Падеж имени прилагательного

Цель: Сформировать знания, умения и навыки обучающихся по теме «Падеж имени прилагательного»

Задачи:

1. Выявлять особенности склонения этой части речи.

2. Совершенствовать первоначальные навыки исследовательской работы.

3. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов.

4. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, любознательность, память, умения работать в паре.

5. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий и интерес к уроку.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 4 классе Урок № 90 Дата: 21.01.2020г

Тема: Падеж имени прилагательного. (Стр 10-12)

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: Сформировать знания, умения и навыки  обучающихся по теме «Падеж имени прилагательного»

Задачи:

1. Выявлять особенности склонения этой части речи.

2. Совершенствовать первоначальные навыки исследовательской работы.

3. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных вопросов.

4. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, любознательность, память, умения работать в паре.

5. Воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальных заданий и интерес к уроку.

Формируемые УУД

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Основные понятия Словоизменение (склонение)

Оборудование: учебник «Русский язык-4кл»- 2 ч./ В.П. Канакина и др. ,тетрадь, пенал с принадлежностями, презентация, образцы соединения букв, карточки, таблица «Падежи», портрет Виноградова, словарь Ожегова

Ход урока:

1.Оргмомент

-Садитесь, ребята. Начнём урок. Прочитайте слова “Образование - это клад; труд - ключ к нему.” Пьер Буаст Слайд 1.

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-Ребята, откройте тетради. Запишите дату, классная работа

II. Актуализация имеющихся знаний

Пальчиковая гимнастика

  1. Минутка чистописания: «Найдите одинаковый звук» в словах булка, ветка, клетка, белка, кот Слайд 2 === будем прописывать Кк кк (вывесить образец)

  2. Анаграммы (полученное слово должно начинаться с буквы К )

Кулак (кукла), корма (комар), приказ (каприз), кулон ( клоун), мышка (камыш), шнурок ( коршун) Слайд 3 (слайд 4 - проверка)

- Есть ли слова, значение которых вы не знаете? Давайте обратимся к словарю Ожегова стр 290 (корма – задняя часть судна, транспортного самолета)

- Составьте 2 предложения с любым образованным словом: 1 предложение, чтобы это слово было главным членом предложения, 2- второстепенным. Сделайте синтаксический разбор предложений самостоятельно, 2 ученика у доски.

  1. Грамматическая арифметика (работа в парах- на карточках)

Кабан –ан +лук = ? (Каблук)

Корь – ь +идол – л +р = ? (Коридор)

Ква +рак – ак +тира = ? (Квартира)

Кар +то +фельдшер –дшер = ? (Картофель)

Проверка по слайду 5

- Подберите к этим словам имена прилагательные (устно)

  1. Предлагает прочитать стихотворение на слайде 6 (задания выполняют устно, кроме разбора по составу)

Круглый, синий и зеленый,

Вкусный, сладкий и соленый,

Круглый, твердый и колючий,

Злой, холодный и трескучий,

Ясный, ласковый и смелый,

И веселый, и правдивый.

ответить на вопрос, что интересного заметили?

-выполнить задание:

1 - к первой и четвертой строчкам подобрать сущ.

2 - разобрать по составу слова второй строчки

3 – к словам пятой строчки подобрать антонимы

4 – к словам последней строчки подобрать синонимы

Предположения детей.

  1. Мяч Мороз

  1. Пасмурный, грубый, трусливый

  1. Смешной, задорный, радостный; честный, порядочный, добросовестный



-Интересно, как «прикладываются», как связываются имена прилагательные с именами существительными, и есть ли в их связи какая-то закономерность?

-Сегодня на уроке мы выступим в роли исследователей и продолжим открывать особенности этой части речи.

III. Формулирование проблемы

- Откройте учебник на с. 10.

- Попробуйте, опираясь на эту таблицу сформулировать тему урока.

-Значит, цель нашего урока…

-Давайте составим план урока, который поможет нам ответить на основной вопрос.

-Что мы сейчас с вами делали?

- Узнать, как изменяются имена прилагательные.

Дети вместе с учителем составляют план.

Возможный вариант:

1.Что такое имя прилагательное?

2.С какой частью речи оно связано?

3.Как изменяется?

4. Выводы.

Физминутка 1 Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово-прилагательное, топнуть - не является прилагательным.

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных  и видим множество признаков: веселый, глупый, яркий, синичка, ловкий, прыгают, мечтал, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные, ласковое.

IV. «Открытие» новых знаний

1. Что вам уже известно об изменении имён прилагательных? (Изменяются по числам, а в ед.числе и по родам).



Докажите.

- От чего зависит род и число прилагательных?

- Вспомните, как изменяется имя существительное.

- Что значит изменить по числам и падежам?

- Раз прилагательное так тесно связано с существительным, то, что можно предположить?

Сформулируйте гипотезу, предположение

Пробуют просклонять одно прилагательное….переходим сущ + прил (СВОЁ, 1 вариант в ед.числе, второй вариант – во мн.числе)

-Наблюдения лесная ягода, лесные ягоды (2 ученика у доски).

-Все согласны?

-Одинаковые или разные окончания имён прилагательных вы написали при склонении?

-От чего это зависит?

-Какой вывод вы можете сделать?

-Так как же согласуются, т.е. как связаны имена прилагательные и имена существительные?

2. Работа по учебнику

стр 11 упр 18 – по заданию ( + морфологический разбор слова «инеем») ( для слабых учеников – Памятка 1 в учебнике стр 146)

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Обмен работами, проверка.

-Наши выводы подтверждаются?

Если имя прилагательное зависит от существительного, то оно изменяется не только по родам и числам, но и по падежам, то есть склоняется.

Вывод: Имена прилагательные изменяются по падежам и числам, т.е. склоняются.

Физминутка 2

-Русский лингвист ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил эту часть речи следующим образом: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений».

-Я предлагаю вам немного поиграть. Я буду называть прилагательные, а вы - показывать ту часть тела или лица, которые помогут этот признак определить.

Скользкий, ароматный, тяжёлый, громкий, холодный. низкий, умный, мягкий, добрый, кислый, вкусный, …

VI. Развитие умений.

- Напомните, к какому выводу вы пришли.

1.Составление алгоритма «Как определить падеж имён прилагательных»

-На уроке вы определяли грамматические признаки имени прилагательного. Используя новые знания, попробуйте составить алгоритм «Как определить падеж имён прилагательных».

-Все согласны?

-Давайте проверим себя на стр 12 – правило

Гимнастика для глаз «Найди предмет»

2.Закрепление нового знания.

-Готовый алгоритм поможет нам при выполнении разных заданий.

Прочитайте текст.(инд работа по карточке)

Пришла морозная зима. Укрыла белоснежным покрывалом поля, намела высокие сугробы в лесу. Реки, озёра, пруды покрылись толстым льдом. Все деревья в серебристом инее. Сказочная картина!

-Выпишите из текста словосочетания сущ. (x) + прил. , укажите род, число, падеж, выделите окончания в сущ и прил

-Как мы это будем делать?

Образец записи: зима (какая?) морозная; покрывалом(каким?) белоснежным, …. Слайд 7

-Оцените свою работу.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО : Упр. 17 стр.11- по рядам (склоняет)

1 ряд – овощной суп

2 ряд – ночное небо

3 ряд – земная кора

V.Итог урока. Рефлексия

-Вот и подходит к концу наш урок. Какие задачи перед нами стояли? Насколько их реализовали? (вернуться к задачам урока). По вашему мнению, цель урока достигнута?

-Чем удивило вас сегодня имя прилагательное?

- Каким был урок? Выберите для его описания 1 слово - имя прилагательное. Учитель записывает слова на доске.

Урок (какой?)…( Отличный, хороший или плохой, скучный или интересный, бесполезный или поучительный…)

-Как много добрых, интересных слов вы подобрали!

-Всем спасибо за плодотворную работу! Вы хорошо потрудились. Приобрели новые знания, т.е клад.



Домашнее задание - стр 12 упр 20 , стр 11-12 – выучить правила Слайд 8







РЕЗЕРВ - на листах А4

Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь. Название произведения и автора, дописать окончания прил, указать их род, число и падеж.

1 группа

на стар… болоте

мудр… советом

в лягушечь.. коже

в прекрасн… царевну

2 группа

хрустальн….. туфельку

на сказочн… балу

у королевск…дворца

от добр… феи

3 группа

отважн… девочка

трудн… путём

с добр… друзьями

к снежн… королеве

4 группа

крошечн… девочку

топк… болото

 от стар…крота

молоденьк… эльфа









































Сохранить у себя:
Падеж имени прилагательного

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки