Печорин. Кто он? Гений или злодей?

Технологическая карта урока литературы в 9 классе. Обобщающий урок после изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Используется один из приемов технологии развитие критического мышления через чтение и письмо - метод шести шляп мышления

Содержимое разработки

Технологическая карта урока литературы в 9классе

Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Губернаторская Шадринская кадетская школа-интернат»: Пономарева Светлана Николаевна

Предмет Литература

Класс 9

Тема : «Печорин. Кто он? Герой или злодей?».

Тип урока Урок обобщения изученного материала

Технологии: метод проектной деятельности

Цели: используя цветные шляпы мышления, проанализировать причины поступков героя для раскрытия «истории души человеческой»


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин


Приветствие кадетов

Сдача рапорта





1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Мотивация учебной деятельности

2мин

Чтение притчи


Активное слушание

.


Целеполагание

2мин


  • «История души человеческой»

  • Поступки героя

  • Причины

  • Раскрытие

  • Анализ

  • Цветные шляпы


Предлагают варианты формулировок целей урока

Используя ключевые слова, сформулировать цель урока

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

реализация знаний

25мин

На столе у каждой группы лежит цветная шляпа.

Нужно выразить свое мнение по каждому эпизоду в зависимости от значения шляпы.

Обсуждение в группе, высказывания.

Взамооценка, запись на оценочном листе

  1. Анализ текстового фрагмента.

  2. . Анализ кинофрагмента.

  3. Анализ одного из афоризмов Печорина

.


1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Рефлексия

2мин

Примерив шляпу, которой, может быть не было на вашем, выскажите свое отношение к уроку в соответствии со значением шляпы


Высказывание по модели:

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я сегодня узнал…

научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…




Выскажите свое отношение к уроку

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

3 мин

Оценки за урок

Дом.задание: Каждой группе составить коллаж «Черты характера Печорина»

Для желающих: написать сочинение « Письмо Печорину»



1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению



































Приложение

1. Отрывок из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя, весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла меня в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся…нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей…я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте.… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей столицы, где мог я пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага , при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышимый стон вырвался сквозь стиснутые зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, упал я на мокрую траву и, как ребенок, заплакал.

И долго я лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, мое хладнокровие- исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если бы в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. Чего мне надобно? – ее видеть? – зачем? Не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! Это новое страданье, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не ехал верхом и не принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.



Что вы можете сказать о характере Печорина на основании данного текста?













2. ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше решении задачи .
























3.Афоризмы Печорина.

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. - ("Журнал Печорина")

Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной - ("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. - ("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!. . -("Журнал Печорина", "Княжна Мери")

Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь

  • У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

  • Что началось необыкновенным образом, то должно так же и закончиться.

  • И если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так сильно заботиться.

  • Я никогда сам не открываю своих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться.

  • У меня есть предчувствие… знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет…

  • Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

  • Неужели зло так привлекательно?..

  • Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..

  • Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, — бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия.

  • Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

  • Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться.

  • Умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… прощайте!..

  • Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, — теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!..

  • Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

  • Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков… (Грушницкий)

  • Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.

  • Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

  • Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!

  • Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

  • Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

  • Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов; душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца её иссушит; она проникается своей собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие.

  • Любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова…

  • Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины.











































    1. Значение шляп( раздаточный материал)

Белая шляпа

Мыслим фактами, цифрами, без эмоций, без оценок. Только фактами.

  • Какие события произошли?

  • Даты.

  • Количество предметов.

  • Какая информация у нас есть?

  • Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает?

  • Как получить недостающую информацию?

  • Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию?

  • На какие вопросы мы должны получить ответы?

Представляем информацию о решаемой задаче.

Черная шляпа

Выявление противоречий, недостатков, их причин.

  • Что было трудно, неясно, проблематично?

  • В чем недостатки?

  • У него ничего не получится, потому что…

  • Сработает ли это?

  • Насколько это безопасно?

  • Осуществима ли эта идея?

  • Стоит ли это делать?

  • Какие слабые места?

В черной шляпе человек проявляет осторожность.

Желтая шляпа

Положительное позитивное мышление. Выделение позитивных сторон и аргументирование.

  • Что позитивного, положительного произошло?

  • Все у него получится, потому что…

  • Что в этом хорошего?

  • Каковы преимущества?

  • Кому это выгодно?

  • Откуда появятся преимущества?

  • Каковы различные ценности?

  • Зачем это делать?

  • Каковыми будут результаты?

  • Есть ли в этом выгодные стороны?

  • При каких условиях это будет выгодно?

Человек полон оптимизма, ищет преимущества.

Синяя шляпа

Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы.

  • Чего он достиг?

  • Что нужно делать дальше?

  • Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений?

  • Что можно делать дальше?

  • Чего мы хотим добиться?

  • Чего мы достигли на текущий момент?



Зеленая шляпа

Поиск новых граней в изученном материале.

  • Что можно сделать иначе, усовершенствовать?

  • Я знаю, как у него все получится…

  • Что можно предпринять в данном случае?

  • Существуют ли альтернативные идеи?

Символизирует начало и расцвет новых идей.

Красная шляпа

Изменение эмоционального состояния в связи с рассматриваемыми явлениями.

  • С какими ситуациями связаны эмоции: грусть, обида, радость?

  • Какие у меня возникают чувства?

  • Что я чувствую по поводу данной проблемы?





Сохранить у себя:
Печорин. Кто он? Гений или злодей?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки