Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс
Тема: Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне.
Цель: формировать умения опознавать в корне слова парные по глухости-звонкости согласные, требующие проверки, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Задачи: 1. Формировать умение подбирать проверочные слова, определять орфограмму.
2. Развивать речь, внимание, память учащихся; умение анализировать и обобщать.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, вырабатывать привычку вести ЗОЖ
Оборудование: карточки со словами, карточки с изображениями птиц
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите,
Все в порядок приведите
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.
Актуализация знаний.
На доске записаны слова:
м.рской, гр.бной, с.дить, в.зить, к.рмить.
- Вставьте пропущенную букву и объясните свой выбор.
(Дети называют пропущенную букву, подбирают проверочное слово, выделяют корень.)
- Расскажите, как проверить безударный гласный в корне слова?
Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Расскажи мне, милый друг,
Что зимой лежит вокруг,
На деревьях и домах,
На дорогах и лугах? (Снег)
- Назовите орфограмму в слове-отгадке.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Работа по теме урока.
- Давайте вспомним, какие вы знаете парные согласные звуки по глухости-звонкости.(дети называют пары)
Работа с учебником
Упр. 208 (с. 111)
- Прочитайте текст.
- Слова с какими орфограммами встретились в тексте?
- Как проверить слова с безударными гласными?
- Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками?
- Запишите слова с пропущенными буквами и выделите орфограмму. Сначала будете писать проверочное слово, затем слово, которое проверяем. (выполняем по цепочке).
- Какое еще задание нужно выполнить? (разобрать 2 слова по составу: разбирают самостоятельно по вариантам, затем проверяем с доски)
3) Словарная работа.
- Какое новое словарное слово встретилось в тексте? (Пороша)
Показываю слайд
- Кто сможет объяснить его лексическое значение? (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега)
- Запишите слово в тетрадь, обозначьте орфограмму, запомните написание этого слова.
- Составьте с новым словарным словом словосочетания.(устно)(белая пороша, снежная пороша, легкая пороша)
5. Физкультминутка.
На болоте две лягушки,
Две зеленые квакушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Влево, вправо наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
- Ребята, чему учит нас эта физкультминутка? (Соблюдать гигиену и заниматься спортом)
- А для чего это нужно? (Чтобы быть здоровыми)
4) Работа по учебнику.
С.112 Упр. 210
- Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (на конце слышим одинаковый звук)
- Как узнать, какой буквой нужно обозначить этот звук на письме? (подобрать проверочное слово)
- Посмотрите на образец и объясните, как проверили слово пояс? (Изменили форму слова или подобрали однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гдасный звук).
- Объясните, как проверить слово глаз?
Выполните письменное задание к упражнению по образцу. 1 ряд – 2 столбик, 2 ряд – 3 столбик, 3 ряд – 4 столбик. Парный согласный звук подчеркните.
(Проверка)
- Сделайте вывод: как проверить парный согласный звук в корне слова?
- Прочитаем сведения о языке.
- Совпал ли наш вывод с правилом?
- Что узнали нового из правила? (при проверке после парного согласного может стоять не только гласный звук, но и звуки{н},{ м},{ л},{ р},{ в})
- Приведите свои примеры слов на это правило.
5. Рефлексия.
1.)- Посмотрите на изображения птиц.(На доске картинки с названиями птиц)
- К какой группе птиц их можно отнести?(зимующие)
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
- Чем можно их покормить?
- Найдите среди названий птиц, слова с парным согласным по глухости-звонкости в корне (чиж, дрозд, голубь). Запишите эти слова в тетрадь столбиком.
- подберите к этим словам проверочные слова, используя, где это возможно, оба способа проверки, выделите орфограмму.
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Звук и буква могут не совпадать)
- Какие слова называются проверочными? ( Слова, в которых после согласного стоит гласный звук)
2.) Игра «Кто внимательнее?»
На слайде запись: снег-снега, мороз-морозко, ёж-ёжик, медведь- медведко.
Дети выполняли задание: подбирали проверочные слова. Верно ли они его выполнили?
- Исправьте ошибку.
6. Итог урока
- С какой орфограммой сегодня работали?
- Как проверить парный согласный звук в корне?
- За работу на уроке я ставлю оценку следующим ученикам…
Домашнее задание.
С.112 правило выучить, упр.211 – проверочные слова записать в скобках.