"По страницам альбома"

Внеклассное мероприятие «По страницам альбома», адресованное учащимся 8-10 классов, соединяет литературный и музыкальный альбомы "Времена года" Е.А.Баратынского и П.И.Чайковского.

Цель - воспитание и развитие чувства любви к Родине, повышение интеллектуального, духовного уровня обучающихся.

Задачи:

  • познакомить биографическими сведениями и аспектами творчества Е.А.Баратынского и П.И.Чайковского;
  • показать сходство мотивов поэтических и музыкальных произведений;
  • развивать интерес и внимание к художественному слову и музыке, творчеству поэта и композитора;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в музыке и поэзии.

Форма проведения мероприятия – литературно-музыкальная гостиная

Содержимое разработки








Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»




СЦЕНАРИЙ

литературно-музыкальной гостиной

«По страницам альбома»





Автор:

Куликова Светлана Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

































Тамбов








Внеклассное мероприятие «По страницам альбома»

Цель - воспитание и развитие чувства любви к Родине, повышение интеллектуального, духовного уровня обучающихся.

Задачи:

  • познакомить биографическими сведениями и аспектами творчества Е.А.Баратынского и П.И.Чайковского;

  • показать сходство мотивов поэтических и музыкальных произведений;

  • развивать интерес и внимание к художественному слову и музыке, творчеству поэта и композитора;

  • воспитывать умение видеть прекрасное в музыке и поэзии.

Форма проведения мероприятия – литературно-музыкальная гостиная.

Целевая аудитория – обучающиеся 8-10 класса

Оборудование – мультимедийный комплекс

Оформление - декорации «салона» 19 века: стол, покрытый кружевной скатертью, перо, цветы или ветви клёна, рябины и т.п., альбом со стихами и произведениями живописи;

на доске - портреты Е.Баратынского и П.И.Чайковского, репродукции живописных картин (наприер: Левитан «Золотая осень», В.Поленов «Золотая осень», И. Шишкин «Зима. Подмосковье» и др.);

выставка книг Е.А.Баратынского

Участники:

ведущие – 3 обучающихся

чтецы – 11 обучающихся

Предварительная работа:

  • исследовательская работа на тему «Времена года» в творчестве Е.А. Баратынского и П.И.Чайковского;

  • исследовательская работа на тему «Родные места Е.А. Баратынского и П.И.Чайковского»;

  • презентация «Времена года» Е.А. Баратынского и П.И.Чайковского»
























Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Март. Песня жаворонка».


1 чтец (На её фоне)

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!


2 чтец.

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.


1 чтец

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поет

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!


2 чтец

Зачем так радует ее

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?


Что нужды! счастлив, кто на нем

Забвенье мысли пьет,

Кого далёко от нее

Он, дивный, унесет!


Ведущий 1. Два произведения… Такие разные и такие похожие…

Ведущий 2. Одно – музыкальное, другое – поэтическое.

Ведущий 3. А объединяет их любовь к простой русской природе.

Учитель. Мы приглашаем сегодня всех любителей и ценителей музыки, поэзии, родной природы в нашу литературно-музыкальную гостиную.

Ведущий 1. Обратите внимание: на столе лежит необыкновенное издание. Что это?

Ведущий 2. Это альбом!

Ведущий 3. Альбом?

Учитель. Альбо́м (от лат. album — белый) - книжное или музыкальное издание с репродукциями, чертежами, фотоснимками или музыкальными композициями, отвечающими определённой тематике и сопровождаемые пояснительным текстом.

Ведущий 1. В XIX веке в России альбом становится специфическим культурным явлением. Альбом появляется на столах в гостиных, особенно получив широкое распространение в так называемую «эпоху салонов». Альбомы популярных салонов наполнены рисунками лучших художников и стихотворениями лучших поэтов своего времени. Ныне эти альбомы, сохраняя уникальные факты из жизни исторического лица, забытую характерную бытовую деталь или автограф великого поэта, являются предметом тщательного научного изучения.

Ведущий 2. Посмотрите: на нашем альбоме красиво выгравированы слова «Времена года». Чьи же произведения сохранили страницы этого уникального издания?

Ведущий 1. Двух удивительных авторов – поэта Евгения Абрамовича Баратынского и композитора Петра Ильича Чайковского.


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Январь. У камелька».

Чтец 3.

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы;

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы.

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет;

Всё цепенеет,

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.


Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.


О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согрет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик…

Е Баратынский


Ведущий 1. Пётр Ильич Чайковский,  русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель родился 25 апреля 1840года в Вятской губернии, в семье выдающегося инженера Ильи Петровича Чайковского, горячо любившего музыку. Семья жила в Алапаевске, в Санкт – Петербурге.

Сам Петр Ильич, окончив консерваторию, переехал в Москву. Здесь, а позднее и за границей, Чайковский создаёт свои известнейшие произведения: оперы «Евгений Онегин», «Иоланта», «Орлеанская дева», «Мазепа», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» и другие оркестровые и фортепьянные произведения.

Ведущий 2. Последние годы своей жизни композитор, пожелав отдалиться от столичной жизни, от шума, суеты, провёл в Подмосковье, в небольшом тихом городке Клин, где сейчас находится Государственный дом-музей П. И. Чайковского.  «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался» - писал композитор.. 

Ведущий 3. Шел 1885 год….  С записной книжкой в руке, куда заносились все зарождавшиеся музыкальные образы, совершал Чайковский свои обязательные двухчасовые прогулки, невзирая на погоду.

Ведущий 1. «Я… создан для деревенской жизни, мне необходимы такие прогулки, где бы я мог быть наедине с природой». С раннего детства очарованный красотой русской природы, Петр Ильич писал: «…я всегда был и останусь безраздельным поклонником нашей скудной, по примиряющей и успокоительно действующей русской природы».

Ведущий 3. «Клинский период» - это почти девять лет жизни и творчества Чайковского. Это годы достижения наивысшего расцвета мастерства композитора, создания произведений, вошедших в мировую музыкальную сокровищницу. Тепло и поэтично раскрыл значение этих клинских лет Константин Паустовский: «…И шум осенних лесов, и на берега реки Сестры…, всю красоту нашей русской земли, - ее зарослей, рек, деревень, омутов, луговых туманов, осеннего ломкого хруста листвы, костров, заброшенных дорог и ночных звездных огней в безымянных водах. Чайковский любил эту русскую землю с застенчивой, молчаливой, но неистовой силой».


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Апрель. Подснежник»

Чтец 4.

Опять весна; опять смеется луг,

И весел лес своей младой одеждой,

И поселян неутомимый плуг

Браздит поля с покорством и надеждой.


Но нет уже весны в душе моей,

Но нет уже в душе моей надежды,

Уж дольный мир уходит от очей,

Пред вечным днем я опускаю вежды.


Уж та зима главу мою сребрит,

Что греет сев для будущего мира,

Но праг земли не перешел пиит,-

К ее сынам еще взывает лира.


Велик господь! Он милосерд, но прав:

Нет на земле ничтожного мгновенья;

Прощает он безумию забав,

Но никогда пирам злоумышленья.


Кого измял души моей порыв,

Тот вызвать мог меня на бой кровавый;

Но подо мной, сокрытый ров изрыв,

Свои рога венчал он падшей славой!


Летел душой я к новым племенам,

Любил, ласкал их пустоцветный колос;

Я дни извел, стучась к людским сердцам,

Всех чувств благих я подавал им голос.


Ответа нет! Отвергнул струны я,

Да хрящ другой мне будет плодоносен!

И вот ему несет рука моя

Зародыши елей, дубов и сосен.


И пусть! Простяся с лирою моей,

Я верую: ее заменят эти

Поэзии таинственных скорбей

Могучие и сумрачные дети.

1843(?). Евгений Баратынский. На посев леса.


Ведущий 2. Особое место в творчестве П.И.Чайковского занимает фортепианный цикл «Времена года». Он был написан Чайковским по заказу издателя петербургского журнала «Нувелист» Н. М. Бернарда в течение 1876 года. Сборник фортепьянных пьес состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. В них любимые темы Чайковского – лирика русской природы и лирика души, размышления о жизни и о себе, мечты о счастье, светлая радость, грусть и печаль. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определённую пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе.


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Июль. Песнь косаря».

Ведущий 1. Своеобразный поэтический альбом «Времена года» был создан и нашим земляком Евгением Абрамовичем Баратынским, 215-летие со дня рождения которого было широко отмечено в Тамбовской области.

Чтец 5.

Люблю деревню я и лето:

И говор вод, и тень дубров,

И благовоние цветов;

Какой душе не мило это?

Быть так, прощаю комаров!

Но признаюсь — пустыни житель,

Покой пустынный в ней любя,

Комар двуногий, гость-мучитель,

Нет, не прощаю я тебя!

Е.Баратынский


Ведущий 2. В 1797 году император Павел I пожаловал братьям Баратынским — генерал-лейтенанту и вице-адмиралу Богдану Андреевичу — большое тамбовское село Вяжля. В 1802 году оно было разделено между братьями. Абраму Андреевичу Баратынскому досталась та часть села, что называлась Мара. Именно здесь 9 февраля 1800 года родился Евгений Абрамович Баратынский — Буба, как его ласково звали родители. «Это такой ребенок, что я в жизни моей не видывал такого добронравного и хорошего дитя», — писал счастливый отец.

Ведущий 3. Будущему поэту исполнилось всего 10 лет, когда умер его отец. Вскоре мальчика отправили в Петербург, в Пажеский корпус. А затем была военная служба. Для него, потомственного дворянина, солдатчина была не столько тяжела, сколько унизительна. И только литературная деятельность, общение с кругом поэтов, особенно Антоном Дельвигом, в какой-то мере скрашивали нелёгкую судьбу молодого человека:

Ты помнишь ли, с какой судьбой суровой

Боролся я, почти лишённый сил?

Я погибал, - ты дух мой оживил

Надеждою возвышенной и новой.

Ты ввёл меня в семейство добрых муз…

Ведущий 1. Особое место в творчестве Е. А. Баратынского занимают произведения, созданные в Маре. Уже став известным поэтом, он не раз приезжал в родные места, любил отдыхать здесь от светской суеты. С любовью и радостью воспевал он «поля и мирные дубравы», «дом отеческий», «родные степи». В Маре Баратынскому хорошо работалось. Ни один приезд сюда не обходился без того, чтобы он не написал стихов.


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Август. Жатва».

Чтец 6. Евгений Баратынский. Родина.

Я возвращуся к вам, поля моих отцов,

Дубравы мирные, священный сердцу кров!

Я возвращуся к вам, домашние иконы!

Пускай другие чтут приличия законы;

Пускай другие чтут ревнивый суд невежд;

Свободный наконец от суетных надежд,

От беспокойных снов, от ветреных желаний,

Испив безвременно всю чашу испытаний,

Не призрак счастия, но счастье нужно мне.

Усталый труженик, спешу к родной стране

Заснуть желанным сном под кровлею родимой.

О дом отеческий! о край, всегда любимый!

Родные небеса! незвучный голос мой

В стихах задумчивых вас пел в стране чужой,

Вы мне повеете спокойствием и счастьем…

Чтец 7.…О подвиг благостный! не тщетен будешь ты:

Богиня пажитей признательней фортуны!

Для них безвестный век, для них свирель и струны;

Они доступны всем и мне за легкий труд

Плодами сочными обильно воздадут.

От гряд и заступа спешу к полям и плугу;

А там, где ручеек по бархатному лугу

Катит задумчиво пустынные струи,

В весенний ясный день я сам, друзья мои,

У брега насажу лесок уединенный,

И липу свежую и тополь осребренный;

В тени их отдохнет мой правнук молодой;

Там дружба некогда сокроет пепел мой

И вместо мрамора положит на гробницу

И мирный заступ мой и мирную цевницу.

Ведущий 2. С особенным чувством мы воспринимаем стихотворение «Стансы». Баратынский назвал его «Мара», но при публикации заголовок был изменён. Но суть произведения это не изменило. Перед нами во всей красе предстают любимые поэтом места: «родные степи», лес, дом…Баратынский находит самые нежные, самые сокровенные слова, чтобы выразить чувства, охватившие его при свидании с Марой - так сильна его любовь, переполнявшая сердце.

Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Июнь. Баркаролла».(фоном)

Чтец 8. Е. Баратынский. Стансы

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.


Степного неба свод желанный,

Степного воздуха струи,

На вас я в неге бездыханной

Остановил глаза мои.


Но мне увидеть было слаще

Лес на покате двух холмов

И скромный дом в садовой чаще

Приют младенческих годов…


Я твой, родимая дуброва!

Но от насильственных судьбин

Молить хранительного крова

К тебе пришел я не один.


Привел под сень твою святую

Я соучастницу в мольбах —

Мою супругу молодую

С младенцем тихим на руках.


Пускай, пускай в глуши смиренной,

С ней, милой, быт мой утая,

Других урочищей вселенной

Не буду помнить бытия.


Пускай, о свете не тоскуя,

Предав забвению людей,

Кумиры сердца сберегу я

Одни, одни в любви моей.

1827


Ведущий 3. Осенью 1833 года Е. А. Баратынский вновь посетил Мару. Поэт в задумчивости идёт знакомыми тропами, ищет и не находит следы прежней красоты, остались только «стези заглохшие»: любимая беседка разрушена, и даже величественный грот угрожает паденьем. Когда-то богатое, а теперь пришедшее в упадок родовое имение, навевает мысли о прошлом, об умершем в Москве и там же похороненном отце: 

Чтец 9. Е.Баратынский. Запустение.(Отрывок)

Я посетил тебя, пленительная сень,

Не в дни веселые живительного мая,

Когда, зелеными ветвями помавая,

Манишь ты путника в свою густую тень,

Когда ты веешь ароматом

Тобою бережно взлелеянных цветов,-

Под очарованный твой кров

Замедлил я моим возвратом.

В осенней наготе стояли дерева

И неприветливо чернели;

Хрустела под ногой замерзлая трава,

И листья мертвые, волнуяся, шумели;

С прохладой резкою дышал

В лицо мне запах увяданья;

Но не весеннего убранства я искал,

А прошлых лет воспоминанья…

Ведущий 1. Тем и хороши родные места, что даже в запустении они сохраняют волнующую прелесть, дорогие сердцу образы. Мрачное настроение, овладевшее поэтом при виде картины запустения, сменяется, под влиянием воспоминаний, светлой печалью.


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Май. Белые ночи».(фоном)

Чтец 10. Е.Баратынский. Весна

Мечты волшебные, вы скрылись от очей!

Сбылися времени угрозы!

Хладеет в сердце жизнь, и юности моей

Поблекли утренние розы!


Благоуханный май воскреснул на лугах,

И пробудилась Филомела,

И Флора милая на радужных крылах

К нам обновленная слетела.


Вотще! Не для меня долины и леса

Одушевились красотою,

И светлой радостью сияют небеса!

Я вяну,- вянет всё со мною!


О где вы, призраки невозвратимых лет,

Богатство жизни - вера в счастье?

Где ты, младого дня пленительный рассвет?

Где ты, живое сладострастье?


В дыхании весны всё жизнь младую пьет

И негу тайного желанья!

Всё дышит радостью и, мнится, с кем-то ждет

Обетованного свиданья!


Лишь я как будто чужд природе и весне:

Часы крылатые мелькают;

Но радости принесть они не могут мне

И, мнится, мимо пролетают.


Ведущий 2. Стихотворение «Осень» было написано в конце 1836 - начале 1837 года. В письме П.Вяземскому Е.Баратынский пишет: «Препровождаю дань мою «Современнику». Известие о смерти Пушкина застало меня на последних строфах этого стихотворения… Многим в нём я теперь недоволен, но решаюсь быть к самому себе снисходительным, тем более, что небрежности, мною оставленные, кажется, угодны судьбе…Пишу вам под громовым впечатлением, произведённым во мне, и не во мне одном, ужасною вестью о погибели Пушкина. Как русский, как товарищ и семьянин, скорблю и негодую; мы лишились таланта первостепенного… который совершил бы непредвиденное… Не могу выразить, что я чувствую; знаю только, что я потрясён глубоко и со слезами, ропотом, недоумением, беспрестанно себя спрашиваю: зачем это так, а не иначе?..».

Ведущий 3. «Поэт переводит пейзаж в мир внутренний: за осенью природы рисует поэт осень человечества, время разочарований, жатву мечтаний. Осень природы есть, так сказать, одно число, когда написана пьеса», - отзывался о стихотворении С.П. Шевырев.


Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Октябрь. Осенняя песнь».


Чтец 11.

И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!


И вот сентябрь! и вечер года к нам

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

Пробудится ненастливый Эол;

Пред ним помчится прах летучий,

Качаяся, завоет роща, дол

Покроет лист ее падучий,

И набегут на небо облака,

И, потемнев, запенится река.


Прощай, прощай, сияние небес!

Прощай, прощай, краса природы!

Волшебного шептанья полный лес,

Златочешуйчатые воды!

Веселый сон минутных летних нег!

Вот эхо в рощах обнаженных

Секирою тревожит дровосек,

И скоро, снегом убеленных,

Своих дубров и холмов зимний вид

Застылый ток туманно отразит.


Ведущий 1. Перевёрнута последняя страница нашего альбома, в котором слились воедино стихи нашего великого земляка, поэта Евгения Абрамовича Баратынского, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Они не были знакомы друг с другом, но любовь в родной (подмосковной и тамбовской) природе сделала их произведения созвучными, звучащими в унисон. Они стремились как бы «слиться» с нею, погрузиться в ее внутреннюю жизнь и передали в своих произведениях ощущение таинственной связи человеческой души с природою.

Звучит музыка П.И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года» - «Ноябрь. На тройке».









Литература и информационные источники


  1. http://otherreferats.allbest.ru/music/00159060_0.html

  2. http://www.akra-city.ru/samye-znamenitye-usadby-rossi/mara.html

  3. http://www.classic-musik.com/shedevri-klassicheskoy-muziki/53-chaykovskiy-vremena-goda

  4. http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=839

  5. http://www.proza.ru/2013/06/16/1862 (В. Дорожкина. Е. А. Баратынский и тамбовская Мара)

  6. Е.А.Баратынский. Полное собрание стихотворений. Новая библиотека поэта./

  7. Русские поэты. Антология в четырех томах. /Москва: Детская литература, 1968.

  8. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т./Москва: Детская литература, 1996.

  9. Санкт-Петербург: Академический проект, 2000.













Сохранить у себя:
"По страницам альбома"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки