Конспект урока русского языка в 4 классе Урок № 90 Дата: 21.01.2020г
Тема: Падеж имени прилагательного. (Стр 10-12)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель: Сформировать знания, умения и навыки обучающихся по теме «Падеж имени прилагательного»
Задачи:
1. Выявлять особенности склонения этой части речи.
2. Совершенствовать первоначальные навыки исследовательской работы.
3. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов.
4. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, любознательность, память, умения работать в паре.
5. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий и интерес к уроку.
Формируемые УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Основные понятия Словоизменение (склонение)
Оборудование: учебник «Русский язык-4кл»- 2 ч./ В.П. Канакина и др. ,тетрадь, пенал с принадлежностями, презентация, образцы соединения букв, карточки, таблица «Падежи», портрет Виноградова, словарь Ожегова
Ход урока:
1.Оргмомент
-Садитесь, ребята. Начнём урок. Прочитайте слова “Образование - это клад; труд - ключ к нему.” Пьер Буаст Слайд 1.
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
-Ребята, откройте тетради. Запишите дату, классная работа
II. Актуализация имеющихся знаний
Пальчиковая гимнастика
Минутка чистописания: «Найдите одинаковый звук» в словах булка, ветка, клетка, белка, кот Слайд 2 === будем прописывать Кк кк (вывесить образец)
Анаграммы (полученное слово должно начинаться с буквы К )
Кулак (кукла), корма (комар), приказ (каприз), кулон ( клоун), мышка (камыш), шнурок ( коршун) Слайд 3 (слайд 4 - проверка)
- Есть ли слова, значение которых вы не знаете? Давайте обратимся к словарю Ожегова стр 290 (корма – задняя часть судна, транспортного самолета)
- Составьте 2 предложения с любым образованным словом: 1 предложение, чтобы это слово было главным членом предложения, 2- второстепенным. Сделайте синтаксический разбор предложений самостоятельно, 2 ученика у доски.
Грамматическая арифметика (работа в парах- на карточках)
Кабан –ан +лук = ? (Каблук)
Корь – ь +идол – л +р = ? (Коридор)
Ква +рак – ак +тира = ? (Квартира)
Кар +то +фельдшер –дшер = ? (Картофель)
Проверка по слайду 5
- Подберите к этим словам имена прилагательные (устно)
Предлагает прочитать стихотворение на слайде 6 (задания выполняют устно, кроме разбора по составу)
Круглый, синий и зеленый,
Вкусный, сладкий и соленый,
Круглый, твердый и колючий,
Злой, холодный и трескучий,
Ясный, ласковый и смелый,
И веселый, и правдивый.
- ответить на вопрос, что интересного заметили?
-выполнить задание:
1 - к первой и четвертой строчкам подобрать сущ.
2 - разобрать по составу слова второй строчки
3 – к словам пятой строчки подобрать антонимы
4 – к словам последней строчки подобрать синонимы
Предположения детей.
Мяч Мороз
Пасмурный, грубый, трусливый
Смешной, задорный, радостный; честный, порядочный, добросовестный
-Интересно, как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами существительными, и есть ли в их связи какая-то закономерность?
-Сегодня на уроке мы выступим в роли исследователей и продолжим открывать особенности этой части речи.
III. Формулирование проблемы
- Откройте учебник на с. 10.
- Попробуйте, опираясь на эту таблицу сформулировать тему урока.
-Значит, цель нашего урока…
-Давайте составим план урока, который поможет нам ответить на основной вопрос.
-Что мы сейчас с вами делали?
- Узнать, как изменяются имена прилагательные.
Дети вместе с учителем составляют план.
Возможный вариант:
1.Что такое имя прилагательное?
2.С какой частью речи оно связано?
3.Как изменяется?
4. Выводы.
Физминутка 1 Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово-прилагательное, топнуть - не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, яркий, синичка, ловкий, прыгают, мечтал, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные, ласковое.
IV. «Открытие» новых знаний
1. Что вам уже известно об изменении имён прилагательных? (Изменяются по числам, а в ед.числе и по родам).
Докажите.
- От чего зависит род и число прилагательных?
- Вспомните, как изменяется имя существительное.
- Что значит изменить по числам и падежам?
- Раз прилагательное так тесно связано с существительным, то, что можно предположить?
Сформулируйте гипотезу, предположение
Пробуют просклонять одно прилагательное….переходим сущ + прил (СВОЁ, 1 вариант в ед.числе, второй вариант – во мн.числе)
-Наблюдения лесная ягода, лесные ягоды (2 ученика у доски).
-Все согласны?
-Одинаковые или разные окончания имён прилагательных вы написали при склонении?
-От чего это зависит?
-Какой вывод вы можете сделать?
-Так как же согласуются, т.е. как связаны имена прилагательные и имена существительные?
2. Работа по учебнику
стр 11 упр 18 – по заданию ( + морфологический разбор слова «инеем») ( для слабых учеников – Памятка 1 в учебнике стр 146)
-Давайте проверим, что у вас получилось.
-Обмен работами, проверка.
-Наши выводы подтверждаются?
Если имя прилагательное зависит от существительного, то оно изменяется не только по родам и числам, но и по падежам, то есть склоняется.
Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.
Физминутка 2
-Русский лингвист ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил эту часть речи следующим образом: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений».
-Я предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть прилагательные, а вы - показывать ту часть тела или лица, которые помогут этот признак определить.
Скользкий, ароматный, тяжёлый, громкий, холодный. низкий, умный, мягкий, добрый, кислый, вкусный, …
VI. Развитие умений.
- Напомните, к какому выводу вы пришли.
1.Составление алгоритма «Как определить падеж имён прилагательных»
-На уроке вы определяли грамматические признаки имени прилагательного. Используя новые знания, попробуйте составить алгоритм «Как определить падеж имён прилагательных».
-Все согласны?
-Давайте проверим себя на стр 12 – правило
Гимнастика для глаз «Найди предмет»
2.Закрепление нового знания.
-Готовый алгоритм поможет нам при выполнении разных заданий.
Прочитайте текст.(инд работа по карточке)
Пришла морозная зима. Укрыла белоснежным покрывалом поля, намела высокие сугробы в лесу. Реки, озёра, пруды покрылись толстым льдом. Все деревья в серебристом инее. Сказочная картина!
-Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж, выделите окончания в сущ и прил
-Как мы это будем делать?
Образец записи: зима (какая?) морозная; покрывалом(каким?) белоснежным, …. Слайд 7
-Оцените свою работу.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО : Упр. 17 стр.11- по рядам (склоняет)
1 ряд – овощной суп
2 ряд – ночное небо
3 ряд – земная кора
V.Итог урока. Рефлексия
-Вот и подходит к концу наш урок. Какие задачи перед нами стояли? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока). По вашему мнению, цель урока достигнута?
-Чем удивило вас сегодня имя прилагательное?
- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. Учитель записывает слова на доске.
Урок (какой?)…( Отличный, хороший или плохой, скучный или интересный, бесполезный или поучительный…)
-Как много добрых, интересных слов вы подобрали!
-Всем спасибо за плодотворную работу! Вы хорошо потрудились. Приобрели новые знания, т.е клад.
Домашнее задание - стр 12 упр 20 , стр 11-12 – выучить правила Слайд 8
РЕЗЕРВ - на листах А4
Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь. Название произведения и автора, дописать окончания прил, указать их род, число и падеж.
1 группа
на стар… болоте
мудр… советом
в лягушечь.. коже
в прекрасн… царевну
2 группа
хрустальн….. туфельку
на сказочн… балу
у королевск…дворца
от добр… феи
3 группа
отважн… девочка
трудн… путём
с добр… друзьями
к снежн… королеве
4 группа
крошечн… девочку
топк… болото
от стар…крота
молоденьк… эльфа