Презентация " Теория решения изобретательских задач"

Как известно, стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается, в частности, ТРИЗ-педагогика.

Содержимое разработки

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)  в начальной школе где это? зачем это? Специальная общеобразовательная Школа-интернат №16 г. Горловка Учитель начальных классов Донцова Наталья Георгиевна что это? как это?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

где это? зачем это?

Специальная общеобразовательная

Школа-интернат №16

г. Горловка

Учитель начальных классов

Донцова Наталья Георгиевна

что это? как это?

КАК? «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любопытство, а затем удовлетворять его.»   Анатоль Франс    ОТКУДА? КУДА? Как известно, стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается, в частности, ТРИЗ-педагогика.   Конечно, сначала ТРИЗ использовали взрослые. Уже позже появились занятия для детей 7-12 лет. Но т.к. требования к уровню подготовки, уровню знаний постоянно растут, и в школу дети приходят уже умеющими читать и писать, то и ТРИЗ как следствие молодеет. При этом обязательно учитываются возможности ребенка, его интересы. ТРИЗ для ребенка включает все, что нужно для его развития в раннем возрасте, а это дает самое главное – уверенность в себе.   

КАК?

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любопытство, а затем удовлетворять его.» Анатоль Франс

ОТКУДА?

КУДА?

Как известно, стандарты второго поколения ориентируют школу не только на предметные, но также на метапредметные и личностные результаты, в том числе на обеспечение «роста творческого потенциала» учеников, их готовности к применению «универсальных учебных действий в жизненных ситуациях». Очевидно, что для достижения этих целей педагогам необходимы особые средства. Разработкой такого инструментария занимается, в частности, ТРИЗ-педагогика.

  Конечно, сначала ТРИЗ использовали взрослые. Уже позже появились занятия для детей 7-12 лет. Но т.к. требования к уровню подготовки, уровню знаний постоянно растут, и в школу дети приходят уже умеющими читать и писать, то и ТРИЗ как следствие молодеет. При этом обязательно учитываются возможности ребенка, его интересы. ТРИЗ для ребенка включает все, что нужно для его развития в раннем возрасте, а это дает самое главное – уверенность в себе.   

Что такое ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) ?    « Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству…   фр.педагог Селестен Френе     Решение этого вопроса связано с основным содержанием и наполнением школьной жизни.  ТРИЗ-педагогика – апробированный, интересный, творческий подход в учебно-воспитательном процессе.   Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности.   Методы решения изобретательских задач : приёмы и алгоритмы, которые разработаны в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и др.

Что такое ТРИЗ ( теория решения изобретательских задач) ? « Только с помощью свободы можно подготовить к свободе, только с помощью сотрудничества можно подготовить к социальной гармонии и сотрудничеству… фр.педагог Селестен Френе Решение этого вопроса связано с основным содержанием и наполнением школьной жизни. ТРИЗ-педагогика – апробированный, интересный, творческий подход в учебно-воспитательном процессе. Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в разных сферах деятельности. Методы решения изобретательских задач : приёмы и алгоритмы, которые разработаны в рамках ТРИЗ, а также зарубежные методы – такие как «мозговой штурм», синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов, эмпатия и др.

«Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение, и не к лицу человеку становиться рабом, пусть даже и хорошо оплачиваемым.» Альтшуллер Генрих Саулович   Альтшуллер Генрих Саулович — автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст. В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

«Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение, и не к лицу человеку становиться рабом, пусть даже и хорошо оплачиваемым.»

Альтшуллер Генрих Саулович

 

Альтшуллер Генрих Саулович — автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.

В 1946—1948 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Основной постулат ТРИЗ-ТРТС: технические системы развиваются по определённым законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Созданию и совершенствованию ТРИЗ-ТРТС посвятил свою жизнь.

Первая публикация по ТРИЗ появилась в журнале «Вопросы психологии» в 1956 году.  Подход Г. Альтшуллера был таким: необходимо изучать не то, что происходит в голове изобретателя, а законы развития техники.  Следствием законов технической эволюции являются приёмы решения задач. Таких приёмов, как «принцип копирования» около 100.  Но приёмы – это только первый этаж ТРИЗ. Второй этаж взаимосвязан с решением нестандартных задач, где основным является этап анализа и развития полученного решения. Учителю нужно знать:

Первая публикация по ТРИЗ появилась в журнале «Вопросы психологии» в 1956 году. Подход Г. Альтшуллера был таким: необходимо изучать не то, что происходит в голове изобретателя, а законы развития техники. Следствием законов технической эволюции являются приёмы решения задач. Таких приёмов, как «принцип копирования» около 100. Но приёмы – это только первый этаж ТРИЗ. Второй этаж взаимосвязан с решением нестандартных задач, где основным является этап анализа и развития полученного решения.

Учителю нужно знать:

Чему учить? Основные функции и противоречия педагогики Педагогика- система мер, цель которой – подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе. -- Какое общество, какая жизнь, такая и педагогика. Изменяется жизнь, изменяется и педагогика.  Когда жизнь изменяется быстро – педагогика не успевает, педагоги растеряны . Основная функция педагогики Отображение культуры общества и передача реальной культуры подрастающему поколению Основное противоречие Противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельной личностью Выход Главное надо учить не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний («умению учиться»)

Чему учить? Основные функции и противоречия педагогики

  • Педагогика- система мер, цель которой – подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе.
  • -- Какое общество, какая жизнь, такая и педагогика. Изменяется жизнь, изменяется и педагогика.
  • Когда жизнь изменяется быстро – педагогика не успевает, педагоги растеряны .

Основная функция педагогики

Отображение культуры общества и передача реальной культуры подрастающему поколению

Основное противоречие

Противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно малой скоростью накопления знаний отдельной личностью

Выход

Главное надо учить не конкретным знаниям, а способам быстрого и эффективного усвоения знаний («умению учиться»)

Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ технологии ТРИЗ: изобразил все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. Каждая точка этой площади – новая задача.
  • Известный физик Лео Сцилард предложил простой образ технологии ТРИЗ: изобразил все знания человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. Каждая точка этой площади – новая задача.

Шар знаний человечества рос и дорос до научно-технической революции (НТР).

В результате количество новых задач, с которыми мы встречаемся, увеличилась настолько, что появилась необходимость в профессии «решателя». Ни физика, ни химика, ни техника и ни биолога, а человека, умеющего решать задачи (« РЕШАТЕЛЯ» ).

Мы не можем всех сделать гениями. Но мы можем вооружить многих сильными методами решения составных нестандартных задач. Вывод:  Образование опирается на передачу знаний,  часто устаревших ещё до того, как они  войдут в учебные программы.  Как успеть за наукой?  Возникает парадокс :  мы должны учить детей в мире,  который не знаем сами, в мире будущего .
  • Мы не можем всех сделать гениями. Но мы можем вооружить многих сильными методами решения составных нестандартных задач. Вывод:
  • Образование опирается на передачу знаний,

часто устаревших ещё до того, как они

войдут в учебные программы.

  • Как успеть за наукой?
  • Возникает парадокс :
  • мы должны учить детей в мире,
  • который не знаем сами, в мире будущего .

II функция педагогики

(появилась в результате НТР)

Подготовить обучающихся к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось встречаться раньше.

ТРИЗ включает в себя: 1. Механизм планомерного преобразования проблем  в образ будущего решения. 2. Механизм преодоления психологической инерции (ПИ),  который мешает поиску решений . 3. Широкий информационный фонд – конкретный опыт решения проблем . Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в её инструментальности и достаточной гарантированности формирования поисковых умений у обучающихся.
  • ТРИЗ включает в себя:
  • 1. Механизм планомерного преобразования проблем

в образ будущего решения.

  • 2. Механизм преодоления психологической инерции (ПИ),

который мешает поиску решений .

  • 3. Широкий информационный фонд – конкретный опыт решения проблем .
  • Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в её инструментальности и достаточной гарантированности формирования поисковых умений у обучающихся.

Учителю нужно знать:

ТРИЗ-технология : 1. Всегда ставит конкретные цели. 2. Держится на целях, которые можно проверить. Педагогические действия должны быть проверены. 3. Имеет алгоритм педагогического действия :  1 шаг, 2шаг, 3 шаг… - цель. 4. При использовании получаем один и тот же результат независимо от педагога, который пользуется этой технологией.
  • ТРИЗ-технология :
  • 1. Всегда ставит конкретные цели.
  • 2. Держится на целях, которые можно проверить. Педагогические действия должны быть проверены.
  • 3. Имеет алгоритм педагогического действия :

1 шаг, 2шаг, 3 шаг… - цель.

  • 4. При использовании получаем один и тот же результат независимо от педагога, который пользуется этой технологией.
ТРИЗ-технология _-- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения , навыки проектирования и исследования у обучающихся.

ТРИЗ-технология _-- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения , навыки проектирования и исследования у обучающихся.

новые знания добыть самостоятельно техника исследовательского поиска решения

новые знания

добыть самостоятельно

техника исследовательского поиска решения

Выделяем несколько типов творческих задач:

Выделяем несколько типов творческих задач:

  • Задача-открытие.
  • Задача-исследование.
  • Конструкторская задача.
  • Задача-прогноз.
  • Задача-изобретение.
  • Задача с дополнением условия.
  • Задача с недостаточными данными.
Не будет большим преувеличением сказать, что вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть взять ребенка из детсада, понравиться начальству, но не потерять контакт с сослуживцами, написать служебный проект. Решаем мы эти задачи с той или иной мерой успешности, за решением одной всегда встают следующие задачи, и часто они наваливаются целой гурьбой.

Не будет большим преувеличением сказать, что вся наша жизнь состоит из задач: больших и маленьких, грандиозных и обыденных, простых и сложных. Найти работу, помириться с другом, спланировать вечерний отдых с друзьями, но успеть взять ребенка из детсада, понравиться начальству, но не потерять контакт с сослуживцами, написать служебный проект. Решаем мы эти задачи с той или иной мерой успешности, за решением одной всегда встают следующие задачи, и часто они наваливаются целой гурьбой.

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зеленое и пищит - что это такое? Ответ: селедка! Почему на стене? А моя селедка - куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая? Моя селедка - как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил... Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое. Это - яркий пример задачи с недостаточным условием

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ

Помните известную детскую задачу-загадку: висит на стене, зеленое и пищит - что это такое? Ответ: селедка! Почему на стене? А моя селедка - куда хочу, туда и вешаю. Почему зеленая? Моя селедка - как хочу, так и крашу. Почему пищит? А я туда пищалку положил... Отдадим должное детскому юмору, но нас в данном случае интересует другое. Это - яркий пример задачи с недостаточным условием

Ёж в яблоках С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам? Мы называем такие вопросы открытыми или творческими задачами. И хотим научить такие задачи решать. Вся жизнь — открытая задача.  И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит  твоё настоящее и будущее.

Ёж в яблоках

С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несёт? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки.

Зачем они ежам?

Мы называем такие вопросы открытыми или творческими задачами. И хотим научить такие задачи решать.

Вся жизнь — открытая задача. И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит твоё настоящее и будущее.

Примеры, иллюстрирующие приёмы сочетания противоположностей в противоречиях признака  Задача 1. О трамвайном талончике Для проезда в автобусе или трамвае проездной талон компостируется, т.е. в нём пробиваются отверстия. При этом выбитые из билета бумажные кружочки засоряют салон транспортного средства. Как быть? Противоречие:   нужно вырезать кружочки в талоне, чтобы сделать отметку о проезде, и в то же время нельзя вырезать кружочки из билета, чтобы они не выпали из него и не засорили салон. Режущий инструмент должен быть острым, что прорезать отверстие и должен быть тупым, чтоб кружочки не выпадали. Разрешение:  часть инструмента острая, часть - тупая. Ответ:  При компостировании билета отверстия прорезаются не полностью. Оставшаяся неразрезанной часть бумаги удерживает

Примеры, иллюстрирующие приёмы сочетания противоположностей в противоречиях признака

Задача 1. О трамвайном талончике

Для проезда в автобусе или трамвае проездной талон компостируется, т.е. в нём пробиваются отверстия. При этом выбитые из билета бумажные кружочки засоряют салон транспортного средства. Как быть?

Противоречие:   нужно вырезать кружочки в талоне, чтобы сделать отметку о проезде, и в то же время нельзя вырезать кружочки из билета, чтобы они не выпали из него и не засорили салон.

Режущий инструмент должен быть острым, что прорезать отверстие и должен быть тупым, чтоб кружочки не выпадали.

Разрешение:  часть инструмента острая, часть - тупая.

Ответ:  При компостировании билета отверстия прорезаются не полностью. Оставшаяся неразрезанной часть бумаги удерживает

Задача 2. «Костюм гнома»  Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть? Противоречие:  одежда должна быть тёмной, чтобы быть заметным в солнечную погоду на фоне светлого полотна паруса, и она не должна быть тёмной, а должна быть светлой (белой), чтобы Васю заметили в пасмурную погоду на фоне хмурого неба, затянутого тучами… Разрешение:  часть одежды - светлая, часть - темная. Ответ:   Вася мог надеть чёрные штанишки и белую рубашку, тельняшку (она и белая и чёрная), костюм в полоску или клетку, комбинированную рубаху (половина белая, половина чёрная) и т.д.

Задача 2. «Костюм гнома»

Однажды гномик Вася отправился кататься на яхте. День был солнечный, Вася оделся в белый атласный костюм, обул белые ботиночки, а на голову надел белую панамку. Проплывая мимо селения, Вася увидал на берегу своих друзей. Но сколько он ни махал им ручками, Васю на фоне белого паруса так и не заметили. В следующий раз Вася решил надеть тёмный костюм, но в этот день погода испортилась, небо заволокли тучи. На их фоне Васю снова не было видно. Сел тогда Вася и задумался: как ему быть?

Противоречие:  одежда должна быть тёмной, чтобы быть заметным в солнечную погоду на фоне светлого полотна паруса, и она не должна быть тёмной, а должна быть светлой (белой), чтобы Васю заметили в пасмурную погоду на фоне хмурого неба, затянутого тучами…

Разрешение:  часть одежды - светлая, часть - темная.

Ответ:   Вася мог надеть чёрные штанишки и белую рубашку, тельняшку (она и белая и чёрная), костюм в полоску или клетку, комбинированную рубаху (половина белая, половина чёрная) и т.д.

ВО ВРЕМЕНИ (СНАЧАЛА

ВО ВРЕМЕНИ (СНАЧАЛА "ТАК", ПОТОМ "ИНАЧЕ")

Задача 3. «Дождь не помеха»

В порту грузили корабль. Мощный кран опускал поддоны с мешками в открытый проём судового трюма. Шёл сильный дождь, и вода попадала в трюм.  - Ну и погодка, - проворчал один из грузчиков. - Промок насквозь.  - Ничего не поделаешь, - сказал другой, - во время погрузки трюм не закроешь, крышу не поставишь…

Противоречие:  крыша должна быть, чтобы в трюм не попадала вода, и крыши не должно быть, чтобы грузы опускались в трюм беспрепятственно.

Разрешение:   когда груз опускается в трюм - крыши нет, в остальное время - есть. Крыша САМА убирается в момент прохождения груза.

Ответ:  крыша состоит из двух створок, изготовленных из плотной резины. Под механическим давлением створки раскрываются и пропускают груз. В свободном же состоянии плотно смыкаются

Творческие работы уч-ся : ЗАДАЧИ ДЛЯ ИГРЫ

Творческие работы уч-ся :

ЗАДАЧИ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК

1. Из-за её хитрости он остался ни с чем.

6. Оно загорелось из-за чьей - то глупости.

Либо вариант:

(К.Чуковский "Путаница")

Некто пострадал из-за собственной щедрости.

7. Он пострадал от её безответственности.

("Заюшкина избушка" - русская народная сказка)

("Гуси-лебеди" - русская народная сказка)

2.Глупость и самоуверенность его погубили.

Либо вариант:

Он много хвалился, за что и поплатился.

("Колобок" - русская народная сказка

8. Они пострадали из-за того, что в доме не было кота.

("Курочка Ряба" - русская народная сказка)

9. Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл.

(Ш.Перро "Золушка")

3. Он к ней пришёл, обманул и ушёл.

("Каша из топора" - русская народная сказка)

4. Он умирал, она спасала.

("Петушок и бобовое зёрнышко" - русская народная сказка)

10. Она пришла последней и всем помогла.

Либо вариант:

Их было шестеро, но выручила одна.

("Репка" - русская народная сказка

5. Его считали самым глупым,

Либо вариант:

Он оказался всех умней.

(Иванушка - Дурачок)

Творческие работы учащихся по составлению метафор и рифмованных загадок метафорического характера 1. Свет вселенной каждый вечер вливается в моё окно.  (Луна) 2. Звёзд совсем не было видно за чёрной пушистостью неба.   Серая тяжесть неба повисла над головой и грозила вот-вот расплакаться.  (Туча) 6.

Творческие работы учащихся по составлению метафор и рифмованных загадок метафорического характера

1. Свет вселенной каждый вечер вливается в моё окно.  (Луна)

2. Звёзд совсем не было видно

за чёрной пушистостью неба.  Серая тяжесть неба повисла над головой и грозила вот-вот расплакаться.  (Туча)

6. "Пушистая лёгкость в танце кружилась,  И нежно тихонечко в руку ложилась,  Мгновенье - и вот уже не видна…  В горячей ладошке исчезла она".  (Снежинка) 

3. Матовые жемчужины неба с грохотом сыпались на железную крышу.  (Град)

4. Живой вертолётик голубого простора промчался над водой и завис у жёлтой кувшинки.  (Стрекоза)

7. "Монетки небесные падают вниз,  Как будто богач где-то сверху повис  И дерзко метает искристость огней  На тех, кто укрыться не смог поскорей"  (Дождь.) 

5.Искрящийся бисер поднебесья рассыпался по прошлогодней листве  (Весенний дождик )

Творческие работы уч-ся: по составлению рифмовок ***   Жил - был синенький крючок,   Ловил бабочек в сачок,   Окунал их в майонез,   Напевая соль-диез,   Вот такой крючок-сморчок.   А.Евсюк

Творческие работы уч-ся: по составлению рифмовок

***  Жил - был синенький крючок,  Ловил бабочек в сачок,  Окунал их в майонез,  Напевая соль-диез,  Вот такой крючок-сморчок.  А.Евсюк

"Жил - был карапуз,  Был он толстый, как арбуз.  Толстел он и толстел,  Пока не похудел.  Вот так карапуз!"  Н.Гоголева

***  "Что было бы, если бы жили мы в Африке?  Тогда б мы не знали, что такое шарфики,  Не знали бы ни холода, ни снега, ни беды  И… засохли б без воды.  Вот было бы что, если б жили мы в Африке"  Г.Золотарь

***  "Жил-был бегемот,  Разевал огромный рот.  Он лакал бы молоко,  И в болоте б жил легко.  Только жаль, что молока,  Не дают ему пока".  В.Сироткин.

Для обучающихся в начальной школе При организации решения исследовательских задач в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические  особенности детей младшего школьного возраста.

Для обучающихся в начальной школе

При организации решения исследовательских задач в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Отрицательные стороны ТРИЗ-технологии :
  • Отрицательные стороны ТРИЗ-технологии :

Г.С.Альтшуллер проводил такую аналогию:

экскаватором копать быстрее, чем лопатой. При этом, чтобы копать экскаватором, необходимо учиться, что-то в него вкладывать. Огромные земельные участки легче будет копать экскаватором, но не всегда он необходим. Где-то можно обойтись и лопатой.

В чём ТРИЗ плоха? Эта система сложна для обучения в полном объёме. Поэтому школьников знакомят только с основами ТРИЗ , а не со всей теорией.

Сохранить у себя:
Презентация " Теория решения изобретательских задач"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки