План-конспект
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
На тему
«Твое здоровье в твоих руках»
Цели: формирование потребности у учащихся вести здоровый образ жизни, ответственно относиться к своему здоровью.
Задачи: воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Вид учебного занятия: внеурочное занятие.
Форма проведения занятия: беседа с применением игровых технологий.
Ход занятия
I. Вступительное слово.
Мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы... Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».
– Как вы это понимаете? (ответы.)
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Твое здоровье в твоих руках».
Давайте назовем составляющие здоровья человека.
Ребята, зачем же беречь наше здоровье?
Ответы ребят.
Например, глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)
Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.
II. Рассказ о строении глаза.
Для начала мы немножко познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как устроен фотоаппарат. (Показываю). Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нем открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен наш глаз. Посредине круглое цветное пятнышко, у одних оно коричневое, у других – синее, зеленоватое. Это радужная оболочка. А посредине видна черная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, оно называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен глаз.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.
Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.
III. Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».
– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)
Обобщаем. (Вывешивается таблицей.)
Причины ухудшения зрения
1. Работа при плохом освещении.
2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.
3. Чтение лежа.
4. Длительный просмотр телепередач.
Мы выяснили причины, узнали, от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.
1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.
2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).
3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.
4. Телевизор. (Рассказывает ученик.)
1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).
2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.
3) Место для сидения должно быть удобным.
4) Изображение на экране должно быть четким.
IV. Практическое упражнение.
Глазам нужен отдых. Попробуйте подряд два часа пилить дрова. Это даже и тренированному человеку трудно. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. И на практической части нашего занятия мы сегодня узнаем, как же можно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.
1. упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).
2. упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).
3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.
б) смотреть на конец пальца 3–5 с.
в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.
г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)
4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.
Конкурс 1. Игра – тест «Вредно или полезно»
- Если вы считаете, что это полезно – хлопните в ладоши три раза.
- Если вы считаете, что это вредно – топните ножками три раза.
1. Два раза в день чищу зубы и всегда полощу рот после еды
2. Загар – это очень красиво. Чтобы стать быстрее шоколадным, я с утра до вечера пролежал на пляже
3. Стараюсь всегда употреблять в пищу как можно больше фруктов
4. Когда нервничаю, я грызу ногти
5. Когда промочу ноги, то стараюсь быстрее попасть домой и поменять мокрую обувь
Конкурс 2. Игра «Угадай-ка!»
- В мешке принадлежности гигиены. Узнать на ощупь предмет и рассказать, для чего он нужен.
(зубная щётка, мыло, пилочка для ногтей, мочалка, шампунь, зубная паста, расчёска, носовой платок, ножницы, влажные салфетки)
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
-Ребята, а что значит, правильно питаться?
-Зависит ли наше здоровье от того, что мы едим?
- Посмотрите,это продукты, содержащие белки, жиры, углеводы, витамины, аминокислоты, микроэлементы.
(яйца, мясо, птица, рыба, хлеб, молочные продукты, масло, овощи, фрукты, соки)
- Ребята, а для чего нам нужны белки, жиры, углеводы?
- Это кирпичики, из которых состоит наш организм. Причем из пищи организм строит свои собственные, особые кирпичики.
- А как вы думаете, если кирпичики ничем не скреплены, дом будет крепким?
- Чтобы кирпичики плотно держались друг за друга, нужен цемент. Так вот этим цементом являются витамины, аминокислоты, микроэлементы. Причем наш организм не умеет их строить сам, поэтому мы обязательно должны получать эти вещества с пищей.
- А какие же продукты вредные?
- Вредные продукты, содержат холестерин, консерванты и красители.
- Чем же вредны эти вещества?
– Эти вещества забивают наши кровеносные сосуды. Кровеносные сосуды – это такие трубочки, по которым кровь доставляет к нашим органам питательные вещества. А если просвет этой трубочки забит, то орган не получает питательные вещества и начинает болеть.
- Конечно, вредные продукты очень вкусные, и доставляют нам большое удовольствие. Поэтому очень редко их можно съесть, совсем немножко.
- Я предлагаю вам сейчас разделить все картинки с продуктами на две группы: полезные и вредные.
V. Итог.
– Какую цель мы ставили?
– Чему научились, что нового узнали?
1. Узнали, как устроен глаз, о здоровом питании…
2. Выяснили причины ухудшения здоровья.
3. Научились заботиться о сохранении зрения.
4. Научились делать гимнастику для глаз.
На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем, ...
Дышится легко, ровно, глубоко...
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко...
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться, улыбнуться!
Всем открыть глаза и
Красиво сесть!