Правописание НЕ с глаголами

Задачи:

1) обучающие:

- выучить и научиться применять правило;

-повторить и углубить знания по теме глагол;

2) развивающие:

- развивать познавательную активность на уроке;

- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

3) воспитательные:

- формирование самостоятельности.

Методы и приемы использования ИКТ:

- Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

- Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

Содержимое разработки










Урок русского языка в 5 классе

ПРАВОПИСАНИЕ

НЕ С ГЛАГОЛАМИ







Иванова Татьяна Сергеевна


Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» с. Большая Черниговка Самарской области


Учитель русского языка и литературы







Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Не с глаголами.

Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с глаголами;

помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания не с глаголами;

формирование положительной мотивации изучения родного языка, развивать интерес к слову.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Задачи:

1) обучающие:

- выучить и научиться применять правило;

-повторить и углубить знания по теме глагол;

2) развивающие:

- развивать познавательную активность на уроке;

- формировать орфографическую и пунктуационную грамотность;

3) воспитательные:

- формирование самостоятельности.

Методы и приемы использования ИКТ:

- Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

- Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.





Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

- Ребята, сегодня мы с вами продолжаем разговор о глаголе, о его правописании и орфограммах.

II. Проверка домашнего задания

- Было ли что-то вам непонятно при выполнении домашнего упражнения? (Если вопросов нет, то продолжаем работу с классом)

III. Проверка пройденного материала.

- Давайте обобщим наши знания о глаголе. Расскажите о глаголе, используя опорные слова:

1. Глагол - это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

2. Под словами «действие предмета» мы понимаем действия, которые обозначают … .

3. Глаголы изменяются по …

По лицам и числам глаголы изменяются в … времени, а в прошедшем - по … 4.В предложении глагол бывает … и образует с подлежащим … .

Не забудьте привести примеры.

- Для чего нам нужно знать правило? (Для того, чтобы уметь отличать глагол от других частей речи)

- А сейчас, чтобы вспомнить правописание глаголов, мы с вами поиграем. Игра эта орфографическая и называется «Третий лишний». Вы должны в ряду слов найти лишнее по какому-либо признаку и записать его в тетрадь.

1)Удивляться, сомневаться, Поднимается.

2)Ночь, Прилечь, дочь.

3)Рисуешь, тушь, рожь.

4)Недоумение, ненависть, Негодовать.

5)Не хочу, не могу, Недомогаю.

(Самопроверка зелёной ручкой. Проверяем задание, объясняем орфограммы.)

IV. Объяснение нового материала.

- У нас появилась какая-то странная табличка.

(Дети читают на слайде правила)

срывайте цветы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

- Ребята, а вы согласны с этими правилами, или, может быть, в них чего-то недостает? (Здесь везде надо добавить не!)

- Вы совершенно правы!

не

срывайте цветы!

ломайте ветки деревьев!

ловите бабочек и других насекомых!

уничтожайте пауков, лягушек и жаб!

разоряйте гнезда птиц!

берите лесных животных домой!

-Какую орфограмму вы видите? (НЕ с глаголами.)

- Как напишите не с глаголами? (Раздельно.)

- Как вы относитесь к людям, которые нарушают эти правила?

- У меня тоже негативное отношения к людям, наносящим вред природе. Но ведь природа может ответить на человеческие злодеяния.

На слайде появляется предложение: «(Не)сдобровать людям, уничтожающим природу: она ответит им тем же».

- Спишите это предложение, раскройте скобки.

- Как вы написали не с глаголом? (Раздельно.)

- Так над чем нам нужно сегодня поработать? Сформулируйте тему урока. (НЕ с глаголами.)

- Итак, в ваши тетради запишите тему нашего урока: «НЕ с глаголами».

Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению:

Не цвести цветам поздней осенью.

Или отдельному слову:

Семеро одного не ждут.

- Какие задачи мы должны сегодня решить? (выучить правило написания НЕ с глаголами, глаголы-исключения, уметь применять это правило; отработать правописание слов - исключений)

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

НЕ с глаголами пиши раздельно.

Например: не ходил, не знал.

Только помни об исключениях:

Ненавидел, негодовал.

- Посмотрите на стихотворение. Как пишутся глаголы с частицей не? (Раздельно)

- Как вы думаете, почему с глаголами ненавидел и негодовал частица не пишется слитно?

Если дети не догадаются, подвести их к ответу:

- Уберите не, прочитайте оставшееся слово. Что оно обозначает?

- Все ли слова вам понятны? Где мы можем посмотреть лексическое значение слов? (В толковом словаре.)

- Давайте посмотрим значение некоторых слов.

Толковый словарь.

Недоумевать — это значит сомневаться, удивляться.

Негодовать — это значит выражать неудовольствие.

Неистовствовать — это значит злиться, беситься.

Неволить — это значит заставлять, не считаясь с жела­нием другого.

Неймёт – не схватывает, не берёт.

Недомогать – чувствовать себя плохо, болеть.

- Кстати, слова, к которым присоединилось Не, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» - позволять, быть довольным, «навидеть» - охотно смотрет

Давайте посмотрим, что говорится в учебнике по нашей теме (стр.231, п.107).

Прочитайте правило про себя. Обратите внимание на обозначение орфограммы.

- Обратитесь к лингвистической статье. Изучите её и выпишите глаголы, которые без НЕ не употребляются.

Слитное или раздельное написание частицы НЕ с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

 Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например:

Потчевать велено, а неволить грех. (Пословица)

Кто кого обидит, тот того и ненавидит. (Пословица)

Плохо можется, коли нездоровится. (Пословица)

Видит око, да зуб неймёт. (Пословица)

Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются. (М.Салтыков-Щедрин)

Невзлюбил он своего земляка смолоду за удачливость (В.Попов)

Сестры в госпитале часто менялись. Главврач недолюбливал женский персонал. ( А.Лебеденко)

Отец… стал сильно недомогать. (М.Салтыков-Щедрин)

Она сама втайне недоумевала и дивилась, каким образом она попала сюда. (А.Тургенев.)

Буря положительно неистовствовала весь день; по улицам снег, сдуваемый с крыш, так и носило столбом. (Николай II)

- Какие слова вы выписали?

Что нового увидели в этом правиле? (Что есть глаголы, которые с не пишутся слитно).

- По этому поводу я прочитаю вам Грамматическую сказку, которая называется «Сила любви».

Грамматическая сказка «Сила любви»

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».

Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину)

- Для того чтобы выяснить, почему же в некоторых случаях частица не пишется слитно с глаголами, мы решим лингвистическую задачу. Сопоставьте (устно) примеры.

Неприятель взял город в осаду.

Не приятели это были, а враги.

- Чем является не в первом предложении и чем – во втором? ( Приставкой, частицей).

- Чем же будет Не в словах Ненавидеть, негодовать, недоумевать?

( Не является частью корня. Без неё эти слова не употребляются. Не в таких словах пишется слитно. Правописание этих слов нужно запоминать.)

V. Тренировочные упражнения.

- Чтобы выращивать цветы, строить дома или получать в школе хорошие отметки, нужно приложить много усилий. Приложите усилия при выполнении следующего задания:

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)здоровиться,  (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать, (не)поздороваться, (не)сочувствовать, (не)знать.

- Что можно сделать с этими глаголами? (Записать в два столбика, раскрывая скобки.)

- Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно. У каждого на столе лежит нетбук. В разделе орфографический экзамен откройте упражнение 90. (Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника».

- Все справились с заданием. Отложите свои нетбуки. Они нам понадобятся четь позже. Теперь работаем в группах.

Работа в группах.

- Я вам приготовила пословицы, но чтобы их прочесть, нам необходимо поработать реставраторами. Что делают реставраторы? (Реставрируют, восстанавливают предметы искусства.)

- Слова какой части речи мы должны восстановить? (Глаголы)

- Работая в группах, восстановите пословицы.

Не стыдно (не) ……, стыдно (не) …….

Кто (не) …….спрашивать, узнает многое.

(Не)……. «гоп», пока (не) ……...





- О чём первая и вторая пословицы? Как вы их понимаете? (если человек что-то хочет узнать или чего-то не зна­ет, это не стыдно, главное, чтобы было желание учить­ся, узнавать. А если он не стремится узнать, то таким и оста­нется, то есть будет мало знать и понимать.)

- А пословицу «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь» используют, когда человек что-то делает и хвалится: «Я лучше всех сделаю то-то...», а потом получается, что он не справился с заданием.

- С красной строки, через запятую, выпишите глаголы с частицей не. Помните, как она пишется.

- Какие глаголы вы выписали? Как написали частицу не?

Физкультминутка

- А теперь слушайте меня и выполняйте движения вслед за мной!

Вы не можете не встать, (встали)

И никто не будет спать. (поморгали)

Не услышим мы не звука, (к уху руку приставили)

И ни шороха, ни стука. (к другому уху)

Вы не можете не повернуться (повернулись)

И друг к другу стать лицом.

Вы не можете не улыбнуться (улыбнулись)

И не подразните языком (приставить палец к губам)

Нет ни одного здесь хмурого лица? (оглядываются)

Нет ни шепота. Лишь тишина.

Вы не можете стоять. (сели)

И нельзя ни спеть, ни закричать,

И не закроете вы уши,

Чтоб меня совсем не слушать.

- Продолжаем работу.

- А сейчас закрепим полученные знания. Нужно раскрыть скобки. (Выполняется по цепочке.)

(Не) учавствовал в игре, (не) находил ответа, (не) навидел предателей, больному опять (не) здоровилось, (не) любил шумных компаний, неприятель (не) годовал, (не) был давно в гостях, учитель (не) доумевал, (не) нуждался в помощи, (не) взлюбить падчерицу, (не) мог уехать, знакомый (не) здоровается, ураган (не) истовствовал.

- Чтобы лучше запомнить правописание глаголов, которые с не пишутся слитно, выполним упражнение в учебнике (с.232, упр.614).

Алгоритм «Не с глаголами»

- Обобщим всё сказанное о правописании Не с глаголами в виде алгоритма.

1)Посмотри, употребляется ли глагол без Не?

Да Нет

↓ ↓

Пиши раздельно пиши Слитно

(не буду, не могу, не хочу) (ненавидеть, негодовать)

VI. Закрепление изученного материала.

- Сейчас проведём словарный диктант с сигнальными карточками (слитно - синяя карточка, раздельно - белая). Используйте алгоритм.

Не суди о человеке по наружности, не бросили товарища в беде, не стану мешать, недоумевать по поводу ответа, не хочу ссориться, негодовать из-за опоздания, не могу прийти, ураган неистовствует, не были на экскурсии, недомогать всю неделю.

Вывод: как справились, кому надо подучить правило.

- У нас есть еще одно задание для самостоятельной работы на нетбуках. В разделе орфографический экзамен упражнение 164. Здесь задание усложняется. Кроме изучаемой орфограммы нужно вспомнить еще и другие.

- Перед вами лежат листочки, в которых есть упражнения на закрепление сегодняшней темы. Посмотрите на первое упражнение.
1 упражнение.

Подумай, перед какими глаголами должна стоять отрицательная частица НЕ. Впиши её в пословицы. В скобках запиши, о чём пословицы: о жадности, о болтливости, об обмане, о трудолюбии. ( показано на доске)
Кто сегодня …обманет, тому завтра …поверят.(----------------------------------)
Кто труда … боится, того лень …сторонится. (------------------------------------)
Конь вырвется …воротишь, слово вырвется …догонишь. (--------------------)
За двумя зайцами …погонишься, ни одного… поймаешь. (--------------------)
- Какое из этих качеств положительное? ( трудолюбие). Ещё какие положительные качества характера вы знаете? Есть такое качество, как ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ. Добросовестно ли вы выполняете правила поведения в школе? А какие правила существуют в школе? Назовите их, употребляя глаголы с частицей НЕ.

- А как их можно обобщить? (НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ.)

2 упражнение. (самостоятельно)

Каждое выражение замени глаголом с отрицательной частицей НЕ.

1. Не вешать голову – не унывать.

2. Сидеть сложа руки- -------------------------------------------------------

3. Не смыкать глаз- -----------------------------------------------------------

4. Пропустить мимо ушей- -------------------------------------------------

5. Не повышать голос- ------------------------------------------------------

3 упражнение. (самостоятельно)

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не

употребляются без частицы НЕ.

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. « ЧТО с ним случилось?» - ---------------------------------- защита. « Сорвать решающий матч! Как можно?» - ----------------------------- капитан. « -------------------------------- я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю -------------------------------------------» - пытается защитить своего друга болельщик Олег.
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать.
- А теперь поменяйтесь листочками и проверьте работы друг друга.
VIII. Итог урока:

- О какой части речи говорили на уроке?

- Какие новые сведения о глаголе вы получили?

- Как пишется частица НЕ с глаголом?

IX. Домашнее задание.

- Выучить правило – не с глаголами;

- упражнение 615 или 617 (на выбор);

- подобрать и записать загадки, в содержание которых встречается не с глаголами (по желанию).

X. Выставление оценок.

- Молодцы! Работали сегодня очень хорошо. Оценки за урок:

- Напутствие: «Ребята! Надо дружить с грамматикой. Учить правила, и если не лениться, можно всему научиться». УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!










Используемая литература:

1. Русский язык. Поурочные планы к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова: «Русский язык» 5 класс. Автор-составитель : Г.А. Богданова. Москва «Просвещение» 2011 г.

2. Русский язык. Учебник для 5 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская

М.Т.Баранов. Москва. «Просвещение» 2011 г.

3. Учебно-методический комплекс «Академия младшего школьника»

4. http://www.testsoch.com

5. http://ucoz.ru

6. http://ped-kopilka.ru

7. http://www.uchportal.ru


Сохранить у себя:
Правописание НЕ с глаголами

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки