Открытый урок по окружающему миру в 4 «в» классе Тема: «Зона арктических пустынь"

Отзыв об уроке окружающего мира в 4 «Г» классе

по теме «Зона арктических пустынь»

учителя начальных классов Асаевой В.У.

В соответствии с требованиями ФОП учитель, Асаева В.А, в плане урока сформулировала следующую цель: создать условия для ознакомления детей с родной страной Россией и особенностями климата.

Организация урока соответствовала его типу, а именно, урок «открытия» нового знания. Урок проводился с использованием интерактивного оборудования. Данная форма способствовала заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизировало деятельность участвующих.

На уроке ярко были выделены 5 этапов: организационная часть, актуализация знаний, постановка проблемы, совместное «открытие» и применение знаний (работа в паре), самостоятельное применение знаний, оценивание работы учащихся, итог урока. Это говорит о соответствии урока его целям и содержанию. Следует отметить, что каждый этап сопровождается целеполаганием.

Следуя требованиям ФГОС, Валида Уруджевна на каждом этапе планирует личностные, метапредметные и предметные результаты учащихся. В ходе урока все запланированные результаты были достигнуты. Четвероклассники умеют контролировать свою готовность к уроку, строят свои высказывания. На этапе актуализации опорных знаний они активно участвуют в беседе, опираясь на знания, полученные ранее, слушают выступление своего товарища, участвуют в диалоге по прослушанному работая в паре. Особого внимания заслуживает факт постановки учащимися проблемы, а также определения самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.

Перечисленные результаты достигнуты благодаря тому, что учитель профессионально использует технологию личностно-ориентированного обучения.

Содержание урока научно обосновано, соответствует требованиям программы, учитывает возрастные особенности младших школьников. Урок имеет практическую направленность, и учитель часто в вопросах обращается к личному опыту учащихся.

Эмоциональная атмосфера на уроке была доброжелательной, что способствовало активной деятельности и учителя, и учащихся.

Зам. директора по УВР

МКОУ «Ахтынская СОШ№3» Ахмедова З.С.

Содержимое разработки

Министерство образование и науки РД Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ахтынская средняя общеобразовательная школа№3»

AutoShape 2




Открытый урок

по окружающему миру

в 4 «в» классе

Тема:

«Зона арктических пустынь"



















Провела

учитель начальных классов

МКОУ «Ахтынская СОШ№ 3»

Асаева Валида Уруджевна


Цель: познакомить с зоной арктических пустынь.

Задачи:

  1. Сформулировать представление о природной зоне арктических пустынь;

  2. Развивать навыки исследовательской работы (умение пользоваться справочниками, энциклопедиями, интернетом и т. д.) ;

  3. Развивать монологическую речь

Оборудование: слайды с изображением животных, материалы для чтения.


  1. Организационный момент:

    1. Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Тут затеи, и кроссворды,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час.


  1. Проверка домашнего задания: текст № 11.


  1. Блиц-опрос у карты:

        1. Самое большое озеро России? (Каспийское);

        2. Река, впадающая в Каспийское море-озеро? (Волга);

        3. Река, соединяющая Байкал с Северно-Ледовитым океаном? (Енисей);

        4. Самая длинная река России? (Обь);

        5. Моря Атлантического океана? (Балтийское, Чёрное);

        6. Какие озёра в народе называют «Онего-батюшко», «Ладога-матушка»? (Ладожское, Онежское);

        7. В список Всемирного наследия внесено …? (озеро Байкал).



  1. Дидактическая игра «Моря–океаны»:

Балтийское море Северный Ледовитый океан

Море Лаптевых

Чукотское море

Берингово море Тихий океан

Карское море

Баренцево море

Восточно-Сибирское море Атлантический океан

Чёрное море

Охотское море


  1. Физкультминутка (Звучит песня: «Про медведей»).


  1. Сообщение темы и цели урока.

Мы отправляемся с Вами туда, где царство холода, снега и льда.

Отправимся в путешествие с севера на юг по природным зонам России. Наш путь сегодня лежит в Арктику или в зону арктических пустынь.

Члены нашей экспедиции знакомьтесь: географы, ботаники и зоологи (таблички на столах).


  1. Какую одежду выберем для членов экспедиции? (меховые костюмы, унты, меховые шапки, варежки и шерстяные маски, закрывающие лицо, тёмные очки).


  1. Выступление членов экспедиции:

Экспедиции географов предстоит выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?»


Географы, вам слово.


    1. Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. Здесь очень суровые условия. Почему? А потому, что солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.

    2. Зимой в Арктике полярная ночь. Она длится 179 суток. Темноту освещают луна, звезды и северное сияние. Очевидцы рассказывают, что оно похоже на причудливый занавес, который колышется в тёмном небе. Занавес разделён на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до -60 0С. Летом – полярный день. Длится он 186 дней в году. Тепла нет. Температура чуть выше 0 0С (+3, +4 0С). Поэтому льды не успевают таять, осадки выпадают в виде снега.

Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.


Какие растения встречаются в этой зоне? Слово ботаникам


    1. В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.

Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.


Какие животные населяют Арктическую пустыню? Слово зоологам.


    1. Морскими водорослями питаются рачки, а рачками – рыбы. В ледяной воде много разнообразной рыбы: арктическая треска, сайка и арктический голец. Рыба – основная пища для животных и птиц.

    2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами». С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.

Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.

    1. Все животные Арктики – отличные пловцы. Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день.

    2. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500 килограмм. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.

Вывод: Итак, все хорошо поработали. Можно ли назвать ледяную зону пустынной? Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.


  1. Физкультминутка: Топай, Мишка, хлопай, Мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

О ком мы ещё не говорили? Ничего не хотите у меня спросить? А человек тут живёт?

  1. Коренным жителем Арктики человек не является, но Арктика всегда привлекала людей своей загадочностью.

    1. Самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий океан пролегает через Северный Ледовитый океан. Это Северный морской путь. Впереди мощный ледокол прокладывает путь, а за ним целая вереница судов, груженная товарами стройматериалами и т. д.

    2. Здесь работают научные станции. Учёные изучают природу, погоду. Собранные сведения помогают ледоколам прокладывать путь, а метеорологам делать прогнозы погоды.

    3. Люди в морях Северного Ледовитого океана занимаются охотой, рыболовством.

  2. Экологические проблемы Арктики.

Но там где люди появляются – появляются и экологические проблемы.

Какие? (Вот эти экологические знаки помогут рассказать о них).

    1. Воды Северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Гибнет планктон – основная пища для рыб.

    2. Неумеренная охота привела к тому, что стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит. Они занесены в Красную книгу России. Под охрану взяты «птичьи базары», ограничена ловля рыбы.

    3. Создан заповедник на острове Врангеля. Его называют «родильным домом» для белых медведей. Сюда с наступлением полярной ночи спешат самки белых медведей, устраивают себе берлогу, где в начале декабря выводят потомство (2 медвежат), реже одного или троих медвежат. Мать кормит, согревает их, с наступлением тёплых дней разрывает снег и выводит их из берлоги. До двух лет.

Здесь есть овцебыки. Больше нигде их не встретить. Странные животные: туловище – быка, морда – овечья, рога, густая шерсть.

Это единственное место – где гнездятся белые гуси. Их здесь сотни тысяч. Негде ступить! Они строят гнёзда, высиживают яйца, на людей не обращают никакого внимания.

  1. Обобщение знаний.

Рассмотрим таблицу «Арктика – царство снега и льда» (зона ледяных пустынь, ледяная зона).

  • Географическое положение;

  • Освещённость;

  • Растительный и животный мир (придумай цепи питания)

  • Деятельность человека.


  1. Домашнее задание (стр. 78 – 86, тест № 12). Разгадать кроссворд, загадку. Продумать исследовательскую работу про тундру.



Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса.

Ой, горит – пылает пламя,

Над сверкающими льдами.

Кто зажёг огонь чудесный,

Золотой костёр небесный?

Никого за тучей нет,

Это с неба льётся свет. (Северное сияние)


  1. Подведение итогов урока.

Сложите цепи питания, которые можно наблюдать в Арктике:

в одоросли рачки рыбы птицы;

в одоросли рачки рыбы тюлени;

р ыбы тюлени белые медведи;

в одоросли рачки рыбы белые медведи;

Найдите верную цепь питания:

в одоросли рачки рыбы гагарки белые медведи;

в одоросли рачки сайки (рыбы) тюлени


Молодцы! Все хорошо поработали!


Сохранить у себя:
Открытый урок по окружающему миру в 4 «в» классе Тема: «Зона арктических пустынь"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки