Урок русского языка в 5 классе
ПРАВОПИСАНИЕ
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Иванова Татьяна Сергеевна
Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка Самарской области
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Не с глаголами.
Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с глаголами;
помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с глаголами;
формирование положительной мотивации изучения родного языка, развивать интерес к слову.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Задачи:
1) обучающие:
- выучить и научиться применять правило;
-повторить и углубить знания по теме глагол;
2) развивающие:
- развивать познавательную активность на уроке;
- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;
3) воспитательные:
- формирование самостоятельности.
Методы и приемы использования ИКТ:
- Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
- Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о глаголе, о его правописании и орфограммах.
II. Проверка домашнего задания
- Было ли что-то вам непонятно при выполнении домашнего упражнения? (Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)
III. Проверка пройденного материала.
- Давайте обобщим наши знания о глаголе. Расскажите о глаголе, используя опорные слова:
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .
2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .
3. Глаголы изменяются по …
По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем - по … 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .
Не забудьте привести примеры.
- Для чего нам нужно знать правило? (Для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи)
- А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.
1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.
2)Ночь, Прилечь, дочь.
3)Рисуешь, тушь, рожь.
4)Недоумение, ненависть, Негодовать.
5)Не хочу, не могу, Недомогаю.
(Самопроверка зелёной ручкой. Проверяем задание, объясняем орфограммы.)
IV. Объяснение нового материала.
- У нас появилась какая-то странная табличка.
(Дети читают на слайде правила)
срывайте цветы! ломайте ветки деревьев! ловите бабочек и других насекомых! уничтожайте пауков, лягушек и жаб! разоряйте гнезда птиц! берите лесных животных домой! |
- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает? (Здесь везде надо добавить не!)
- Вы совершенно правы!
не | срывайте цветы! ломайте ветки деревьев! ловите бабочек и других насекомых! уничтожайте пауков, лягушек и жаб! разоряйте гнезда птиц! берите лесных животных домой! |
-Какую орфограмму вы видите? (НЕ с глаголами.)
- Как напишите не с глаголами? (Раздельно.)
- Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?
- У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.
На слайде появляется предложение: «(Не)сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же».
- Спишите это предложение, раскройте скобки.
- Как вы написали не с глаголом? (Раздельно.)
- Так над чем нам нужно сегодня поработать? Сформулируйте тему урока. (НЕ с глаголами.)
- Итак, в ваши тетради запишите тему нашего урока: «НЕ с глаголами».
Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению:
Не цвести цветам поздней осенью.
Или отдельному слову:
Семеро одного не ждут.
- Какие задачи мы должны сегодня решить? (выучить правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения, уметь применять это правило; отработать правописание слов - исключений)
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
НЕ с глаголами пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
- Посмотрите на стихотворение. Как пишутся глаголы с частицей не? (Раздельно)
- Как вы думаете, почему с глаголами ненавидел и негодовал частица не пишется слитно?
Если дети не догадаются, подвести их к ответу:
- Уберите не, прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?
- Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? (В толковом словаре.)
- Давайте посмотрим значение некоторых слов.
Толковый словарь.
Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.
Негодовать — это значит выражать неудовольствие.
Неистовствовать — это значит злиться, беситься.
Неволить — это значит заставлять, не считаясь с желанием другого.
Неймёт – не схватывает, не берёт.
Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.
- Кстати, слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотрет
Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).
Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
- Обратитесь к лингвистической статье. Изучите её и выпишите глаголы, которые без НЕ не употребляются.
Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы. Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ. Например: Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица) Кто кого обидит, тот того и ненавидит. (Пословица) Плохо можется, коли нездоровится. (Пословица) Видит око, да зуб неймёт. (Пословица) Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются. (М.Салтыков-Щедрин) Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов) Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко) Отец… стал сильно недомогать. (М.Салтыков-Щедрин) Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.) Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. (Николай II) |
- Какие слова вы выписали?
Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).
- По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви».
Грамматическая сказка «Сила любви»
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)
- Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.
Неприятель взял город в осаду.
Не приятели это были, а враги.
- Чем является не в первом предложении и чем – во втором? ( Приставкой, частицей).
- Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?
( Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)
V. Тренировочные упражнения.
- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. Приложите усилия при выполнении следующего задания:
(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здоровиться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.
- Что можно сделать с этими глаголами? (Записать в два столбика, раскрывая скобки.)
- Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. У каждого на столе лежит нетбук. В разделе орфографический экзамен откройте упражнение 90. (Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника».
- Все справились с заданием. Отложите свои нетбуки. Они нам понадобятся четь позже. Теперь работаем в группах.
Работа в группах.
- Я вам приготовила пословицы, но чтобы их прочесть, нам необходимо поработать реставраторами. Что делают реставраторы? (Реставрируют, восстанавливают предметы искусства.)
- Слова какой части речи мы должны восстановить? (Глаголы)
- Работая в группах, восстановите пословицы.
Не стыдно (не) ……, стыдно (не) ……. Кто (не) …….спрашивать, узнает многое. (Не)……. «гоп», пока (не) ……... |
- О чём первая и вторая пословицы? Как вы их понимаете? (если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать. А если он не стремится узнать, то таким и останется, то есть будет мало знать и понимать.)
- А пословицу «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» используют, когда человек что-то делает и хвалится: «Я лучше всех сделаю то-то...», а потом получается, что он не справился с заданием.
- С красной строки, через запятую, выпишите глаголы с частицей не. Помните, как она пишется.
- Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не?
Физкультминутка
- А теперь слушайте меня и выполняйте движения вслед за мной!
Вы не можете не встать, (встали)
И никто не будет спать. (поморгали)
Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили)
И ни шороха, ни стука. (к другому уху)
Вы не можете не повернуться (повернулись)
И друг к другу стать лицом.
Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись)
И не подразните языком (приставить палец к губам)
Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются)
Нет ни шепота. Лишь тишина.
Вы не можете стоять. (сели)
И нельзя ни спеть, ни закричать,
И не закроете вы уши,
Чтоб меня совсем не слушать.
- Продолжаем работу.
- А сейчас закрепим полученные знания. Нужно раскрыть скобки. (Выполняется по цепочке.)
(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал.
- Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).
Алгоритм «Не с глаголами»
- Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.
1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?
Да Нет
↓ ↓
Пиши раздельно пиши Слитно
(не буду, не могу, не хочу) (ненавидеть, негодовать)
VI. Закрепление изученного материала.
- Сейчас проведём словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.
Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.
Вывод: как справились, кому надо подучить правило.
- У нас есть еще одно задание для самостоятельной работы на нетбуках. В разделе орфографический экзамен упражнение 164. Здесь задание усложняется. Кроме изучаемой орфограммы нужно вспомнить еще и другие.
- Перед вами лежат листочки, в которых есть упражнения на закрепление сегодняшней темы. Посмотрите на первое упражнение.
1 упражнение.
Подумай, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Впиши её в пословицы. В скобках запиши, о чём пословицы: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии. ( показано на доске)
Кто сегодня …обманет, тому завтра …поверят.(----------------------------------)
Кто труда … боится, того лень …сторонится. (------------------------------------)
Конь вырвется …воротишь, слово вырвется …догонишь. (--------------------)
За двумя зайцами …погонишься, ни одного… поймаешь. (--------------------)
- Какое из этих качеств положительное? ( трудолюбие). Ещё какие положительные качества характера вы знаете? Есть такое качество, как ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ. Добросовестно ли вы выполняете правила поведения в школе? А какие правила существуют в школе? Назовите их, употребляя глаголы с частицей НЕ.
- А как их можно обобщить? (НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.)
2 упражнение. (самостоятельно)
Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ.
1. Не вешать голову – не унывать.
2. Сидеть сложа руки- -------------------------------------------------------
3. Не смыкать глаз- -----------------------------------------------------------
4. Пропустить мимо ушей- -------------------------------------------------
5. Не повышать голос- ------------------------------------------------------
3 упражнение. (самостоятельно)
Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не
употребляются без частицы НЕ.
Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» - ---------------------------------- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» - ----------------------------- капитан. « -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю -------------------------------------------» - пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
- А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга.
VIII. Итог урока:
- О какой части речи говорили на уроке?
- Какие новые сведения о глаголе вы получили?
- Как пишется частица НЕ с глаголом?
IX. Домашнее задание.
- Выучить правило – не с глаголами;
- упражнение 615 или 617 (на выбор);
- подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).
X. Выставление оценок.
- Молодцы! Работали сегодня очень хорошо. Оценки за урок:
- Напутствие: «Ребята! Надо дружить с грамматикой. Учить правила, и если не лениться, можно всему научиться». УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!
Используемая литература:
1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г.
2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская
М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г.
3. Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника»
4. http://www.testsoch.com
5. http://ucoz.ru
6. http://ped-kopilka.ru
7. http://www.uchportal.ru