Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему «Правописание приставок»

Открытый урок по русскому языку

в 3 классе

на тему «Правописание приставок»

Содержимое разработки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»



Открытый урок по русскому языку

в 3 классе

на тему «Правописание приставок»







Урок подготовила

Учитель начальных классов

МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»

Хаджалова Фатима Магомедовна



дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2018 Г

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

на тему «Правописание приставок»

Тип урока: урок повторительно-обобщающий.

Цель урока:

  • формирование умений:

  1. правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

  2. работать в паре, в группах;

  3. развивать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные компетенции.

Задачи:

Обучающая:

  • создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Правописание приставок» и применению их в учебных ситуациях.

Развивающая:

  • содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач;

  • способствовать формированию умений работать в группе, развитию коммуникативной компетенции.

Воспитательная:

  • способствовать формированию уважительного отношения друг к другу;

  • воспитывать любовь к своему родному языку;

  • воспитывать уважительное отношение к грамотному письму.



Оборудование урока:

  1. раздаточный материал;

  2. презентация;

  3. сигналы с буквами з, с:

  4. рефлексивная мишень;

  5. карточки с именами учащихся















План урока

  1. «Организация».



  1. «Вызов».

  1. Актуализация знаний.

  2. Формулировка темы урока.

  3. Мотивирование к учебной деятельности.



  1. «Осмысление».

  1. Постановка учебной задачи.



  1. «Повторение».

1. Работа с первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание

1.2.Опасная приставка с-

2. Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение

2.2.Отгадывание кроссворда в группах.

3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».

3.1.Проверочное задание.

4. Контролируй себя.

  1. «Рефлексия».

  1. Обобщение результатов урока, подведение итогов.

  2. Самоанализ.



  1. Домашнее задание.















Ход урока.



Этапы урока



ИКТ


Содержание этапа



Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Планируемые результаты (УУД)


I.

«Организация».





Приветствует учащихся, создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

- Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Сегодня у нас открытый урок, на котором присутствуют учителя нашей школы. Желаю вам, ребята, удачи на уроке, хороших оценок!


Приветствуют учителя, настраиваются на работу



II.

«Вызов».






Организует работу в тетрадях:

- Откройте тетради. Запишите число.

- Запишите на полях балл настроения от 0 до 10, с которым вы пришли на урок русского языка.

Открывают тетради, записывают число, указывают балл настроения на полях.


Личностные: самооценка

Актуализация знаний.



Задаёт вопросы:

  1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова.

  2. Из каких значимых частей состоят слова?

  3. Какие морфемы служат для образования новых слов?

  4. С какой морфемой мы работали на протяжении нескольких уроков?

Отвечают на вопросы:

  1. Морфемика.


  1. Приставка, корень, суффикс, окончание.


  1. Приставка, суффикс.


  1. Мы работали с приставкой.

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

умение давать полный ответ

Формулирование темы урока



Задаёт вопрос:

- Ребята, попытайтесь, предположить, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Формулируют тему урока:

- «Правописание приставок»

Регулятивные: формулирование темы

Мотивирование к учебной деятельности



Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Сегодня у нас будет урок повторения, мы будем проверять свои индивидуальные знания, работать в паре, группах, а в конце урока вы оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Узнают о видах работ на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

III.

«Осмысление».








Постановка учебной задачи.



Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):

- Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.





- Поставим учебные задачи на урок.






Под руководством учителя составляют кластер:



Ставят учебные задачи на урок:

-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,



приставок на з, с и приставок при- и пре-.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: формулирование гипотез

IV.

«Повторение».

1.Работа с

первой группой приставок «Неизменяемые приставки».

1.1.Проверочное задание







1.2.Опасная приставка с-








Задаёт вопрос:

- Назовите неизменяемые приставки.



- Сформулируйте правило, о правописании этих приставок.



Учитель предлагает учащимся выполнить проверочное задание:

- Ребята, прочитаем задание.




- Какие слова вы выписали?


- Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-. Поработаем с этой приставкой.

-Какое правило вам известно про приставку с-?



- Выполним задание на карточке №1 «Потренируемся!»



- Проверим!

Отвечают на вопросы:

- В-, во-, за-, по-, под, подо-, до-, про-, с-, со-, на-, над- и т.д.


Формулируют правило:

- Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.


Читают задание:

- Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

- (сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить).




Формулируют правило:

- В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-. Слова исключения: зги, здоровье, здесь, здание.

Читают задание:

- Вставьте в следующие слова пропущенную букву.

Вставляют букву с или з.

Проверяют.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

Физкультминутка


Проводит физкультминутку

Поднимает руки класс – это «РАЗ».
Повернулась голова – это «ДВА».
Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».
Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».
Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».
Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».



2.Работа со второй группой приставок «Приставки на з-, с».

2.1.Проверочное упражнение









2.2.Отгадывание кроссворда в группах.



Задаёт вопрос:

- Назовите приставки, оканчивающиеся на з-, с-.

- Когда на конце этих приставок пишется з-? А с-?


- Читаем задание на карточке № 2.








- Взаимопроверка по ключу.


- Вспомните, когда мы пишем две буквы с?

- Отгадайте кроссворд.


- Проверим кроссворд.


Отвечают на вопросы:

- Раз – рас, низ – нис, воз – вос, вз – вс, из – ис, без – бес.

Формулируют правило.



Читают задание:

- Вставьте в словах пропущенную букву:

Бе..мерно, и..пользовать, во..поминание, ра..жигать, ни..падающие, бе..ценный, бе..шумный, в..бираться, ра..топить, бе..численные.

Вставляют орфограмму.


Проверяют друг у друга в парах.


- Когда одна буква входит в приставку, а другая – в корень.

Отгадывают кроссворд по группам.


3. Работа с третьей группой приставок «Приставки при- и пре».


3.1.Проверочное задание.





Задаёт вопрос:

- Когда пишется гласная и в приставке при-?


- Когда пишется гласная е в приставке пре-?


- Внимательно слушаете словосочетание, которое необходимо заменить словом с приставкой при- или пре-, полученное слово записываем в тетрадь:

  • Участок при усадьбе

  • Полоса около берега

  • Чуть открыть окно

  • Очень странный случай

  • Загородить дорогу

  • Встать не во весь рост

  • Очень старый человек

  • Присоединить пуговицу к ткани

Отвечают на вопросы:

- Когда выполняются значения: присоединение, прибавление, приближение, неполнота действия, расположение вблизи чего-нибудь.

- Когда выполняются значения:

  • близка к слову очень.

  • можно заменить приставкой пере-.

Выполняют у доски:





  • приусадебный

  • прибрежная

  • приоткрыть

  • престранный

  • преградить

  • привстать

  • престарый

  • пришить

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

4.Контролируй себя.


Предлагает прочитать наизусть выразительно стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёву Владу.

- Выпишите из текста слова в три столбика: 1) с неизменяемыми приставками; 2) с приставками, оканчивающимися на з-, с-,; 3) с приставками при-, пре-.



- Проверим!

Читает стихотворение С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Кочнёв Влад.



Выписывают слова:

с неизменяемыми приставками

с приставками, оканчивающимися на з-, с-

с приставками при-, пре-

Сжаты, скатилось, осталось, увидал, запрягался

взрытая

примечталось


Регулятивные: контроль, самоконтроль.

V.

«Рефлексия».

Обобщение результатов урока, подведение итогов.



Задаёт вопросы:

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Урок дал мне для жизни…продолжите?

- Было ли трудно?

Урок я хотела бы закончить словами

К. И. Чуковского: 

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Отвечают на вопросы:



Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: саморегуляция.

Самоанализ




Оцените себя по «Рефлексивной мишени».

Оценивают себя по «Рефлексивной мишени».



Личностные: самоопределение,

самооценка














VI.

Домашнее задание.



  1. На карточке№3.

Перепишите текст, вставляя недостающие орфограммы. Объясните написание приставок.

 

Обманчивый лес

Однажды, охотясь в густом лесу, король Генрих напал на след пр...красной горной козы и, пр...следуя ее, отстал от своей охотничьей свиты на большое ра...стояние.

Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись п...гоней, что ...скоре не стало слышно даже их лая. Между тем нез...метно ...гущался вечер, и н...ступила ночь. Тут король понял, что заблудился. И...дали д...носились призывные звуки охотничьих рогов, но чем ближе, как казалось королю, он шел к ним, тем слабее звучали рога. С досадой в...помнил Генрих о том, как ...бивчивы и капризны громкие звуки в горных лесах и какой предательский пересмешник - горное эхо. Но было уже поздно. Пр...дстояло переночевать в лесу.

(По А. Куприну)


  1. Упражнение 656 (списать, найти слова с приставками, приставки выделить)



Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение






Сохранить у себя:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему «Правописание приставок»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки