МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
План-конспект открытого урока литературного чтения
в 4 классе.
Тема: Басни русских баснописцев.
Урок подготовила
Учитель начальных классов
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
Хаджалова Фатима Магомедовна
дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2020г
План-конспект урока литературного чтения в 4 «а» классе.
Тема: Басни русских баснописцев.
Цель: Познакомить с баснями русских баснописцев.
Задачи:
Образовательные:
Дать понятие о бродячих сюжетах в баснях баснописцев разных стран.
Закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец». «олицетворение».
Учить работать с текстом басни: правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.
Учить сравнивать басни разных баснописцев: форма, содержание, сюжет, мораль.
Читать по ролям диалоги героев.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся.
Воспитательные:
Способствовать формированию желания читать, стремлению к познанию через организацию работы в сотрудничестве.
Воспитывать негативное отношение к легкомыслию, беспечности, лени, черствости и эгоизму.
Оборудование: ноутбук, проектор, магнитные карточки.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Организационный этап | Задаёт эмоциональный настрой. | Морально готовятся к началу урока. | ||||||||||
2.Речевая разминка | Учитель предлагает детям собрать рассыпавшиеся пословицы: Труд человека кормит, а лень портит. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Делу время – потехе час. (Они записаны на магнитных листах и в хаотичном порядке прикреплены на доске.) Проводит беседу о смысле пословиц. | Выходят трое учащихся и каждый на своей стороне доски собирает пословицу.
Принимают участие в работе над смыслом пословиц. | ||||||||||
3. Подготовка детей к восприятию произведения | Предлагает учащимся в парах заполнить карточки, в которых нужно соединить животное качество, которое ему присуще.
Выводит учащихся на беседу о том, в каких случаях в животных мы узнаём людей? Попробуйте определить тему урока. А кто помнит, что такое басня? Если забыли, то откройте с.38 и прочитайте. -Попробуйте дать определение: что такое басня? -Чем отличается басня от сказки? (есть мораль). -Так же в баснях присутствует аллегория, а что это такое прочитайте сами на с 40. -Каких баснописцев вы знаете? -Какие басни уже читали? Сегодня будем работать с новыми тремя баснями. А почему сразу с тремя вы узнаете чуть позже. | Договариваются о совместной работе. Работают на листках в парах.
Участвуют в беседе.
Определяют и озвучивают тему урока. Отвечают на вопросы учителя.
| ||||||||||
4. Этап первичного чтения текста | Включает аудиозапись басни. Организует беседу по прочитанному: -Что произошло со стрекозой? Почему? -Как повел себя муравей? Во всем ли он прав? -Радужная или мрачная картина возникает? Почему? -За что злится на стрекозу автор? (за беспечность, легкомыслие) -Перечитайте диалог стрекозы и муравья. -Как автор их называет? (кумушка, голубчик -Почему у автора меняется настроение? (жалеет стрекозу, дает ей надежду) -Какой нам показывает Крылов стрекозу? (легкомысленная и безответственная). -А муравей? Какой он? -Чему учит эта басня? (Басня учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Есть ли мораль? Какая? (всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться). Запишите в тетрадь мораль этой басни. Перед чтением басни Хемницера организует словарную работу. С.42 Читает басню И.И. Хемницера « Стрекоза». Организует беседу по прочитанному: -Отличается ли эта басня от басни И.А. Крылова? -Какая здесь стрекоза? (глупая, ленивая). -А какой муравей? -Какими словами автор рисует картину жизни стрекозы? (жалуется, просит взаймы, осознает свои ошибки). - Чему учит эта басня? (учит помогать в трудную минуту, даже глупому человеку). Знакомит с третьей басней Л.Н. Толстого «Стрекоза и муравьи». Для этого предлагает хорошо читающему ученику прочить басню. Проводит беседу по прочитанному: - А в этой басне какая стрекоза? (легкомысленная и беспечная). -А какие муравьи? -Чему учит эта басня? (учит думать о будущем, правильно планировать дела, не быть расточительным). Организует работу в группах для знакомства с биографиями баснописцев. Предлагает детям разделиться на 3 группы и получить задания. - Мы прочитали три басни разных авторов, которые жили в разное время и что общего вы заметили? Подводит к определению «бродячего» сюжета. «Бродячими» сюжетами литературоведы называют те сюжеты, которые встречаются в разных эпохах, в различных странах в устном народном творчестве, в литературных произведениях. Бродячие сюжеты из басен Эзопа переработал И,И. Хемницер, потом И.А. Крылов, а потом и Л.Н. Толстой. Из выступлений своих одноклассников вы увидели, что баснописцы жили в разное время. | Слушают. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Зачитывают слова о стрекозе (попрыгунья ползет, пропела, не успела) Находят описание (помертвело, злой тоской, зима катит, нужда, голод, не поет) Находят в басне описание жизни стрекозы летом (без души, обогрей, мягких муравах, голову вскружило. Записывают в тетрадь мораль басни. Высказывают свои мнения о том, какая мораль в этой басне.
Принимают участие в беседе по прочитанному, отвечают на вопросы.
Работают в группах, выходят к доске и читают биографии баснописцев. | ||||||||||
5.Этап вторичного чтения текста. | Предлагает учащимся организоваться в группы по 3 человека и потренироваться в чтении по ролям басни И.А. Крылова. | Отрабатывают чтение по ролям. | ||||||||||
6.Этап первой ступени анализа произведения. | Предлагает заполнить таблицу. | Работают в паре. Договариваются о распределении ролей и заполняют таблицу. | ||||||||||
7.Этап второй ступени анализа произведения. Анализ эмоционально образного содержания текста. | Организует учащихся на чтение по ролям. Предлагает троим ученикам прочитать басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» у доски. | Выходят к доске и читают выразительно по ролям. | ||||||||||
8. Этап обобщения прочитанного. | С какими произведениями мы сегодня познакомились? Что вы узнали про эти басни? В начале урока мы записали три пословицы. Скажите, подходят ли они к теме урока?
| Участвуют в заключительном диалоге. | ||||||||||
9. Домашнее задание | Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть. |
|
Биография Ивана Андреевича Крылова.
Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской Академии Наук. Родился в 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. Крылов не получил хорошего образования, так как рано начал работать, потому что семья жила очень бедно. В 1782 г. Крылов переехал в Петербург, где начал заниматься литературой и иностранными языками. В 1805 г. Иван Андреевич перевел на русский язык две басни Лафонтена, а в 1809 г. он выпустил свою первую книгу басен и сразу стал знаменитым.
Биография Ивана Ивановича Хемницера.
Иван Иванович Хемницер родился в 1745 году. Отец его, штаб-лекарь, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына. На шестом году мальчик уже был отдан в обучение пастору в Астрахани. В 1755 году семья переехала в Петербург. Здесь молодой Хемницер был помещен к одному из учителей врачебного училища. Но врачом он не стал, а поступил солдатом в пехотный полк и прослужил 12 лет. После службы занялся литературной деятельностью. Он любил читать басни древнегреческого баснописца Эзопа, сам их переводил и сочинял свои в стихах. В 1779 году появился первый сборник басен Хемницера. Всего существует 28 изданий его басен.
Биография Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в родовом имении Толстых ‒ Ясной Поляне.
Родители умерли рано, и с 13 лет Лев жил у тети в Казани. Первое образование он получил дома, его учили грамоте, иностранным языкам. В 1844 стал учиться в Казанском университете, но не окончил его и по совету брата отправляется служить в армию. Во время службы он начал заниматься писательским творчеством. После военной службы он вернулся в Ясную поляну. Там он сам сеял на полях урожай, помогал крестьянам бороться с голодом, участвовал в строительстве школ для крестьянских детей. Писатель очень любил детей. Он собирал крестьянских ребятишек воле себя, читал им сказки, мастерил поделки из шишек и палочек, даже ходил с ними купаться на речку. Для детей он написал «Азбуку», а также создал такие известные сказки, как «Филиппок», «Лев и собачка», «Три медведя
Заполни таблицу.
Название басни, фамилия автора, заголовок | Форма записи текста (стихотворная, прозаическая) | Мораль басни | Стрекоза
| муравей (муравьи) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пара: