Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в жизни человека и показать необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Воспитывать толерантность.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.
-Здравствуйте ребята! Сегодня вы мои ученики. И урок окружающего мира у вас проведу я. Разрешите представиться, меня зовут Юлия Николаевна. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарите сейчас улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение.
Только та деятельность, которая выполняется с интересом и радостью, основана на дружбе и выручке, приносит результат (Слайд №)
(Высвечиваются слова: дружба, интерес, радость, знание)
- Хором прочитаем эти слова, пусть они будут девизом нашего сегодняшнего урока.
3. Мотивация и постановка целей урока:
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс это научная лаборатория. А мы с вами – научные сотрудники. Вы рассажены в группы по 6 человек. И нам предстоит много трудиться. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
–И вот первый вопрос вам. Как вы понимаете значение слова «копать», слова «польза»? (Заслушиваются все варианты ответов)
Копать - разрыхлять; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать;
Польза - выгода, хорошие последствия.
- А как вы думаете, что такое ископаемое?
Теперь примените данные сведения и попробуйте сформулировать тему урока (Каждая группа дает свой ответ) «Полезные ископаемые»
- Правильно, тема нашего урока «Полезные ископаемые» (слайд)
- Сегодня на уроке нам предстоит найти научный ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые?».
2 этап. Мотивация и целеполагание. Презентация.
- А теперь повернитесь полубоком и всем внимание на доску. Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды )
Постановка проблемы на уроке:
— Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
3. Знакомство с новым материалом. — Итак, мои маленькие, коллеги, переходим к теме урока. И сегодня мы вспомним, что называют полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, где их добывают и для чего их добывают.
4 этап. Планирования поиска способа решения.
- Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение что такое “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” - природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют в экономике) Ведь полезные ископаемые очень нужны экономике. (слайд).
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
-Сейчас я вам раздам каждой команде листочек с таблицей, посмотрите, она пока незаполнена, но к концу урока мы с вами ее полностью заполним.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
-Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать о чем я говорю:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Слайд №- нефть)
-Правильно это нефть. Нефть еще по - другому называют «черным золотом».
Нефть (слайд). Исследование. Показ учителем опыта и заполнение таблицы. Вывод (слайд). -Если вы отгадаете следующую загадку, то сможете узнать какое же полезное ископаемое мы будем исследовать.
Он черный и блестящий
Людям помощник настоящий
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали.
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд). План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; Если нет следа от гвоздя, то очень твердый. 4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства. 5. Где используют и на основании какого свойства?
- Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.
-Следующее ископаемое, которое нам предстоит изучить это...
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. ( Гранит)
План изучения свойств гранита (слайд).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Вывод по таблице о граните.
- Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд).
- Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.
- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 46- 50. Приложение: Конверт №2.
- Как вы думаете, кто такие геологи?
- Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2. Вы должны будете прочитать и подчеркнуть самое важное о способах добычи полезных ископаемых. В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд ).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован. Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)
- Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд ).
По научному эта схема называется кластер.
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (рассказать о соли и природном газе)
6 этап. Бережное использование.
- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
- Что же должен делать человек, чтобы правильно использовать богатства подземных кладовых?
7 этап. Вывод (слайд ).
-Ребята, давайте подумаем какой вывод мы с вами сделаем.
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд ).
- Какую проблему ставили в начале урока?
9этап. Оценивание работы.
— Как работала ваша команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
Оценка в группе. Понравилось ли вам работать в группе, вместе?
Оцените свое настроение в конце урока. У вас на партах лежат листочки, нарисуйте там смайлик.
1 0этап. Домашнее задание (слайд )
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области. (песок , глина)
Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.