Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево»
«ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
2-ГО СКЛОНЕНИЯ»
(4 класс)
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Ермекеево Тазиева Айгуль Фаузановна
Ермекеево
2018
Урок.
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
2-ГО СКЛОНЕНИЯ
Ход урока:
Организационный момент.
Введение в тему урока.
- Назовите одним словом:
а) человек, управляющий оркестром /дирижёр/
б) тот, кто едет верхом /всадник/
в) тот, кто беседует с кем-нибудь /собеседник/
г) человек, борющийся за что-либо /борец/
д) тот, кто работает вместе с кем-нибудь /сотрудник/
-Какой частью речи являются слова, которые вы мне назвали? Что ещё мы можем сказать об этих существительных? (относятся ко 2 скл.)
3. Сообщение темы урока.
Чистописание.
- Запишите, продолжив закономерность.
Лл а Лл б
- Запишите пословицу, объясните её значение, подчеркните орфограммы, опре –делите склонение существительных и падеж.
Минута час бережёт.
Словарно-орфографическая работа.
Игра «Чей ряд быстрее».
зап_д в_гон м_газин
ул_ца косм_навт ра__каз
р_сунок м_рковь т_лефон
а_тобус инж_нер т_атр
в_сток автом_биль к_лендарь
к_лограмм сев_р адр_с
б_гаж д_кабрь т_традь
мес_ц кап_тан во_зал
- Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.
Работа по теме урока.
а) Упражнение «Кто быстрее определит падеж» ( карточка №1).
- Повернитесь друг к другу и по очереди перечислите падежи и падежные
вопросы.
- А теперь положите перед собой листочки с заданием № 1.
- Вы должны будете определить падеж существительного и, закончив задание,
перевернуть листочек и встать.
б) Упражнение «Собери в корзинку».
- Сколько склонений у существительных? В тетради напишите названия для трёх столбиков: 1скл., 2скл., 3 скл.
-Повернитесь друг к другу и назовите склонения и существительные, которые к ним относятся.
Задание: разложить урожай по корзинам. По какому принципу будем раскла-
дывать?
На доске слова: репа, картофель, перец, редис, капуста, лук, малина, клюква, яблоко, рябина.
Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.
в) Упражнение «Не ошибись».
Задание: записать в 3-й столбик только существительные 3 склонения.
Учитель диктует слова: автомобиль, лошадь, конь, пень, жизнь, тетрадь, ноль, степь, день, лень.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У медведя дом большой,
А у зайца – маленький.
Наш медведь пошёл домой,
А за ним и заинька.
Мы зверяток провожаем,
И урок наш продолжаем.
- Назовите мне существительные 2 скл., которые встретились вам в нашей физкультминутке.
г) Упражнение «Допиши окончание» (карточка № 2).
- Какие окончания вызывают трудность для написания? (безударные)
- Как мы должны поступить, если окончание безударное?
1. определить склонение, 2. узнать его падеж , 3. вспомнить окончание для
данного склонения и падежа или вместо существительного с безудар –
ным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.
Итог урока.
- Над чем мы сегодня работали на уроке? Назовите окончания сущ. 2 скл.
7. Домашнее задание.
8. Дополнительное время.
Упражнение «Найди лишнее слово».
Улыбка, юноша, болезнь, природа.
Награда, крыло, боец, упрямство.
Радость, болото, дедушка, описание.
Степь, зелень, посёлок, горсть.
Ладонь, ладошка, площадь, пыль.
Карточки с заданиями.
Ф.И._________________
Карточка № 1. 1 вариант.
| Ф.И._________________
Карточка № 1. 2 вариант. |
В шкафу, по дороге, к машине,
на солнце, к сестре, под осиной,
за лесом, у окна, про слона, через
лес, с книгой.
|
Под осиной, за лесом, в шкафу,
по дороге, с книгой, к машине,
через лес, на солнце, к сестре,
у окна, про слона,. |
Ф.И._________________
Карточка № 2. 1 вариант.
| Ф.И._________________
Карточка № 2. 2 вариант. |
За забор__, в дом__, на стул__,
под дерев__, с ветр__, на автобус__,
во двор__, за страус__, в холод__ ,
на мороз___.
|
с С ветр__, в дом__, в холод__,
за забор__, на автобус__, во двор__,
на стул__, за страус__, под дерев__.
в пенал__. |
Источники материалов:
С.В. Иванов Русский язык. Программа, планирование, контроль.. 1—4 классы. М: ветана-Граф,2013.
Учебные пособия
1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
2. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., исправл. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).
Методические пособия
Комментарии к урокам. 4класс. Русский язык.
Сборник диктантов и самостоятельных работ . 1-4 классы. Русский язык. Канакина В.П. , Щёголева В.П.