Номинация: предметный урок в начальной школе
Предмет: русский язык
Тип урока: Решение учебной задачи
Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.
Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.
Цель:
Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление
Развивающая: Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать,
использовать в работе полученные знания.
Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.
Здоровьесберегающая:
-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.
Планируемые результаты:
Предметные: Овладевают изучаемыми нормами русского языка,
основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова
Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения ,формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оборудование:.ЭОРы, презентация, карточки, алгоритмы ,схемы.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
II. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
III. Психологический настрой.
- Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. - Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
(Слайд 2)
IV. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа (слайд 4)
- А сейчас минутка чистописания.
На доске:
Нос, носовой, носить, переносица
- Скажите, что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее и почему? (слайд 5)
А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные родственные слова.
V. Словарная работа. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Сова приготовила для вас задание. Запишите под диктовку в тетрадь слова:
МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД. (слайд 5)
Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.
2) Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, желтая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую.
- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными?
VI. Постановка проблемы урока.
- Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.
«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал Саша?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом (слайд 7)
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
VII. Актуализация знаний
Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание
Сколько гласных букв в русском языке ?Назовите их
Сколько гласных звуков?(А, О, И. Ы. У. Э) .
О гласных звуках принято сказать , что они стоят в сильной и слабой позиции .
Звуки , которые в сильной позиции как называются? (Ударные). Они слышатся четко и ясно.
А звуки в слабой позиции? (Безударные). Они слышатся нечетко).
Мы пришли в дом Мудрой Совы, Она спрашивает
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
(О, А, И, Е, Я)
Давайте, выберем какие безударные гласные требуют проверки.
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я (А, О, Е. И. Я)
Буквы Ё. Э ,Ю. У, Ы не требуют проверки.
Буква Ё всегда находится ударным в слове, а в выборе остальных буквы не ошибетесь, даже если звуки находятся в безударной позиции.
Экран, пюре, кусты, рыбак
VIII. Усвоение новых знаний (воспроизведение) и способов действий.
- Я вам предлагаю ответить на вопросы: (слайд8)
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
Мудрая Сова спрашивает: Все ли безударные гласные проверяются ударением? (нет непроверяемые безударные гласные нужно запомнить)
IX. Работа над темой урока
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
- Например, слово ЗИМА
- Сначала прочитаем слово.
- Затем - поставим ударение.
- Далее - выделим корень
- Потом определим безударную гласную.
- И подберём проверочное слово.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово. (слайд 9)
X. Первичное закрепление.
Упражнения.
Работа по учебнику.
Мы с вами открыли способ проверки безударной гласной в корне слова, что мы будем теперь делать? (Мы должны потренироваться в выполнении заданий на новый алгоритм)
- Выполните в учебниках упражнение 194 (первый абзац) на странице 104. (Ученики выполняют данное задание у доски, проговаривая выведенный алгоритм правописания безударной гласной в корне слова) (10 слайд)
(Двор, дворник) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (травы, травка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жара, (свечи, свечка) свеча.
(Пчёлы, пчёлка) пчела, ( гнёзда, гнёздышко) гнездо, ( чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
XI. Физкультминутка. (Слайд 11)
- Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Как крылья сложат назад
2. Работа с карточками
- Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.
- Возьмите свои карточки. На карточках 2тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!
А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В) В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
(слайд 11)
3.Игра «Четвёртый лишний»
Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. .
- водитель, водичка, водный, водяной
- носилки, носик, носит, носильщик (13 слайд)
Сделайте вывод. (Однокоренные родственные слова имеют не только общий корень, но и общее лексическое значение)
4.Работа в парах. Работа по учебнику. Выборочное списывание. (стр. 125, упр. 196)
А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.
Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему.
Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.
Отварить – варит Слезал –лез увидал – вид
Отворить –затвор Слизал – лижет увядал – завял
(14-15 слайд)
!!! Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
5. Игра «Солнышко». (Слайд 13).
1. обл. тели | 6. д. ждливый | 11. цв. тной | 16. к. рмушка |
2. тр. щат | 7. с. сновый | 12. в. черний | 17. др. зды |
3. пос.дил | 8. л. сной | 13. тр. пинка | 18. к. вер |
4. см. стерили | 9. з. леный | 14. х. л.да | 19. гр. чи |
5. п. ля | 10. с. нева | 15. пл. ды | 20. скв. рец |
(Ученик передает солнышко другу и загадывает слово под любым номером. Далее объясняется написание слова и задается другое следующему ребенку и т. д.)
XII. Подведение итогов.
- Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 16)
- Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
- Молодцы!
XIII. Рефлексия.
- Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело. (17 слайд)
-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила.
Оцените свою работу на уроке. Выберите себе соответствующий рисунок на слайде
XIV. Домашнее задание
Как вы думаете, следует ли нам потренироваться в нахождении и проверке слов с безударной гласной в корне слова?
- В этом нам поможет домашнее задание, откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Дома я рекомендую тем, кто выбрал первую тучку, выполнить упражнение №195 на странице 105 по заданиям учебника. (слайд )
- Кто выбрал вторую? Вы выполните упражнение №198 на с.106.
- Кто выбрал третью? Выполните упражнение №199 на с.106.
- Вы замечательно поработали на уроке. Вы – молодцы!
Спасибо за урок!
XV. Домашнее задание. Стр. 98, упр. 261 (Слайд 14)