Министерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахтынская средняя общеобразовательная школа№3»
Открытый урок
по окружающему миру
в 4 «в» классе
Тема:
«Зона арктических пустынь"
Провела
учитель начальных классов
МКОУ «Ахтынская СОШ№ 3»
Асаева Валида Уруджевна
Цель: познакомить с зоной арктических пустынь.
Задачи:
Сформулировать представление о природной зоне арктических пустынь;
Развивать навыки исследовательской работы (умение пользоваться справочниками, энциклопедиями, интернетом и т. д.) ;
Развивать монологическую речь
Оборудование: слайды с изображением животных, материалы для чтения.
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Тут затеи, и кроссворды,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.
Проверка домашнего задания: текст № 11.
Блиц-опрос у карты:
Самое большое озеро России? (Каспийское);
Река, впадающая в Каспийское море-озеро? (Волга);
Река, соединяющая Байкал с Северно-Ледовитым океаном? (Енисей);
Самая длинная река России? (Обь);
Моря Атлантического океана? (Балтийское, Чёрное);
Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко», «Ладога-матушка»? (Ладожское, Онежское);
В список Всемирного наследия внесено …? (озеро Байкал).
Дидактическая игра «Моря–океаны»:
Балтийское море Северный Ледовитый океан
Море Лаптевых
Чукотское море
Берингово море Тихий океан
Карское море
Баренцево море
Восточно-Сибирское море Атлантический океан
Чёрное море
Охотское море
Физкультминутка (Звучит песня: «Про медведей»).
Сообщение темы и цели урока.
Мы отправляемся с Вами туда, где царство холода, снега и льда.
Отправимся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. Наш путь сегодня лежит в Арктику или в зону арктических пустынь.
Члены нашей экспедиции знакомьтесь: географы, ботаники и зоологи (таблички на столах).
Какую одежду выберем для членов экспедиции? (меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо, тёмные очки).
Выступление членов экспедиции:
Экспедиции географов предстоит выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?»
Географы, вам слово.
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.
Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.
Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.
Какие растения встречаются в этой зоне? Слово ботаникам
В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.
Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.
Какие животные населяют Арктическую пустыню? Слово зоологам.
Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.
Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.
Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.
Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.
Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.
Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.
Физкультминутка: Топай, Мишка, хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка,
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?
Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.
Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.
Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.
Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.
Экологические проблемы Арктики.
Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.
Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).
Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.
Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.
Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.
Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.
Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.
Обобщение знаний.
Рассмотрим таблицу «Арктика – царство снега и льда» (зона ледяных пустынь, ледяная зона).
Географическое положение;
Освещённость;
Растительный и животный мир (придумай цепи питания)
Деятельность человека.
Домашнее задание (стр. 78 – 86, тест № 12). Разгадать кроссворд, загадку. Продумать исследовательскую работу про тундру.
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса.
Ой, горит – пылает пламя,
Над сверкающими льдами.
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет. (Северное сияние)
Подведение итогов урока.
Сложите цепи питания, которые можно наблюдать в Арктике:
в одоросли рачки рыбы птицы;
в одоросли рачки рыбы тюлени;
р ыбы тюлени белые медведи;
в одоросли рачки рыбы белые медведи;
Найдите верную цепь питания:
в одоросли рачки рыбы гагарки белые медведи;
в одоросли рачки сайки (рыбы) тюлени
Молодцы! Все хорошо поработали!