Презентация "Основные виды проектной деятельности - реализация ФГОС"

Материал по теме подготовлен для учителей ОУ, выступление на педагогическом совете.

Содержимое разработки

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПроектнОЙ деятельностИ - реализациЯ ФГОС Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это,  и это станет моим навсегда .  ( китайская пословица )  Попкова Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания,  МОУ Кротковская ОШ Сенгилеевский район, Ульяновская область

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПроектнОЙ деятельностИ - реализациЯ ФГОС

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это,

и это станет моим навсегда .

( китайская пословица )

Попкова Наталья Юрьевна,

учитель истории и обществознания,

МОУ Кротковская ОШ

Сенгилеевский район, Ульяновская область

Что понимается под словом «проект»?  -  разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства   - предварительный текст какого-либо документа   - замысел, план   - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета. 

Что понимается под словом «проект»?

-  разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства  - предварительный текст какого-либо документа  - замысел, план  - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета. 

«Проектирование» в образовательном процессе

«Проектирование» в образовательном процессе

  • Метод проектов  — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности.
  • Учебный проект  — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.
Классификация проектов По доминирующей  деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп:  - Практико-ориентированный ; - Исследовательский; - Информационный; - Творческий; - Ролевой.

Классификация проектов

  • По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп:

- Практико-ориентированный ; - Исследовательский; - Информационный; - Творческий; - Ролевой.

Классификация проектов Практико-ориентированный проект. Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Исследовательский проект  - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает  обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой , обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты подразумевают:  - деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;  - наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Классификация проектов

  • Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.

  • Исследовательский проект - по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой , обсуждение полученных результатов.

Исследовательские проекты подразумевают:

- деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

- наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Классификация проектов

Классификация проектов

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Технология метода творческих проектов направлена на интеллектуальное развитие личности ученика, на формирование его критического и творческого мышления. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т.д., все это потребуется им в жизни, т.к. работа в малых группах сотрудничества – одно из основных направлений социализации личности.
Классификация проектов

Классификация проектов

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте , явлении с целью её анализа , обобщения и представления для широкой аудитории. Информационные проекты нацелены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.
  • Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Структура ролевых проектов только намечается. Для них характерно конструирование гипотетической игровой ситуации. Ролевые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
Классификация проектов по содержанию:

Классификация проектов по содержанию:

  • Монопредметные (выплняются на материале конкретного предмета)
  • Межпредметные ( интегрируются смежная тематика нескольких предметов
  • Надпредметные ( выполняются на основе изучения сведений, которые не входят в школьную программу)
Классификация проектов по включению в учебные планы

Классификация проектов по включению в учебные планы

  • Текущие ( самообразование )
  • Итоговые( по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определённого учебного материала )
Классификация проектов по продолжительности выполнения

Классификация проектов по продолжительности выполнения

  • Мини – проекты ( несколько недель )
  • Средней продолжительности ( несколько месяцев)
  • Долгосрочные ( в течение года )
Классификация проектов по количеству учащихся

Классификация проектов по количеству учащихся

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Индивидуальные
Основными целями проектной деятельности являются: ♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления ♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний. ♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы. ♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. ♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач. ♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям. ♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя. ♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения ♦ формирование компетентностей

Основными целями проектной деятельности являются:

♦ формирование навыков проектной деятельности, проектного мышления

♦ стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

♦ включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

♦ самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

♦ развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

♦ развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

♦ развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

♦ развитие исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения

♦ формирование компетентностей

Задачи:

Задачи:

  • формировать критическое и творческое мышление учащихся, умение работать с информацией;
  • способствовать овладению основными ключевыми компетенциями;
  • развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира;
  • учить работать в группе.
Ведущие признаки в проектной технологии:

Ведущие признаки в проектной технологии:

  • Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.
  • Характер взаимодействия двух субъектов проектной деятельности – ученика и учителя – принципиально иной, чем при традиционном обучении.
Цели моей работы:

Цели моей работы:

  • организация учебно–воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности.
  • формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности
  • воспитание социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Структура учебного проекта  Проект  — это «пять «П»»: Проблема  (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения). Проектирование  (планирование деятель нести). Поиск информации  (сбор, систематизация, структурирование информации). Продукт  (изготовление, оформление продукта). Презентация  (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).  Шестое «П» проекта  — его  Портфолио , то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Структура учебного проекта

Проект  — это «пять «П»»:

  • Проблема  (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  • Проектирование  (планирование деятель нести).
  • Поиск информации  (сбор, систематизация, структурирование информации).
  • Продукт  (изготовление, оформление продукта).
  • Презентация  (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта  — его  Портфолио , то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Пример.  Социальный проект «Малая родина в сердце России».  В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам села ( размещён на сайте школы ). Работа шла по трем направлениям:

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • Пример.  Социальный проект «Малая родина в сердце России».  В процессе данного проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам села ( размещён на сайте школы ).

Работа шла по трем направлениям:

  • определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам села;
  • социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к проблеме сохранения памятников на территории нашего села;
  • историческое просвещение детей и родителей.
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Творческие мини-проекты   Пример.  Тема «Семья в современном обществе»  (обществознание, 9 класс).Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. Продукт: рекламный буклет. Темы: «Куликовская битва»  (история, 6 класс), «12 подвигов Геракла» ( история, 5 класс ).  Проект «Создание диафильма» .

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • Творческие мини-проекты  

Пример.  Тема «Семья в современном обществе»  (обществознание, 9 класс).Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. Продукт: рекламный буклет.

Темы: «Куликовская битва»  (история, 6 класс), «12 подвигов Геракла» ( история, 5 класс ).  Проект «Создание диафильма» .

  • В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».
  • Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».
  • Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.
  • Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.
В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Информационные проекты - Публикации в СМИ (газета «Волжские зори») об истории родного края; - Размещение в сети Интернет ( сайт школы ) информации о жизни школы( праздники, предметные недели и т.п. ).

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • Информационные проекты

- Публикации в СМИ (газета «Волжские зори») об истории родного края;

- Размещение в сети Интернет ( сайт школы ) информации о жизни школы( праздники, предметные недели и т.п. ).

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов: Воспитательный проект ( КТД ). Общешкольные мероприятия, посвященные Дням воинской славы. Пример. «Великая Отечественная война в песне». Продукт: концерт к Дню Победы с показом слайдов.

В своей работе наиболее часто использую следующие виды проектов:

  • Воспитательный проект ( КТД ).

Общешкольные мероприятия, посвященные Дням воинской славы.

Пример. «Великая Отечественная война в песне».

Продукт: концерт к Дню Победы с показом слайдов.

В последнее время ребята выбирают следующие продукты проектной деятельности:

В последнее время ребята выбирают следующие продукты проектной деятельности:

  • Презентации
  • Ролевые игры
  • Макеты
  • Заочные экскурсии
  • Рекламные проспекты
Виды уроков, предполагающие выполнение учащимися учебного исследования или его элементов:

Виды уроков, предполагающие выполнение учащимися учебного исследования или его элементов:

  • Мною разработаны и апробированы:
  • Урок – путешествие
  • Урок – соревнование
  • Урок – устный журнал
  • Урок – рассказ
  • Урок – лаборатория
  • Урок – творческий отчёт и др.
Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

  • электронное учебное пособие; рукописный учебник истории;
  • исторический журнал; сочинение, законопроект;
  • ролевая игра;
  • письмо в…; статья; информационный листок
  • мультимедийный продукт;
  • сравнительно-сопоставительный анализ;
  • Сценарий, праздник; костюм;
  • видеофильм; видеоклип;
  • социальная реклама;
  • стенгазета;
  • разработанный маршрут экскурсии;
  • театрализация;
  • справочник; буклет
  • флэш – объект ( например, открытка к Дню защитника Отечества )
Критерии оценивания учебного проекта: постановка цели, планирование путей ее достижения постановка и обоснование проблемы проекта глубина раскрытия темы разнообразие источников информации соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта анализ хода работы, выводы и перспективы соответствие требованиям оформления письменной части проекта качество проведения презентации качество проектного продукта

Критерии оценивания учебного проекта:

  • постановка цели, планирование путей ее достижения
  • постановка и обоснование проблемы проекта
  • глубина раскрытия темы
  • разнообразие источников информации
  • соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
  • анализ хода работы, выводы и перспективы
  • соответствие требованиям оформления письменной части проекта
  • качество проведения презентации
  • качество проектного продукта

Роль учителя

Роль учителя

  • Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом.
  • Он:
  • - консультирует
  • - мотивирует
  • - помогает
  • - наблюдает
  • Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом.
  •  
Роль ученика  Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.  Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право:  - не участвовать ни в одном из текущих проектов;  - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект.  - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности.  Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

Роль ученика

  • Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.

Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях; - в любой момент могут начать новый проект.

- выбирает (принимает решения).

Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности.

Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми.
  • - оценивает.
Предполагаемый результат

Предполагаемый результат

  • Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений, компетенций. Качества:  Самостоятельность;  Инициативность;  Целеполагание;  Креативность.
Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты

  • Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:  Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);  Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);  Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль;  Умения и навыки, связанные с осуществлением всех видов речевой деятельности4  Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).
Планируемые результаты

Планируемые результаты

  • . В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:  Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).  Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).  Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).  Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).  Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).
Выводы

Выводы

  • - проектная методика в совместимости с применением групповых форм работы способствует полноценному развитию личности учащегося и помогает его самореализации;
  • - проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся обществоведческим дисциплинам, благодаря её широким интегративным возможностям, активному применению ИКТ;
Выводы

Выводы

  • применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития;
  • - способствует развитию сотрудничества между учащимися и педагогом, а в итоге ведёт к успешному профессиональному и социальному самоопределению учащихся.
Сохранить у себя:
Презентация "Основные виды проектной деятельности - реализация ФГОС"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки