совершенствовалась. Процесс совершенствования продолжается и сейчас, на наших глазах.
Энциклопедии. ( жёлтый цвет )
Самые « мудрые» словари и справочники – энциклопедические. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. Это трудное слово из двух греческих слов составил впервые французский писатель и мыслитель Рабле. Перевести на русский язык можно так – «круг просвещения», «круг знаний», «обучение всему по кругу знаний». Первые энциклопедии, хотя они так и не назывались, появились очень давно, но самая знаменитая «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» была создана более200 лет тому назад. Энциклопедии бывают: универсальные, отраслевые, тематические.
Словари. ( зелёный цвет )
Словарь – это собрание слов по алфавиту. Некоторые словари растолковывают значения слов и называются толковыми. Другие словари рассказывают, как правильно писать сложные слова. Например, «Орфографический словарик», автор П. А. Грушников. В нём есть приложение: Список: Мужские имена. Отчества. Женские имена. Правописания. Назначение словарей – раскрыть значения слов, их правописание.
- А сейчас мы представим свои словари и покажем их содержание.
Между тем наши друзья
Отправляются в К-шоп.
Смотрят, давка от народу,
Нет ни выходу, ни входу.
Так кишмя все и кишат,
И смеются , и кричат:
«Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Только вы здесь не зевайте,
А изданья выбирайте!»
И на улицу свою
Ты неси скорее,
Чтобы знать нам, наконец,
Что читать нужно, а что нет.
- Давайте выберем понравившиеся вам издания и попробуем прочитать понравившуюся информацию.
Выборочное чтение информации из разных изданий.
На другой день Читатель наш,
Взяв три луковки в карман,
Потеплее приоделся,
И, позвав друзей с собой,
На машине все уселись
И помчались в дальний путь.
Дайте ,братцы, отдохнуть?
Музыкальная пауза. Исполнение песни: «Маленькая страна».
Едет целую седмицу.
Напоследок, в день восьмой
Приезжают в лес густой.
Читатель тут сказал друзьям:
« Здесь вы видите поляну,
На поляне той гора
Вся из чистого серебра,
Чтобы путь продолжить наш,
Мы должны чуть-чуть подумать
Над загадочной горой под
Названием «Кроссворд».
И окажемся в столице
Где закончится наш путь!
КРОССВОРД
По горизонтали:
Периодическое издание, издающееся один раз в месяц? (журнал)
Периодическое издание, издающееся на больших листах? ( газета)
По вертикали:
Детский журнал, издающийся с 1924 года? ( «Мурзилка»)
Название журнала для школьников? ( « Пионер»)
Название международного детского журнала? («Клёпа»)
Подведение итогов:
- Какие периодические издания мы с вами вспомнили?
- Вспомните составные части книги?
- Давайте сделаем вывод: Книга – источник знаний.
Вот теперь вы и узнали,
Правду ль вам мы рассказали.