Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне". Урок позволяет формировать умение распознавать в корне слова парные по звонкости-глухости звуки, требующие проверки, подбирать проверочные слова, правильно писать слова с данной орфограммой. При работе с упражнениями дети учатся анализировать, обобщать и делать выводы. Подобранный материал для урока способствует воспитанию бережного отношения к природе, а так же вырабатывает привычку ведения здорового образа жизни.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс

Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

Цель: формировать умения опознавать в корне слова парные по глухости-звонкости согласные, требующие проверки, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.

Задачи: 1. Формировать умение подбирать проверочные слова, определять орфограмму.

2. Развивать речь, внимание, память учащихся; умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать привычку вести ЗОЖ

Оборудование: карточки со словами, карточки с изображениями птиц



Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Вы на парты посмотрите,

Все в порядок приведите

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

  1. Актуализация знаний.

На доске записаны слова:

м.рской, гр.бной, с.дить, в.зить, к.рмить.

- Вставьте пропущенную букву и объясните свой выбор.

(Дети называют пропущенную букву, подбирают проверочное слово, выделяют корень.)

- Расскажите, как проверить безударный гласный в корне слова?

  1. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Расскажи мне, милый друг,

Что зимой лежит вокруг,

На деревьях и домах,

На дорогах и лугах? (Снег)

- Назовите орфограмму в слове-отгадке.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

  1. Работа по теме урока.

  1. - Давайте вспомним, какие вы знаете парные согласные звуки по глухости-звонкости.(дети называют пары)

  2. Работа с учебником

Упр. 208 (с. 111)

- Прочитайте текст.

- Слова с какими орфограммами встретились в тексте?

- Как проверить слова с безударными гласными?

- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.

- Как проверить слова с парными согласными звуками?

- Запишите слова с пропущенными буквами и выделите орфограмму. Сначала будете писать проверочное слово, затем слово, которое проверяем. (выполняем по цепочке).

- Какое еще задание нужно выполнить? (разобрать 2 слова по составу: разбирают самостоятельно по вариантам, затем проверяем с доски)

3) Словарная работа.

- Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Пороша)

Показываю слайд

- Кто сможет объяснить его лексическое значение? (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега)

- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, запомните написание этого слова.

- Составьте с новым словарным словом словосочетания.(устно)(белая пороша, снежная пороша, легкая пороша)

5. Физкультминутка.

На болоте две лягушки,

Две зеленые квакушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Влево, вправо наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

- Ребята, чему учит нас эта физкультминутка? (Соблюдать гигиену и заниматься спортом)

- А для чего это нужно? (Чтобы быть здоровыми)

4) Работа по учебнику.

С.112 Упр. 210

- Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (на конце слышим одинаковый звук)

- Как узнать, какой буквой нужно обозначить этот звук на письме? (подобрать проверочное слово)

- Посмотрите на образец и объясните, как проверили слово пояс? (Изменили форму слова или подобрали однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гдасный звук).

- Объясните, как проверить слово глаз?

Выполните письменное задание к упражнению по образцу. 1 ряд – 2 столбик, 2 ряд – 3 столбик, 3 ряд – 4 столбик. Парный согласный звук подчеркните.

(Проверка)

- Сделайте вывод: как проверить парный согласный звук в корне слова?

- Прочитаем сведения о языке.

- Совпал ли наш вывод с правилом?

- Что узнали нового из правила? (при проверке после парного согласного может стоять не только гласный звук, но и звуки{н},{ м},{ л},{ р},{ в})

- Приведите свои примеры слов на это правило.

5. Рефлексия.

1.)- Посмотрите на изображения птиц.(На доске картинки с названиями птиц)

- К какой группе птиц их можно отнести?(зимующие)

- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?

- Чем можно их покормить?

- Найдите среди названий птиц, слова с парным согласным по глухости-звонкости в корне (чиж, дрозд, голубь). Запишите эти слова в тетрадь столбиком.

- подберите к этим словам проверочные слова, используя, где это возможно, оба способа проверки, выделите орфограмму.

- Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Звук и буква могут не совпадать)

- Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых после согласного стоит гласный звук)

2.) Игра «Кто внимательнее?»

На слайде запись: снег-снега, мороз-морозко, ёж-ёжик, медведь- медведко.

Дети выполняли задание: подбирали проверочные слова. Верно ли они его выполнили?

- Исправьте ошибку.

6. Итог урока

- С какой орфограммой сегодня работали?

- Как проверить парный согласный звук в корне?

- За работу на уроке я ставлю оценку следующим ученикам…

Домашнее задание.

С.112 правило выучить, упр.211 – проверочные слова записать в скобках.





















Сохранить у себя:
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки