Открытый урок "Полезные ископаемые" 3 класс

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в жизни человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантность.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Содержимое разработки

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в жизни человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Воспитывать толерантность.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте ребята! Сегодня вы мои ученики. И урок окружающего мира у вас проведу я. Разрешите представиться, меня зовут Юлия Николаевна. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите сейчас улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение.

Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №)

(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)

- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.

3. Мотивация и постановка целей урока:

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс это научная лаборатория. А мы с вами – научные сотрудники. Вы рассажены в группы по 6 человек. И нам предстоит много трудиться. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.


–И вот первый вопрос вам. Как вы понимаете значение слова «копать», слова «польза»? (Заслушиваются все варианты ответов)




Копать - разрыхлять; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать;

Польза - выгода, хорошие последствия.

- А как вы думаете, что такое ископаемое?

  • Теперь примените данные сведения и попробуйте сформулировать тему урока (Каждая группа дает свой ответ) «Полезные ископаемые»

  • - Правильно, тема нашего урока «Полезные ископаемые» (слайд)


- Сегодня на уроке нам предстоит найти научный ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые?».

2 этап. Мотивация и целеполагание. Презентация.

- А теперь повернитесь полубоком и всем внимание на доску. Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды )





Постановка проблемы на уроке:

— Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

3. Знакомство с новым материалом. — Итак, мои маленькие, коллеги, переходим к теме урока. И сегодня мы вспомним, что называют полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, где их добывают и для чего их добывают.

4 этап. Планирования поиска способа решения.

- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение что такое “Полезные ископаемые”.



(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в экономике) Ведь полезные ископаемые очень нужны экономике. (слайд).

- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

-Сейчас я вам раздам каждой команде листочек с таблицей, посмотрите, она пока незаполнена, но к концу урока мы с вами ее полностью заполним.

Свойства полезных ископаемых.

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая; маслянистая

коричневый

горючесть

топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

черный

горючесть

топливо

Гранит

Очень твердое

тяжелый

красный, серый, белый

прочность

строительство

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

 Отгадайте, что же это? (Слайд №- нефть)

-Правильно это нефть. Нефть еще по - другому называют «черным золотом».

Нефть (слайд). Исследование. Показ учителем опыта и заполнение таблицы. Вывод (слайд). -Если вы отгадаете следующую загадку, то сможете узнать какое же полезное ископаемое мы будем исследовать.

Он черный и блестящий

Людям помощник настоящий

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд). План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства. 5. Где используют и на основании какого свойства?

- Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.


-Следующее ископаемое, которое нам предстоит изучить это...


Порода горного царства

Из шпата, слюды и кварца. ( Гранит)

План изучения свойств гранита (слайд).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

- Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд).

- Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 46- 50. Приложение: Конверт №2.

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2. Вы должны будете прочитать и подчеркнуть самое важное о способах добычи полезных ископаемых. В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд ).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения)

- Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд ).

По научному эта схема называется кластер.

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (рассказать о соли и природном газе)



6 этап. Бережное использование.

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Что же должен делать человек, чтобы правильно использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд ).

-Ребята, давайте подумаем какой вывод мы с вами сделаем.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд ).

- Какую проблему ставили в начале урока?



9этап. Оценивание работы.

Как работала ваша команда? Кого бы ты отметил как самого активного?

Оценка в группе. Понравилось ли вам работать в группе, вместе?

Оцените свое настроение в конце урока. У вас на партах лежат листочки, нарисуйте там смайлик.

1 0этап. Домашнее задание (слайд )

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области. (песок , глина)

Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.









Сохранить у себя:
Открытый урок "Полезные ископаемые" 3 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки