Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по окружающему миру
в 2-ом классе
на тему:
«Природная зональность»
Разработала:
Хизриева А. Г., учитель начальных классов
Каспийск 2018г.
Тема урока: Природная зональность
Цели урока:
Познакомить учащихся с природными зонами и проявлением закона природной зональности.
Развивать речь, наблюдательность и познавательный интерес, умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы, работать в группе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи в соответствии с этапами урока:
1. Организовать готовность к уроку, настроить учащихся на работу.
2. Систематизировать знания об экосистемах
3. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала
4. Изучить правила и законы распределения природных зон с севера на юг
5. Подвести итог работы
6.Рефлексия
Тип урока: изучение нового материала
Применяемые технологии, приемы и методы: проектная технология; здоровьесберегающая технология, проблемный метод, побуждающий и подводящий диалоги, методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
Оборудование:
учебник «Окружающий мир»
презентация к уроку
компьютер, проектор, презентация к уроку,
звукозапись классической музыки «Адажио»,
запись музыкальной физминутки,
пейзажи природных зон, рисунки растений, животных
карта «Природные зоны»,
задания, карточки для работы в группах,
глобус
конверты для рефлексии
Этапы урока Цель этапа (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
( 1 мин) | -Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок! | |
(2 мин.) | - Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок? - Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи? | - В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики». -Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам. |
(5 мин) | - Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать за пределы нашей республики. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест. Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке? СЛАЙД - Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время? - Сколько поясов освещённости на Земле? - Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе? - Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить? -Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора. Согласны? - А меня с собой возьмёте? | - Лето и зима - Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность. СЛАЙД - Два холодных, два умеренных и один жаркий предположения детей -каким образом влияет количество солнечного тепла на природу. -Да |
( 7 – 10 мин) | - каждая группа во время путешествия выполнит своё задание. - Первая группа «Географы» - попробуют выяснить, меняется ли поверхность Земли, климат. - Вторая группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания. - Третья группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания. - И четвёртая группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать. - Памятка работы в группе у вас на столах, а также задания и справочная информация. - надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся? - На работу вам даётся 10 минут, по моему звоночку работу заканчиваем и выбираем, кто будет представлять работу всей группы. Удачи! | Сидят по группам, читают, разбирают задание ( во время работы групп звучит звукозапись классической музыки «Адажио») Выполняют задание по группам |
Физминутка. (СЛАЙДЫ С ЗАРЯДКОЙ) (3 мин) Презентация работ каждой группой ( 12 мин) | - Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными? Прошу «географов» представить свою работу. - Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе? - Прошу представить свою работу «ботаников». Какой вывод вы сделали? - Прошу представить свою работу «зоологов» - Какой вывод вы сделали? - Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет количество солнечного тепла на природу? - Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями? - Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности. - Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать? - Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка в природных зонах. - Спасибо большое, «экологи». | - Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы. - Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый. - Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги. Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться. - Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг. Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата. - предположения детей Человек Во многие северные районы пришла современная техника, построены города. Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса, уничтожаются пожарами, много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева. |
(4 мин) | - Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу. -Скажите, как звучит тема нашего урока? - От чего зависит смена природных зон? - Есть нарушения в экосистемах? -На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно. | Природные зоны От количества солнечного тепла, от климата Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы |
( 2 мин) | - Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне? - Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус. - Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен! -Спасибо за урок. | В лесной |