![Подготовка к ВПР по русскому языку в 6 классе (тренировочный вариант 1) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Шахтёрская СШ №19» Овчинникова Л.В .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_0.jpg)
Подготовка к ВПР по русскому языку в 6 классе (тренировочный вариант 1)
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Шахтёрская СШ №19» Овчинникова Л.В .
![От педагога зависит, чем станет сердце ребенка – нежным цветком или засушенной корой. В.А.Сухомлинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_1.jpg)
От педагога зависит, чем станет сердце ребенка –
нежным цветком или засушенной корой.
В.А.Сухомлинский
![Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Л.Н.Толстой](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_2.jpg)
Призвание учителя
есть призвание высокое и благородное.
Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот,
у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко
и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л.Н.Толстой
![1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Текст 1 В (северо)в..сточной част.. нашего леса есть (не)большая реч..ка. Вокруг неё ран..ше была болот..стая (2) мес..ность. Теперь в сухую п..году можно наблюдать, как на речк.. работают б..бры. Это уд..вительные животные! Вроде бы обыкнове(н,нн)ые грызуны но какие сильные! Лет..м они едят водные соч..ные р..стения, а на зиму пр..пасают (3) ветки берёзы ольхи или осины. Они подгрызают зубами пр..брежные д..ревья и вал..т их в воду. (4) Б..бры с р..ждения знают, что делать. Плавать их тоже (н..)кто (не)учит. Семьи б..бров ж..вут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они стро..т из веток и глины проч..ные хатки. Эти хатки всегда выше ур..вня воды, но вход в такое жилищ.. находит..ся под водой. (По С. Горевой)](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_3.jpg)
1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
- Текст 1
- В (северо)в..сточной част.. нашего леса есть (не)большая реч..ка. Вокруг неё ран..ше была болот..стая (2) мес..ность. Теперь в сухую п..году можно наблюдать, как на речк.. работают б..бры. Это уд..вительные животные! Вроде бы обыкнове(н,нн)ые грызуны но какие сильные! Лет..м они едят водные соч..ные р..стения, а на зиму пр..пасают (3) ветки берёзы ольхи или осины. Они подгрызают зубами пр..брежные д..ревья и вал..т их в воду. (4)
- Б..бры с р..ждения знают, что делать. Плавать их тоже (н..)кто (не)учит. Семьи б..бров ж..вут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они стро..т из веток и глины проч..ные хатки. Эти хатки всегда выше ур..вня воды, но вход в такое жилищ.. находит..ся под водой.
- (По С. Горевой)
![Правильный ответ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_4.jpg)
Правильный ответ
- В северо-восточной части нашего леса есть небольшая речка. Вокруг неё раньше была болотистая (2) местность. Теперь в сухую погоду можно наблюдать, как на речке работают бобры. Это удивительные животные! Вроде бы обыкновенные грызуны, но какие сильные! Летом они едят водные сочные растения, а на зиму припасают (3) ветки берёзы, ольхи или осины. Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду. (4)
- Бобры с рождения знают, что делать. Плавать их тоже никто не учит. Семьи бобров живут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они строят из веток и глины прочные хатки. Эти хатки всегда выше уровня воды, но вход в такое жилище находится под водой.
- (По С. Горевой)
![2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательные разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_5.jpg)
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательные разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
![Правильный ответ Морфемный и словообразовательные разборы слова Морфологический разбор слова припасают (3) 1.Припасают (что делают?) – глагол, н. ф. – припасать. 2.Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., мн. ч. 3.В предложении является сказуемым.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_6.jpg)
Правильный ответ
Морфемный и словообразовательные разборы слова
Морфологический разбор слова
припасают (3)
1.Припасают (что делают?) – глагол, н. ф. – припасать.
2.Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., мн. ч.
3.В предложении является сказуемым.
![Правильный ответ Синтаксический разбор предложения Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду. (4) Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) подгрызают (и) валят (однородные сказуемые, выражены глаголами). Второстепенные члены предложения: (подгрызают) зубами – дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство); (подгрызают) деревья – дополнение, выражено именем существительным; (деревья) прибрежные – определение, выражено именем прилагательным; (валят) их – дополнение, выражено местоимением; (валят) в воду – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_7.jpg)
Правильный ответ
- Синтаксический разбор предложения
Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) подгрызают (и) валят
(однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (подгрызают) зубами – дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство); (подгрызают) деревья – дополнение, выражено именем существительным; (деревья) прибрежные – определение, выражено именем прилагательным; (валят) их – дополнение, выражено местоимением; (валят) в воду – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом.
![3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4. Поставьте знак ударения в следующих словах. Щавель, (она) начала, красивее, шарфы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_8.jpg)
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Щавель, (она) начала, красивее, шарфы.
![Правильный ответ 3. Плавать В с лове 7 букв и 6 звуков, так как буква ь не обозначает звука. 4. Щaвe´ль, (oнa) нaчaлa´ , кpacu´ вee, шa´ pфы .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_9.jpg)
Правильный ответ
3.
Плавать
В с лове 7 букв и 6 звуков, так как буква ь не обозначает звука.
4.
Щaвe´ль, (oнa) нaчaлa´ , кpacu´ вee, шa´ pфы .
![5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей. 6. Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова(слов). 1)с обоими друзьями; 2) весёлое какаду; 3)самый жаркий день; 4)мой выбор более удачнее.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_10.jpg)
5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей.
6. Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в
образовании формы слова. Запишите
правильный вариант формы слова(слов).
1)с обоими друзьями;
2) весёлое какаду;
3)самый жаркий день;
4)мой выбор более удачнее.
![Правильный ответ предл. мест. сущ. сущ. глаг. предл. 5 . На каждом дереве ребята повесили по числ. сущ. предл. прилаг. сущ. два скворечника для птичьих семей. 6. Весёлый какаду, мой выбор более удачный. ИЛИ Весёлый какаду, мой выбор удачнее.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_11.jpg)
Правильный ответ
предл. мест. сущ. сущ. глаг. предл.
5 . На каждом дереве ребята повесили по
числ. сущ. предл. прилаг. сущ.
два скворечника для птичьих семей.
6.
Весёлый какаду, мой выбор более удачный.
ИЛИ Весёлый какаду, мой выбор удачнее.
![7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали выбор . 1) Вчера подул резкий ветер. 2)Глубокие и чистые под деревьями сугробы. 3)Июль макушка лета. 4)Живуч оказался дед Щукарь.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_12.jpg)
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали выбор .
1) Вчера подул резкий ветер.
2)Глубокие и чистые под деревьями сугробы.
3)Июль макушка лета.
4)Живуч оказался дед Щукарь.
![Правильный ответ В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в Им. п. ИЛИ сущ., им.п. сущ., им.п. Июль − макушка лета . 7. Июль – макушка лета.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_13.jpg)
Правильный ответ
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в Им. п.
ИЛИ
сущ., им.п. сущ., им.п.
Июль − макушка лета .
7. Июль – макушка лета.
![8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1) Наш сосед вырастил огромную тыкву принёс её в дом и угостил всех. 2)На уроке истории мы вспоминаем подвиги наших солдат и чтим память о них. 3)На клумбе расцвели розы и они заполнили красками весь двор. 4)Постарайтесь друзья не ссориться ни с кем и не ругаться.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_14.jpg)
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Наш сосед вырастил огромную тыкву принёс её в дом и угостил всех.
- 2)На уроке истории мы вспоминаем подвиги наших солдат и чтим память о них.
3)На клумбе расцвели розы и они заполнили красками весь двор.
4)Постарайтесь друзья не ссориться ни с кем и не ругаться.
![Правильный ответ 8. Постарайтесь, друзья, не ссориться ни с кем и не ругаться. Это предложение с обращением.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_15.jpg)
Правильный ответ
- 8.
Постарайтесь, друзья, не ссориться ни с кем и не ругаться.
Это предложение с обращением.
![Прочитайте текст и выполните задания 9-14 Текст 2](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_16.jpg)
Прочитайте текст и выполните задания 9-14
Текст 2
- (1)Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. (2)Никаких пальцев для счёта хватить не могло! (3)А ведь в счёте времени ошибаться нельзя. (4)Прошедший день исчезает, и его не вернёшь, не присоединишь к другим.
- (5)Но древние люди додумались: можно каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. (6)Так началась первая на земле запись прожитых дней. (7)Только делали её не пером, а топором. (8)Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. (9)Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. (10)Получалась отметка месяца, а из месяцев складывался год.
- (11)Интересно, что на Руси зарубками на палках – вроде робинзоновского календаря – пользовались для счёта каких-нибудь двести лет назад. (12)Только на них «записывали» не дни, а по́дати, налоги и долги. (13)Большинство крестьян в те времена было неграмотным. (14)Поэтому, когда приходилось платить по́дать или обро́к, крестьянин, чтобы не забыть, делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. (15)Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки: одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов. (16)Так простая палочка с зарубками не только помогала считать, но и служила документом – квитанцией или распиской. (17)А некоторые народы, например, индейцы в Северной Америке, вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке. (18)Таким оригинальным способом люди постепенно научились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» большие числа. (19)И приноровились считать не только предметы, но и такие отвлечённые понятия, как дни или действия.
- (По И. Депману)
![9. Определите и запишите основную мысль текста. 10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_17.jpg)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
![Правильный ответ 9.Зарубки на палке в древности, а также узлы на шнуре или верёвке − оригинальные и удобные способы счёта отвлечённых понятий и записи больших чисел. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке. 10 . План. 1.Как считать дни. 2.Первая запись прожитых дней. 3.Первые квитанции или расписки.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_18.jpg)
Правильный ответ
9.Зарубки на палке в древности, а также узлы на шнуре или верёвке − оригинальные и удобные способы счёта отвлечённых понятий и записи больших чисел.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
10 . План.
1.Как считать дни.
2.Первая запись прожитых дней.
3.Первые квитанции или расписки.
![11. В чём, по мнению автора текста, заключается удобство такого счёта, как зарубки на палке? 12. Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_19.jpg)
11. В чём, по мнению автора текста, заключается удобство такого счёта, как зарубки на палке?
12. Определите и запишите лексическое
значение слова «считать» из предложения 1.
Подберите и запишите предложение, в
котором данное многозначное слово
употреблялось бы в другом значении.
![Правильный ответ 11. Палочки с зарубками для счёта можно было носить с собой в качестве напоминания или документа, их могли сделать топором и использовать даже неграмотные люди. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_20.jpg)
Правильный ответ
- 11.
Палочки с зарубками для счёта можно было носить с собой в качестве напоминания или документа, их могли сделать топором и использовать даже неграмотные люди.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
![Правильный ответ 12.Считать – определять количество или последовательность чего-либо. Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова. Долгое время нашего соседа все считали чудаком и фантазёром. Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_21.jpg)
Правильный ответ
12.Считать – определять количество или последовательность чего-либо.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.
Долгое время нашего соседа все считали чудаком и фантазёром.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
![13. Определите стилистическую окраску слова «приноровились» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14. Объясните значение фразеологизма «витать в облаках», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_22.jpg)
13. Определите стилистическую окраску
слова «приноровились» из предложения 19,
запишите. Подберите и запишите синоним
(синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма
«витать в облаках», запишите.
Используя не менее двух предложений,
опишите ситуацию, в которой будет уместно
употребление этого фразеологизма.
Включите фразеологизм в одно из
предложений.
![Правильный ответ 13.Приноровились – разговорное. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов : Приноровились – приспособились, изловчились. Может быть подобран другой синоним.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_23.jpg)
Правильный ответ
13.Приноровились – разговорное.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов :
Приноровились – приспособились, изловчились.
Может быть подобран другой синоним.
![Правильный ответ 14. Витать в облаках – находиться в мечтательном состоянии, фантазировать, не замечать происходящего вокруг. На концерте звучала музыка. Очарованные мелодией, многие слушатели витали в облаках.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_24.jpg)
Правильный ответ
- 14. Витать в облаках – находиться в мечтательном состоянии, фантазировать, не замечать происходящего вокруг.
На концерте звучала музыка. Очарованные мелодией, многие слушатели витали в облаках.
- Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
![Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться… В.А. Сухомлинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_25.jpg)
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться… В.А. Сухомлинский
![Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. К.Д. Ушинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_26.jpg)
Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями.
К.Д. Ушинский
![Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_27.jpg)
Только тот сможет стать настоящим учителем, кто никогда не забывает,
что он и сам был ребенком.
В. А. Сухомлинский
«Сердце отдаю детям»
![«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_28.jpg)
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский
![Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А.Дистервег](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_29.jpg)
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель. А.Дистервег
![БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2024/02/11/i_65c92e781cfb5/img_phpPAApHi__--_06.02.2024_30.jpg)
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ