![ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПроектнОЙ деятельностИ - реализациЯ ФГОС Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда . ( китайская пословица ) Попкова Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания, МОУ Кротковская ОШ Сенгилеевский район, Ульяновская область](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_0.jpg)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПроектнОЙ деятельностИ - реализациЯ ФГОС
Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда .
( китайская пословица )
Попкова Наталья Юрьевна,
учитель истории и обществознания,
МОУ Кротковская ОШ
Сенгилеевский район, Ульяновская область
![Что понимается под словом «проект»? - разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства - предварительный текст какого-либо документа - замысел, план - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_1.jpg)
Что понимается под словом «проект»?
- разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства - предварительный текст какого-либо документа - замысел, план - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета.
![«Проектирование» в образовательном процессе](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_2.jpg)
«Проектирование» в образовательном процессе
- Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
- Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
![Классификация проектов По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп: - Практико-ориентированный ; - Исследовательский; - Информационный; - Творческий; - Ролевой.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_3.jpg)
Классификация проектов
- По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп:
- Практико-ориентированный ; - Исследовательский; - Информационный; - Творческий; - Ролевой.
![Классификация проектов Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой , обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты подразумевают: - деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; - наличие этапов, характерных для любой научной работы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_4.jpg)
Классификация проектов
- Практико-ориентированный проект.
Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
- Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой , обсуждение полученных результатов.
Исследовательские проекты подразумевают:
- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;
- наличие этапов, характерных для любой научной работы.
![Классификация проектов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_5.jpg)
Классификация проектов
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Технология метода творческих проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества – одно из основных направлений социализации личности.
![Классификация проектов](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_6.jpg)
Классификация проектов
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте , явлении с целью её анализа , обобщения и представления для широкой аудитории. Информационные проекты нацелены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
- Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Структура ролевых проектов только намечается. Для них характерно конструирование гипотетической игровой ситуации. Ролевые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
![Классификация проектов по содержанию:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_7.jpg)
Классификация проектов по содержанию:
- Монопредметные (выплняются на материале конкретного предмета)
- Межпредметные ( интегрируются смежная тематика нескольких предметов
- Надпредметные ( выполняются на основе изучения сведений, которые не входят в школьную программу)
![Классификация проектов по включению в учебные планы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_8.jpg)
Классификация проектов по включению в учебные планы
- Текущие ( самообразование )
- Итоговые( по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определённого учебного материала )
![Классификация проектов по продолжительности выполнения](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_9.jpg)
Классификация проектов по продолжительности выполнения
- Мини – проекты ( несколько недель )
- Средней продолжительности ( несколько месяцев)
- Долгосрочные ( в течение года )
![Классификация проектов по количеству учащихся](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_10.jpg)
Классификация проектов по количеству учащихся
- Индивидуальные
- Групповые
- Индивидуальные
![Основными целями проектной деятельности являются: ♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления ♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. ♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. ♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения ♦ формирование компетентностей](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_11.jpg)
Основными целями проектной деятельности являются:
♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления
♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.
♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения
♦ формирование компетентностей
![Задачи:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_12.jpg)
Задачи:
- формировать критическое и творческое мышление учащихся, умение работать с информацией;
- способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;
- развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира;
- учить работать в группе.
![Ведущие признаки в проектной технологии:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_13.jpg)
Ведущие признаки в проектной технологии:
- Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.
- Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – ученика и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
![Цели моей работы:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_14.jpg)
Цели моей работы:
- организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
- формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности
- воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
![Структура учебного проекта Проект — это «пять «П»»: Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование (планирование деятель нести). Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт (изготовление, оформление продукта). Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ). Шестое «П» проекта — его Портфолио , то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_15.jpg)
Структура учебного проекта
Проект — это «пять «П»»:
- Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
- Проектирование (планирование деятель нести).
- Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
- Продукт (изготовление, оформление продукта).
- Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио , то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
![В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам села ( размещён на сайте школы ). Работа шла по трем направлениям:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_16.jpg)
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:
- Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам села ( размещён на сайте школы ).
Работа шла по трем направлениям:
- определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам села;
- социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего села;
- историческое просвещение детей и родителей.
![В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Творческие мини-проекты Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 9 класс).Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. Продукт: рекламный буклет. Темы: «Куликовская битва» (история, 6 класс), «12 подвигов Геракла» ( история, 5 класс ). Проект «Создание диафильма» .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_17.jpg)
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:
- Творческие мини-проекты
Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 9 класс).Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. Продукт: рекламный буклет.
Темы: «Куликовская битва» (история, 6 класс), «12 подвигов Геракла» ( история, 5 класс ). Проект «Создание диафильма» .
- В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
- Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
- Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
- Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
![В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Информационные проекты - Публикации в СМИ (газета «Волжские зори») об истории родного края; - Размещение в сети Интернет ( сайт школы ) информации о жизни школы( праздники, предметные недели и т.п. ).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_18.jpg)
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:
- Информационные проекты
- Публикации в СМИ (газета «Волжские зори») об истории родного края;
- Размещение в сети Интернет ( сайт школы ) информации о жизни школы( праздники, предметные недели и т.п. ).
![В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Воспитательный проект ( КТД ). Общешкольные мероприятия, посвященные Дням воинской славы. Пример. «Великая Отечественная война в песне». Продукт: концерт к Дню Победы с показом слайдов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_19.jpg)
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:
- Воспитательный проект ( КТД ).
Общешкольные мероприятия, посвященные Дням воинской славы.
Пример. «Великая Отечественная война в песне».
Продукт: концерт к Дню Победы с показом слайдов.
![В последнее время ребята выбирают следующие продукты проектной деятельности:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_20.jpg)
В последнее время ребята выбирают следующие продукты проектной деятельности:
- Презентации
- Ролевые игры
- Макеты
- Заочные экскурсии
- Рекламные проспекты
![Виды уроков, предполагающие выполнение учащимися учебного исследования или его элементов:](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_21.jpg)
Виды уроков, предполагающие выполнение учащимися учебного исследования или его элементов:
- Мною разработаны и апробированы:
- Урок – путешествие
- Урок – соревнование
- Урок – устный журнал
- Урок – рассказ
- Урок – лаборатория
- Урок – творческий отчёт и др.
![Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_22.jpg)
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию
- электронное учебное пособие; рукописный учебник истории;
- исторический журнал; сочинение, законопроект;
- ролевая игра;
- письмо в…; статья; информационный листок
- мультимедийный продукт;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- Сценарий, праздник; костюм;
- видеофильм; видеоклип;
- социальная реклама;
- стенгазета;
- разработанный маршрут экскурсии;
- театрализация;
- справочник; буклет
- флэш – объект ( например, открытка к Дню защитника Отечества )
![Критерии оценивания учебного проекта: постановка цели, планирование путей ее достижения постановка и обоснование проблемы проекта глубина раскрытия темы разнообразие источников информации соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта анализ хода работы, выводы и перспективы соответствие требованиям оформления письменной части проекта качество проведения презентации качество проектного продукта](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_23.jpg)
Критерии оценивания учебного проекта:
- постановка цели, планирование путей ее достижения
- постановка и обоснование проблемы проекта
- глубина раскрытия темы
- разнообразие источников информации
- соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
- анализ хода работы, выводы и перспективы
- соответствие требованиям оформления письменной части проекта
- качество проведения презентации
- качество проектного продукта
![Роль учителя](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_24.jpg)
Роль учителя
- Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом.
- Он:
- - консультирует
- - мотивирует
- - помогает
- - наблюдает
- Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
![Роль ученика Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право: - не участвовать ни в одном из текущих проектов; - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект. - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_25.jpg)
Роль ученика
- Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.
Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из текущих проектов;
- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект.
- выбирает (принимает решения).
Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности.
Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
- - оценивает.
![Предполагаемый результат](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_26.jpg)
Предполагаемый результат
- Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций. Качества: Самостоятельность; Инициативность; Целеполагание; Креативность.
![Предполагаемые результаты](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_27.jpg)
Предполагаемые результаты
- Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности: Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами); Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль; Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности4 Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
![Планируемые результаты](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_28.jpg)
Планируемые результаты
- . В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация). Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность). Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других). Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты). Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
![Выводы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_29.jpg)
Выводы
- - проектная методика в совместимости с применением групповых форм работы способствует полноценному развитию личности учащегося и помогает его самореализации;
- - проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся обществоведческим дисциплинам, благодаря её широким интегративным возможностям, активному применению ИКТ;
![Выводы](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2023/02/22/i_63f5ad9c727ba/img_php9z6IPC_30.jpg)
Выводы
- применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития;
- - способствует развитию сотрудничества между учащимися и педагогом, а в итоге ведёт к успешному профессиональному и социальному самоопределению учащихся.