Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по окружающему миру
в 2-ом классе
на тему:
«Природная зональность»
Разработала:
Хизриева А. Г., учитель начальных классов
Каспийск 2018г.
Тема урока: Природная зональность
Цели урока:
Познакомить учащихся с природными зонами и проявлением закона природной зональности.
Развивать речь, наблюдательность и познавательный интерес, умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы, работать в группе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи в соответствии с этапами урока:
1. Организовать готовность к уроку, настроить учащихся на работу.
2. Систематизировать знания об экосистемах
3. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала
4. Изучить правила и законы распределения природных зон с севера на юг
5. Подвести итог работы
6.Рефлексия
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые технологии, приемы и методы: проектная технология; здоровьесберегающая технология, проблемный метод, побуждающий и подводящий диалоги, методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
Оборудование:
учебник «Окружающий мир»
презентация к уроку
компьютер, проектор, презентация к уроку,
звукозапись классической музыки «Адажио»,
запись музыкальной физминутки,
пейзажи природных зон, рисунки растений, животных
карта «Природные зоны»,
задания, карточки для работы в группах,
глобус
конверты для рефлексии
Этапы урока Цель этапа (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Оргмомент ( 1 мин) | -Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок! |
|
Повторение изученного на прошлом уроке (2 мин.) | - Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок?
- Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи? | - В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики».
-Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам.
|
Актуализация знаний и постановка проблемы. (5 мин) | - Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать за пределы нашей республики. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест. Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке? СЛАЙД - Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время?
- Сколько поясов освещённости на Земле? - Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе?
- Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить? -Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора. Согласны? - А меня с собой возьмёте?
| - Лето и зима
- Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность. СЛАЙД
- Два холодных, два умеренных и один жаркий
предположения детей
-каким образом влияет количество солнечного тепла на природу.
-Да |
Совместное «открытие» знаний (работа в группах) ( 7 – 10 мин) | - каждая группа во время путешествия выполнит своё задание. - Первая группа «Географы» - попробуют выяснить, меняется ли поверхность Земли, климат. - Вторая группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания. - Третья группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания. - И четвёртая группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать. - Памятка работы в группе у вас на столах, а также задания и справочная информация. - надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся?
- На работу вам даётся 10 минут, по моему звоночку работу заканчиваем и выбираем, кто будет представлять работу всей группы. Удачи!
| Сидят по группам, читают, разбирают задание ( во время работы групп звучит звукозапись классической музыки «Адажио»)
Выполняют задание по группам |
Физминутка. (СЛАЙДЫ С ЗАРЯДКОЙ) (3 мин)
Презентация работ каждой группой ( 12 мин) |
- Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными? Прошу «географов» представить свою работу.
- Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе?
- Прошу представить свою работу «ботаников».
Какой вывод вы сделали?
- Прошу представить свою работу «зоологов»
- Какой вывод вы сделали?
- Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет количество солнечного тепла на природу?
- Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями?
- Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности.
- Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать?
- Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка в природных зонах.
- Спасибо большое, «экологи».
|
- Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы.
- Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый.
- Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги.
Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.
Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться.
- Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.
Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата.
- предположения детей
Человек
Во многие северные районы пришла современная техника, построены города. Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса, уничтожаются пожарами, много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева.
|
Итог работы. (4 мин) | - Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу. -Скажите, как звучит тема нашего урока? - От чего зависит смена природных зон?
- Есть нарушения в экосистемах?
-На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно.
|
Природные зоны От количества солнечного тепла, от климата
Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы |
Рефлексия. ( 2 мин) | - Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне?
- Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус.
- Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен! -Спасибо за урок.
| В лесной
|