Конспект открытого урока
Предмет: русский язык класс: 9
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ОГЭ )
ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к основному государственному экзамену по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов)
Задачи:
Образовательные
Продолжить работу с текстом.
Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения, выполнению тестовой части.
Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения — рассуждения.
Развивающие:
Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
Воспитательные:
Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения листа самооценки.
Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
Оборудование урока: мультимедийный комплекс, лист самооценки (на каждого учащегося), презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».
Ход урока.
Вступительное слово учителя. (Слайд № 1)
— Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, — хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цели урока).
Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что нам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд 2)
Текст
Тема текста
Идея текста
Стиль текста
Тип речи
Основные орфограммы и пунктограммы
— Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.
А в качестве эпиграфа предлагаю вам замечательное высказывание Марины Ивановны Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».(Слайд 3)
— Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк.
2. Слово учителя об авторе — публицисте.(слайд 4)
— Работать сегодня мы будем с текстом Василия Александровича Сухомлинского.
Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики, который воспитывал духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.
3. Представление текста «Доброта».
-Я предлагаю вам прослушать текст В.А.Сухомлинского. (аудиозапись). Слушание текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь определить характерные для него признаки: тема, стиль, тип, идея.
(1) Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал – добрым. (4) Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота.
(6) И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.(7) Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8) Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(9)Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.(11) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. 12)Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
Повторение теоретических сведений
А) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность
Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится) (о воспитании человечности-добрых чувств)– Как вы понимаете смысл слова «человечность» и «доброта»?
Первая группа будет работать с понятием «человечность», а вторая- со словом «доброта». Подумайте и ответьте, оформите свои мысли с помощью ассоциограммы. Как она будет выглядеть, ваше дело (солнышко ли, цветок ли или что-то ещё???Дайте волю своей фантазии!!! Время на обдумывание - 2 минуты
Итак, представьте своё творчество!!!
Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.
Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.
Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.
Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.
Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.
Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.
Доброта - это стремление помочь людям, причём, не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку.
Скажите, а можно ли поставить = между данными понятиями? А как же называются эти слова? (СИНОНИМЫ). Итак, мы пришли к выводу, что понятия «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ « И «ДОБРОТА»- СИНОНИМЫ.
Ребята, скажите, — Где можно найти лексическое значение слова?
— Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).
А давайте обратимся к разным толковым словарям и проверим, насколько мы оказались ПРАВЫ?
Каждая группа работает с толковым словарём разных авторов. 1 гр. Ищет толкование слова человечность, а 2-я доброта.
Время на подготовку -1 минута
Доброта — Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
— Ребята, а как, по мнению Вас.Александр. Сухомлинского, можно стать добрым, человечным? Что нужно для этого делать? (ЗАБОТИТЬСЯ, ВОЛНОВАТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ И ПЕЧАЛИТЬСЯ).
Об этом говорили и великие люди.
«Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих» (древний мыслитель и философ Китая Конфуций)
« Доброта – язык, который могут слышать глухие и видеть слепые».
Марк Твен , американский писатель, журналист и общественный деятель . (Слайд 5)
А по мнению Василия Александровича Сухомлинского , Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
В)- Какой тип речи представлен в этом тексте?(РАССУЖДЕНИЕ)
Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты.
Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их в свои тетради. Вы можете сформулировать микротему как своими словами, так цитатами из текста. Время на подготовку- 2 минуты!!!
(1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота
2.Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.
3. следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный. (слайд 6)
г). — К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему)
5. Работа над приемами сжатого изложения (памятка-слайд 9)
— Давайте вспомним, какие существуют основные приемы сжатия текста (ИСКЛЮЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ, УПРОЩЕНИЕ)
— Используя данные приёмы, примените компрессию (сжатие) к тексту. 1-я группа - 1 абзац, 2- я - 2-й , а с 3-м мы поработаем вместе. ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ -2 минуты
(ответы учеников, показ образца (слайд 7)
Пример сжатого изложения
Многие ребята, отвечая на вопрос, каким человеком им хочется стать, отвечали: сильным, мужественным, умным... И никто не сказал: добрым. Но ведь без доброты невозможна душевная красота человека.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются вместе с познанием важнейших истин. Самая главная из них – ценность жизни. Человечность и доброта рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
Добрые чувства – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми друг к другу, к окружающему живому миру. Следование путем добра – самый приемлемый и единственный для человека путь. Он испытан, верен и полезен всем.
А сейчас немного отдохнём!!! Но для этого вам нужно вспомнить, что такое фразеологизмы.
Слово «добро» в русском языке всегда связано с чем-то хорошим, позитивным, приятным и благожелательным для человека. И фразеологизмы со словом «добро» охотно используются людьми в разговорной речи.
( Я вам раздам листочки, на которых написаны фразеологизмы. Сейчас я буду объяснять их значение, а ваша задача- определить, о каком устойчивом сочетании идёт речь) .
1.О добром, отзывчивом человеке говорят : « У него… Доброе сердце
2.Это устойчивое сочетание используется в качестве приветствия. Дословно же означает одобрение прихода гостей. «Добро пожаловать!»
3.О положении дел, когда все должно оставаться по-прежнему, когда нет смысла менять существующее положение вещей, говорят.. От добра добра не ищут
4.Разрешить что-то делать, одобрить какое-либо начинание, значит
Дать добро
5.Так отзываются о хорошем молодом человеке
Добрый малый
6.Об успешном, хорошем начале какого-либо дела говорят…
Доброе начало
7.Если человек очень-очень добрый, то можно услышать, что он… Добрейшей души человек
8. Ну а если совершается какое-то действие, которое может привести к плохим последствиям, никому не секрет, что это… Добром не кончится .
А знаете ли вы, ЧТО у каждого человека есть особо благоприятные моменты времени, когда все дела выполняются успешно? Именно такие моменты получили название доброго часа. Поэтому я желаю ВСЕМ присутствующим здесь успехов во всех ваших делах и говорю «В добрый час!»
6). Выполнение тестовых заданий ОГЭ (на слайдах 8-15)
– А сейчас перейдём к выполнению тестовых заданий по тексту.
(Свои ответы вам нужно занести в тетрадь )
1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?
а) Современное поколение ставит доброту в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость;
б) Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.;
в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова; (ответ: б)
2. Из предложений 1-4выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН- , пишется НН. (МУЖЕСТВЕННЫМ)
3. Замените словосочетание ценность жизни (пр.7) , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. (Жизненная ценность)
4. Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным распространенным приложением (5)
5. Замените книжное слово «Доблесть» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. (ОТВАГА, МУЖЕСТВО, ГЕРОЙСТВО)
6. Среди предложений 6-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным(неоднородным) и последовательным подчинением придаточных. (7) Постройте схему этого предложения.
7.Укажите количество грамматических основ в предложении 12. ( 3)
8.Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. (6). Постройте схему предложения
________________________________________
Взаимопроверка. Меняются тетрадями. Проверяем по слайду, коллективно анализируем ответы, исправляем ошибки, если они есть. Выставляем оценки за тест.
ОТВЕТЫ: слайд 16
№ задания | Ответ |
1 | б |
2 | МУЖЕСТВЕННЫМ |
3 | Жизненная ценность |
4 | 5 |
5 | ОТВАГА, МУЖЕСТВО, ГЕРОЙСТВО |
6 | 7 |
7 | 3 |
8 | 6 |
5. Итог урока (рефлексия).
Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы на уроке. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Оцените свою деятельность отметкой: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», выбрав фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Ловить ворон Слайд 17
Итак, возвращаясь к поставленным в начале урока целям, делаем выводы.
— Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
— Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике, продолжили подготовку к итоговой аттестации.
!!! Ребята, очень важно знать язык, уметь владеть его богатством. Работа над своей речью – очень трудная задача, но это нужно делать, иначе ваша речь будет такой же бедной, как у одного из героев стихотворения Роберта Рождественского «Разговор со случайным знакомым» (Инсценировка)
- Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
- Смотри, как вкрадчивый туман
Прижался к молодой воде…
-Где?
_Он полностью поклялся ей,
Он взял в свидетели луну!
- Ну?!
-Они сейчас уйдут в песок,
Туда, где не видать ни зги…
- Гы!
-И, ощутив побег реки,
В беспамятстве забьется ерш…
-Врешь!
-Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…
-Ха!
-А сколько музыки в степях,
В предутреннем дрожанье рос…
-Брось!
-Да погоди! Почувствуй ночь,
Крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны.
Прожить и не понять снега?
-Ага.
!!Несомненно, среди вас нет таких, как один из героев данного стихотворения, так как Вы постоянно развиваете свою речь и пополняете словарный запас.
6. Домашнее задание: (разноуровневое, на выбор учащегося) (слайд 16)
— Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего задания.
1.Сложный уровень:написать сочинение-рассуждение на тему «Добрый ли я человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения не менее 70 слов
2. Средний: выполнить тест на сайте «РЕШУ ОГЭ»
3. Простой: написать сжатое изложение по аудиозаписи.
Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение малоизвестного поэта Алексея Нескородова, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.
Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!
Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!
— Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.