ПЕРЕСТАНОВКА СЛАГАЕМЫХ
УМК «Школа России»,1 класс
Цель урока:
-посредством наблюдения и практических действий вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Задачи:
– закреплять умение складывать числа в пределах 10;
– развивать навыки счёта, внимание, анализ, обобщение, речь учащихся; прививать интерес к математике;
– воспитывать наблюдательность, умение работать в коллективе.
Оборудование: оформленная доска, учебник Математика.Учеб.для 1 кл.нач.шк.В2ч.Ч.2.(Второе полугодие)/М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.-8-е изд.-М.:Просвещение,2008.,магнитные цифры, геометрические фигуры(для учителя и учеников индивидуально),фрукты, игрушки.
Ход урока
Организационный момент.
– Мальчики, сегодня на урок к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились за это время и какой у вас успех. Для того, чтобы начать урок ,мне необходимо знать, готовы ли вы к нему:
– командир первого отделения?
– командир второго отделения?
– командир третьего отделения?
– Молодцы!
Итак,
II. Устный счёт.
Сейчас будет устный счёт, но справиться с ним только тот, кто будет внимательным:
–Увеличьте 5 на 4.( 9 )
–Первое слагаемое 2,второе слагаемое 3.Чему равна сумма? ( 5 )
–Найдите сумму чисел 4 и 2. ( 6 )
–Я задумала число, к нему прибавила 3 и получила 6.Какое число я задумала? ( 3 )
– Молодцы! Ушки вас не подвели. А теперь пускай помогут вам ваши глазки.
– Посмотрите на доску:
1+3 5+3 2+1 3+4
4+2 7+2 3+2 3+5
– Умнички!
–Что общего у всех выражений, записанных на доске??
(Все выражения на сложение, две карточки с одинаковым ответом)
–Молодцы!
–Как называются компоненты при действии сложения?
( 1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма )
– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим правилом.
– Как вы думаете, с каким?
– Какие выражения нам помогут в изучении новой темы?
– Давайте начнём работать, чтобы узнать это правило.
– Тема нашего урока: Перестановка слагаемых.
III. Изучение нового материала.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
–Положите на парту 2 синих кружка слева и 1 красный кружок справа.
(Один ученик работает у доски.)
– Сколько кружков стало? (3)
– Запишите полученное равенство. (Запись на доске 2+1=3 )
– Поменяйте кружки местами.
– Как теперь записать полученное равенство? (Запись на доске 1+2=3 )
– Что заметили?
(слагаемые поменяли местами; результат, сумма одинаковые)
–Положите на парту 2 зеленых квадратика слева и 5 желтых справа.
(Один ученик работает у доски.)
– Сколько квадратиков стало? (7)
– Запишите полученное равенство. (Запись на доске 2+5=7 )
– Поменяйте квадратики местами.
– Как теперь записать полученное равенство? (Запись на доске 5+2=7 )
– Что заметили? (поменяли местами слагаемые, сумма осталась такой же)
– Какой из этого можно сделать вывод?
– Так как числа при сложении называются: 1-е слагаемое,2-е слагаемое, сумма, то можно сделать такой вывод: от перестановки слагаемых сумма не изменяется
–Молодец!
2. Знакомство с правилом перестановки слагаемых.
–Откройте учебник (чтение правила в учебнике).Проверяем, верный ли сделали вывод.
на доске- плакат
3.Первичное закрепление нового материала.
–Положите на парту 2 синих треугольника слева и 3 красных треугольника справа.
(Один ученик работает у доски.)
– Сколько треугольников стало? (5)
– Запишите полученное равенство. (Запись на доске 2+3=5 )
–Поменяйте треугольники местами.
– Как теперь записать полученное равенство? (Запись на доске 3+2=5)
– Что заметили?
(Поменяли местами слагаемые, сумма не изменилась)
–Молодцы!
–Положите на парту 4 синих прямоугольника слева и 1 красный прямоугольника справа.
(Один ученик работает у доски.)
– Сколько прямоугольников стало? (5)
– Запишите полученное равенство. (Запись на доске 4+1=5 )
–Поменяйте прямоугольники местами.
– Как теперь записать полученное равенство? (Запись на доске 1+4=5)
– Что заметили?
(Поменяли местами слагаемые, сумма не изменилась)
–Правильно!
–Положите на парту 1 синий кружок слева и 6 красных кружков справа.
(Один ученик работает у доски.)
– Сколько кружков стало? (7)
– Запиши полученное равенство. (Запись на доске 1+6=7)
–Поменяйте кружки местами.
– Как записать полученное равенство? (Запись на доске 6+1=7)
– Что заметили?
(Поменяли местами слагаемые, сумма не изменилась)
– Какой делаем вывод?
(от перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Физкультминутка « Хомка »
(работа в группах)
4. Вторичное закрепление нового материала.
–Положите на парту 5 зелёных яблока и 2 красных.
– Сколько яблок стало? (7)
– А теперь поменяйте яблоки местами.
– Сколько яблок стало? (7)
– Какой делаем вывод?
(к 5 прибавить 2 получится 7, и к 2 прибавить 5 получится 7)
–Положите на парту2 большие машинки и 6 маленьких.
– Сколько машинок стало? (8)
– А теперь поменяйте машинки местами.
– Сколько машинок стало? (8)
– Какой делаем вывод?
(к 2 прибавить 6 получится 8, и к 6 прибавить 2 получится 8)
–Молодцы, давайте составим задачу.
(на столе учителя 1 мандарин и 8бананов)
(составление задачи)
– Молодец!
– Каким действием будете решать задачу? (сложением)
– Почему?( так как спрашивается, сколько фруктов всего)
– Запишите решение (1+8=9 (ф.))
– Ответьте на поставленный вопрос.
– Запишите ответ.
– Молодцы !
–Поменяйте условие задачи так, чтобы ответ остался прежним.
5.Самостоятельная работа
1,2группы – придумайте равенства на тему нашего урока.
3,4 - найдите значения выражений и закрасьте определенным цветом выражения с одинаковыми значениями
5(индивидуально) - посчитайте
Проверяем.
IV. Итог урока.
– Чему учились сегодня на уроке?
(мы познакомились с новым математическим правилом )
–Каким?
–Что особенно запомнилось?
–Чью работу вам бы хотелось отметить?
–Оцените вашу работу на уроке.
–Подумайте, хорошо ли вы трудились на уроке:
3)Мало старался! (на доску солнышко)
2) Могу лучше!
1) Я молодец!
–Вы все молодцы! Урок закончен.