Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Стили речи"

Презентация к уроку русского языка "Стили речи" по требованиям ФГОС с применение технологии позиционного обучения

Содержимое разработки

Стили речи Урок развития речи в 6 классе

Стили речи

Урок развития речи в 6 классе

Цели урока: углубить представление о стилях речи, закрепить умение распознавать по признакам стили речи

Цели урока:

углубить представление о стилях речи,

закрепить умение распознавать по признакам стили речи

1. «Курочка Ряба» в научном стиле Существовали на планете Земля два человека, относящиеся к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду Человек (Homo), виду Человек разумный (Homo sapiens) – дед и баба. И была у них куриная самка отряда птиц по имени Ряба. По каким-то странным стечениям обстоятельств снесла Ряба клетку овальной формы в скорлупе, оболочке из драгоценного металла желтого цвета, ковкого, инертного на воздухе, твердого и прочного, находящегося в I группе периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, атомный номер которого 79, а атомная масса 196,9665. И вот Homo sapiens дед попытался разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но не смог этого сделать, так как золото – твердый и прочный металл. Homo sapiens баба также попыталась разбить клетку овальной формы в скорлупе, оболочке , но и в этот раз клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

не претерпела значительного физического изменения. Представитель семейства млекопитающих отряда грызунов мышь, жившая на территории деда и бабы незаконно - без прописки, давно разыскиваемая полицией нравов деда и бабы, бежала по зоне питания Homo sapiens - по столу. По необъяснимой случайности на столе оказалась клетка овальной формы в скорлупе, оболочке

. Мышь, в свою очередь, убегающая от представителей власти, смахнула своим обособленным подвижным задним отделом тела золотой запас деда и бабы. Клетка овальной формы в скорлупе, оболочке упала и разбилась. Вследствие этого дед и баба стали издавать звуки, называемые рыданиями. Но курица привела Homo sapiens в адекватное состояние данным ею обещанием. Наука поражена появлением на свет говорящей курицы, несущей золотые и простые клетки овальной формы в скорлупе, оболочке

вперемежку.

 

2 Жили себе дед да баба, Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил, бил – Не разбил. Баба била-била – Не разбила. Мышка бежала, Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, Не золотое – простое».

 

  • О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном?
  • Как говорится – одинаково или по-разному?
  • Где может быть использовано каждое высказывание?

Прочитайте и сравните тексты

Речевая ситуация:  Где? С кем? С какой целью?

Речевая ситуация: Где? С кем? С какой целью?

Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ , то есть от  речевой ситуации С кем говорим? Где? С какой целью? общение В неофициальной обстановке Со многими людьми сообщение С одним человеком В официальной обстановке воздействие

Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ , то есть от речевой ситуации

С кем говорим?

Где?

С какой целью?

общение

В неофициальной обстановке

Со многими людьми

сообщение

С одним человеком

В официальной обстановке

воздействие

Стили речи

Стили речи

Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка?  Сгруппируйте примеры официальная обстановка неофициальная обстановка На дне рождения у друга На работе В школе на уроке В музее дома На прогулке в парке В магазине В гостях На экзамене В больнице

Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка? Сгруппируйте примеры

официальная обстановка

неофициальная обстановка

На дне рождения у друга

На работе

В школе на уроке

В музее

дома

На прогулке в парке

В магазине

В гостях

На экзамене

В больнице

Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ? общение сообщение воздействие Делать замечание нарушителю дисциплины Делиться впечатлениями о кинофильме с товарищами здороваться Отвечать урок Делать доклад Приглашать ребят на экскурсию Объяснять задачу однокласснику Обсуждать маршрут похода Рассказывать сказку

Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ?

общение

сообщение

воздействие

Делать замечание нарушителю дисциплины

Делиться впечатлениями

о кинофильме с товарищами

здороваться

Отвечать урок

Делать доклад

Приглашать ребят на экскурсию

Объяснять задачу однокласснику

Обсуждать маршрут похода

Рассказывать сказку

Речь разговорная книжная Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях

Речь

разговорная

книжная

Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке

Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях

Стили  Р.С. С кем ? Где ? Зачем ? разговорный книжные 1-1 Н.о. Цель-общение Научный 1-много О.о Цель-сообщение Художественный 1—много О.о Цель-создать образ, воздествовать

Стили

Р.С. С кем ? Где ? Зачем ?

разговорный

книжные

1-1

Н.о.

Цель-общение

Научный

1-много

О.о

Цель-сообщение

Художественный

1—много

О.о

Цель-создать образ,

воздествовать

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся

ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи (Даль "Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”)

Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Ну и ветер свищет, ну и пурга.  Загрустила что- то баба Яга.  Затушила свечку, забралась на печку,  помело под ухо и сопит старуха,  будто нос у ней не нос, а насос.     Утром к ней Кощей Бессмертный приходил,  злато, серебро на лавке разложил:  - Сыгранём, в картишки или шахматишки?  Но Яга Кощея вытолкала в шею:  - Ты чего пристал Кощей, как репей?     А намедни Змей Горыныч зазывал.  Чуть трёхглавый телефон не оборвал.  Всё шептал на ушко:  -Прилетай, подружка!  Еле отбрыкалась, ступа вон сломалась.  Неохота к Змею ей, хоть убей!     Ей бы к Лешему весёлому сгонять,  чай с малиновым вареньем похлебать,  А потом, на санки, рощи, да полянки,  соснячки, дубравы:  - Покатай, кудрявый!  Но не скинуть ног с печи, хоть кричи.     Ну и ветер свищет, ну и пурга,  -Заболела что ли, Баба Яга?

Ну и ветер свищет, ну и пурга. Загрустила что- то баба Яга. Затушила свечку, забралась на печку, помело под ухо и сопит старуха, будто нос у ней не нос, а насос.   Утром к ней Кощей Бессмертный приходил, злато, серебро на лавке разложил: - Сыгранём, в картишки или шахматишки? Но Яга Кощея вытолкала в шею: - Ты чего пристал Кощей, как репей?   А намедни Змей Горыныч зазывал. Чуть трёхглавый телефон не оборвал. Всё шептал на ушко: -Прилетай, подружка! Еле отбрыкалась, ступа вон сломалась. Неохота к Змею ей, хоть убей!   Ей бы к Лешему весёлому сгонять, чай с малиновым вареньем похлебать, А потом, на санки, рощи, да полянки, соснячки, дубравы: - Покатай, кудрявый! Но не скинуть ног с печи, хоть кричи.   Ну и ветер свищет, ну и пурга, -Заболела что ли, Баба Яга?

Лес утонул в дремучих сугробах.Вместе со снегом налетели в лес невиданные существа . Странные белые фигуры, неподвижные, незнакомые , расселись по пням и сучкам. У белой реки грустит о братце невеселая Аленушка.Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке.А там и вовсе непонятный зверек.Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом.

Лес утонул в дремучих сугробах.Вместе со снегом налетели в лес невиданные существа . Странные белые фигуры, неподвижные, незнакомые , расселись по пням и сучкам. У белой реки грустит о братце невеселая Аленушка.Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке.А там и вовсе непонятный зверек.Но сделай шаг в сторону, и обернется зверек сучком, запорошенным снегом.

Подведение итогов урока.   - Что нового узнали?  -Все ли было понятно?  -Какие трудности испытали?  -Какой этап( вид работы)урока особенно запомнился?  - Ваши пожелания.

Подведение итогов урока. - Что нового узнали? -Все ли было понятно? -Какие трудности испытали? -Какой этап( вид работы)урока особенно запомнился? - Ваши пожелания.

Домашнее задание:  1. Создать свою сказку

Домашнее задание: 1. Создать свою сказку "Курочка Ряба" в художественном стиле- в виде стихотворения. 2. Создать свою сказку "Курочка Ряба" в научном стиле- в виде кластера.

Сохранить у себя:
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Стили речи"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки