План - конспект системно – деятельностного урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»). Тема: Нравственный смысл поступков героев. М. Пришвин «Ребята и утята».

План - конспект

системно – деятельностного урока литературного чтения

во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.

УМК «Школа России»).

Тема: Нравственный смысл поступков героев. М. Пришвин «Ребята и утята».

Содержимое разработки

План - конспект

системно – деятельностного урока литературного чтения

во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.

УМК «Школа России»).


Тема: Нравственный смысл поступков героев. М. Пришвин «Ребята и утята».



Технологическая карта системно - деятельностного урока.

Дата проведения: 26.11.2019 г

Учитель начальных классов: Степура Е.М.



Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, тексты для чтения,

Компьютер, телевизор, нетбуки-My Test X (тест к тексту), опорные карточки, иллюстрации к рассказу, картинный план, учебник.



Ход урока.

1. Организация мотивации деятельности учащихся на уроке.

Звучит мелодия и видеозаставка передачи "В мире животных"

- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? /птицы, рыбы, звери…/

- Что нас связывает с ними общее? /жизнь/

- Какое правило жизни нам напоминает Николай Сладков? /Не навреди!/

2. Актуализация опорных знаний.

-С каким разделом мы работаем?

-Какие произведения и авторы нам уже знакомы?

-О чем говорили на предыдущем уроке?


3. Проверка домашнего задания

Сценка «Разговор с кошкой»  (А. Дмитриев)- 1 мин

Мальчик-Женя Леонов

Кошка-Глаша Борзенко

Сценка «Про котенка» -2 мин.

Девочка: Соня Раффа

Мама: Настя Романова

Дед: Родион Кудря

4. Постановка учебной задачи. (на доске карточки)


Мы познакомимся:

автором и произведением

Мы научимся:

определять последовательность событий, составлять план, пересказывать,

Мы будем учиться:

определять героев, давать характеристикуим и их поступкам, выражать своё отношение к ним.

5. Составление кластера и постановка проблемы:


автор

произведение-жанр

герои

Чему учит?

Не навреди! Кому?

Нас связывает с ними общее-ЖИЗНЬ!


На доске человек (Пришвин М.М. с сумкой, в сумке

Письма для каждого:

Мои молодые друзья!«Хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину»М.Пришвин.



6. Совершенствование умений работы над содержанием текста.

а) Деятельность на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание рассказа учителя и заранее подготовленных учеников по теме урока (биография)

Альбина: О том, как стал писателем, М.М.Пришвин рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел,как трудно ей растить их и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил,что все люди,как в няниной сказке,находятся в плену Кащея Бессмертного – в мире, где царит зло. А он, мальчик, призван разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом.

Эва: Михаил Пришвин, прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Он путешествовал по северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

б) Рассматривание и анализ выставки книг М. Пришвина:


-Мы с книгой умней и богаче,

-нам с нею расти и дружить,

-Она задаёт нам задачи

-И учит, как думать и жить.

Запись на доске

-Как понимаете эти слова?

-Рассмотрите книги с выставки, как думаете чему они вас научат?


-у детей на партах-рассматривают обложку делают вывод, о чем писал М.Пришвин)

в) Прогнозирование содержания произведения по заглавию и иллюстрациям в книге.

-предположения детей

7. Этап первичного знакомства с текстом:
а) Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения: «Ребята и утята» (или читает учитель)

откройте учебники на С. 132-133, возьмите в руки карандаши и отмечайте незнакомые вам слова.

После прослушивания ответите на вопрос:

-Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?

-Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?

дети следят, отмечают непонятные слова.
б) Словарная работа (объяснение непонятных слов, которые встретились в тексте)работа с толковым словарём.

  • Уточка чирок-свистунок

  • Три версты

  • Вода спала

  • Кузница

  • Паровое поле

  • Овсяное поле

в) Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения:(слайд)

пе-ре-вес-ти

раз-ли-ва-лось

пу-те-шест-во-вать

за-швы-ря-ли

рас-кры-тым

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

па-ро-во-го

дейст-ви-тель-но

возв-ра-ти-те

счаст-ли-вый

за-пылён-ны-е

8.Этап детализированной работы с текстом:

а)Выборочное чтение по иллюстрациям-работа в парах












б) Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (записывают все места где шла утка с утятами).

Болотный лес
























9. Физминутка.


10. Совершенствование умений работы над содержанием текста.

а) Создание характеристики героя литературного произведения


Уточка

Ребята

М.М. Пришвин

ЗАБОТА

ОТВЕТСТВЕЕНОСТЬ

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ

ОТЧАЯНИЕ

СТРАХ

ВОЛНЕНИЕ






БЕЗРАССУДНЫЕ

,жестокие, трусливые, испуганные, весёлые,

добрые, глупые, беззаботные, несмышлёные

НЕРАВНОДУШИЕ

СТРОГОСТЬ

ГУМАННОСТЬ

ЖАЛОСТЬ

ШИРОТА ДУШИ

ДОБРОТА

МИЛОСЕРДИЕ

МУДРОСТЬ

СОЧУВСТВИЕ


б)"Интервью"с персонажем произведения.

-Чтобы вы спросили и сказали героям?

в) Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

-ПЕРЕД ВАМИ 3 ВИДА ПЛАНА (картинный, цитатный, план чувства)


Картинный-пронумеровать по порядку

Цитатный-расставить по порядку.

*план чувства-расставить по порядку, соединить с чувствами


1. Бережёного бог бережёт.

2. Глупость-беде соседка.

3. Глупому в поле не давай воли.

4. Добро творить-себя веселить.

    Путешествие к озеру. Осторожность

  1. В величайшем волнении. Отчаяние

  2. Живо возвратите утят! Строгость

  3. До свидания, утята! Радость

Игра «+ -» ИЛИ MY TEST X

Произведение «Ребята и утята» - это сказка

Главными героями были дети и семья уточки

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

Ребята смогли объяснить свой поступок

Уточка бросила своих утят

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды


Подведение итогов урока.

Какой рассказ читали? Кто его автор?

- (развлекательный, познавательный, поучительный)

- Почему вы так считаете?

- Какую ошибку совершили дети?

- Кто помог им исправить ошибку?

- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?

- Чему научил вас этот рассказ?


Рефлексия ИЛИ «СЕМЬ ШЛЯП»

1.Продолжи:

Сегодня я узнал…


Было интересно….




Я понял, что….


У меня получилось…


Меня удивило…


Урок дал мне для жизни…



Мне захотелось….







2. Выставление и комментирование отметок.

3.Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе - от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»

О жизни чирке – свистунке,

О писателе,

Работать в парах собирать пословицы, читать по ролям, находить ответы в тексте.


Нельзя совершать бездумных поступков

Работать в мини группах и др.


Поведение матери – утки, я восхищён ею,

Не делать плохих поступков, любить природу и животных, защищать их.

Сделать доброе дело, сказать маме, что я её сильно люблю, покормить птиц и др.


Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.


Написать мини- сочинение « В защиту уточки».

Выполнить пересказ рассказа от любого лица.

Дети записывают в дневники домашнее задание.




Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.













Приложение

Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.

-Как ваши дела?

Девочка: - Ничего, понемножку.

М: - Я слышал, что вы тяжело заболели?

Д: - Болела.

М: - Так значит, лежали в постели?

Д: - Бездомной, мне некуда ставить постель.

М: - Как странно, - я думал, -Что в мире огромном,

- Нет места собакам и кошкам бездомным.

- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,

- Темнеет, и, значит, пора нам домой!

-Мы шли с ней по улице гордо, и смело –

Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чем она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.

Сценка «Про котенка» -2 мин.

Девочка: Я нашла в саду котенка…

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал? Мама!

Мама: Лучше не проси,

Где взяла, туда неси!

Девочка: Летом я бы не просила,

Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама: У меня забот без котенка- полон рот!

Где живут лесные звери?

Девочка: В норке…в логове…в пещере…

Иль в каком-нибудь дупле,

Вместе с матерью в тепле!

А у этого зверька

Ни кормушки, ни кутка…

Мама: Прекрати волынку эту!

Дед: Что за шум, а драки нету?

Почему в слезах девчонка?

Девочка: Я нашла в саду котенка,

Только мама…

Дед: Стой, стой, стой,

Где найденыш этот? Ой!

До чего же страшный зверь!

Вот что сделаем теперь:

Ты пойди к себе, умойся

И немножко успокойся.

Да найденному плеснуть

Молочка не позабудь…

Дед к маме: Разве ты забыла?

Как у нас в семействе было:

Две собаки, два кота,

Куры, гуси. Красота!

Не могу поверить чтобы…

Мама: У котов в шерсти микробы!

И собаки и коты все заразны!

Дед: Это ты говоришь слова такие?

Без любви к животным злые

Вырастают дети…Дочь!

Ты отбрось сомненья прочь,

Разреши коту остаться…

Ну куда ему деваться?

Оставляем значит?

Мама: Да!

Дед:

- Внученька, иди сюда!

-Все уладилось прекрасно!

Девочка:

-Он хорошенький ужасно:

-Мама! Дедушка!

Дед:

-Ну вот, как по маслу все идет.

- Если б каждому ребенку

-По щенку или котенку,

-Не осталось бы зверька

- Без кормушки и кутка!


Сохранить у себя:
План - конспект системно – деятельностного урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»). Тема: Нравственный смысл поступков героев. М. Пришвин «Ребята и утята».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки