МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
Открытый урок по русскому языку
в 1 классе
на тему «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.»
Урок подготовила
Учитель начальных классов
МКОУ «КИРОВАУЛЬСКАЯ СОШ»
Хаджалова Фатима Магомедовна
дАТА ПРОВЕДЕНИЯ-2017 Г
Конспект урока в 1 классе по программе «Школа России»
Тема. Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Тип урока. Решение учебной задачи.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению со звуком [ш] и буквой Ш, ш.
Задачи:
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению условного обозначения глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;
- обеспечить закрепление умения перекодировать звуковую форму слова в буквенную на основе звуковых моделей слов;
- обеспечить закрепление приема воспроизведения слов вслух на основе его звукобуквенной модели;
- способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;
- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.
Личностные УУД: способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, диск «Обучение грамоте», карточки для работы в группах, учебник «Азбука» (2 часть), картинки (в словах звук [ш], индивидуальные карточки,
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1.
Прозвенел звонок, урок начинается.
Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте повернемся и поприветствуем наших гостей. Садитесь.
Я дарю вам свою улыбку, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, радость этого дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам, дорогие ребята, и вам, уважаемые гости, хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Итак, начинаем урок литературного чтения.
II. Подготовка к работе на основном этапе.
- Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата.
1) Дыхательная гимнастика.
«Ароматный цветок»
- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».
2) Артикуляционная разминка
«Губы»
- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.
3) Упражнение для дикции.
Учитель произносит скороговорку «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь?». Дети произносят скороговорку размеренно хором.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Назовите звук, который часто повторяется в этой скороговорке. (ш)
- Сформулируйте тему урока.
(на доске вывешивается тема урока)
- Какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке?
(На доске запись: Познакомиться со звуком … и буквой, ….
Учиться отличать …
Учиться читать….)
1. Познакомиться со звуком [ш] и буквой, которая его обозначает.
2. Учиться отличать звук [ш] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв.
3. Учиться читать слоги, слова с новой буквой.
- Это и будет планом нашего урока.
- Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новыми звуками, буквами?
(Для улучшения дикции, чтобы уметь читать слова с новой буквой).
- Какие знания и умения нам потребуются?
(Знания о звуке и букве, умение выделять звук, сравнивать, делать выводы).
IV. Реализация построенного проекта.
Слайд 2
Работа с картинками.
(На доске картинки, все слова на этих картинках начинаются со звука [ш])
- Назовите слова, изображенные на картинках.
- Что общего у всех картинок, изображенных на доске?
- Исключите одну из данных картинок по самостоятельно найденному признаку.
(Слово Шарманщик отвечает на вопрос кто?, а остальные слова отвечают на вопрос что?. Слово Шарманщик обозначает один предмет, а остальные слова - несколько предметов).
- А кто такой шарманщик? (Бродячий музыкант с шарманкой).
(читаем объяснение слова в толковом словаре)
- А что такое шарманка? (Ручной орган).
- Произнесите первый звук в слове Шарманщик. ([ш]).
- Какой это звук: гласный или согласный? Докажите.
(При произнесении звука [ш] воздух встречает препятствие, значит он согласный).
- Какой он: твердый или мягкий? (Твердый).
- Звонкий или глухой?
(При его произнесении слышится только шум, значит он глухой).
- Дайте полную характеристику звуку [ш].
(Согласный, глухой, твердый).
- Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?
- Как это определить? («Включить» голос).
- Какой согласный является парным глухому согласному звуку [ш]? (Звонкий [ж]).
2. Постановка проблемы, открытие новых знаний.
- Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание.
(один ученик за компьютером работает над составлением звуковой схемы)
Работа в группах.
- Каждой группе нужно отгадать загадку и составить звуковые схемы отгадок.
1 группа. 2 группа.
На квадратиках доски На четыре ноги
Короли свели полки. Надевали сапоги.
Нет для боя у полков Перед тем как надевать,
Ни патронов, ни штыков. Стали обувь надувать.
(Шахматы) (Шины)
3 группа. 4 группа.
У меня нос колкий, Сижу верхом, не зная на ком,
Как у иголки, Знакомого встречу –
Но не шью, Соскочу, привечу.
А дырявлю только. (Шапка)
(Шило)
- Какой звук [ш] во всех отгадках: твердый или мягкий?
- Может быть, случайно так получилось, что звук [ш] во всех словах твердый? Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук [ш] произносился бы мягко. (Дети работают в парах).
- Получилось? (Нет).
- Какой вывод можно сделать? (Звук [ш] всегда твердый).
- Вот вы и открыли секрет согласного звука [ш]. Он всегда твердый.
3. Знакомство с новой буквой.
- С новым звуком познакомились. Что дальше по нашему плану мы должны делать?
- Кто знает, как называется буква, которая обозначает звук [ш]?
- Звук [ш] обозначается буквой «ша».
Слайд (диск)
(показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, строчной и заглавной)
- Для чего нужна заглавная, строчная буква «ша»?
- Найдите в алфавите букву «ша».
Слайд 3
- На что похожа буква «ша»? Прослушав стихотворении, вы узнаете, с чем сравнили образ буквы «ша» поэты?
(ребята читают стихи и показывают букву)
1. Посмотри на букву Ш – 2. Ах, табуретка хороша!
Буква очень хороша, Перевернул – и буква «ша».
Потому что из нее 3. Шура сено ворошил,
Можно сделать Е и Ё. Вилы в сене позабыл.
- Ребята, выложите на парте букву «ша» из фасоли.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
- Не поворачивая головы, скажите, картинки с изображением каких предметов вы заметили? В какой части слова находится звук [ш]?
- Еще раз поверните голову вправо, влево. Чем отличаются картинки изображенные справа от картинок изображенных слева? (ед. число, мн. число)
V. Первичное закрепление во внешней речи.
1. Работа с абаками.
-
- Сделайте вывод.
- Знакомим букву «ша» с гласной буквой «и», запишите и прочитайте.
- Как звучит согласный звук [ш]: твердо или мягко? (Твердо).
Физкультминутка.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Работа с книгой
Чтение текста с. 17 (по-цепочке).
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе?
- Свой ответ подтвердите предложением из текста. Прочитайте это предложение.
- Какой бывает осень? (золотой, дождливой, поздней)
- Какое слово должно звучать в нашем предложении?
- Что автор говорит нам о рябине? Прочитайте.
- Как вы понимаете слово кисти «горели»? (краснели, алели, пылали)
-Вспомните, какие значения имеет слово кисти?
Слайд 6.(кисти ягод( синоним- грозди), кисти для рисования, кисти рук)
- Что говорится о ребятах?
- Сколько ребят пошли в лес?
- Как вы догадались?
- Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].
- Какое название вы дадите нашему рассказу?
Индивидуальная работа по карточкам.
- Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!
Карточка 2 (читающим учащимся)
Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать все эти предметы?
ГРУШАБРИКОСЛИВАНАНАС
Слайд 8. Проверка
VIII. Итог урока.
- Посмотрите на наш план урока и подведите итог нашей работы.
- Справились мы со своими задачами?
IX. Рефлексия.
11